Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1338/2023 ~ М-662/2023 от 14.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                 15 мая 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зенкевичем В.И.,

с участием представителя истца Нягашкиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1338/2023 по административному исковому заявлению Леопаевой Марины Ивановны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Административный истец Леопаева М.И. обратилась в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилого здания административное, назначением нежилое, с кадастровым номером , площадью 520,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 782 541 рублей; кадастровой стоимости нежилого здания производственного корпуса, назначением нежилое, с кадастровым номером , площадью 526,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 255 006 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами , , кадастровая стоимости которых определена Приказом Министерства имущественных отношений от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской облети» по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 265 044,58 рублей и в размере 10 362 890,12 рублей соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, которая определена отчетами об оценке ООО «Логика», чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Нягашкина И.И., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация м.р. Волжский Самарской области, администрация г.п. Смышляевка, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу Леопаевой М.И. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- здание с кадастровым номером , площадью 520,8 кв.м, назначением: нежилое, наименование: здание административное, расположенное по адресу: <адрес>

- здание с кадастровым номером , площадью 526,7 кв.м, назначением: нежилое, наименование: здание производственного корпуса, расположенное по адресу: <адрес>

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 определена кадастровая стоимость зданий по состоянию на 01.01.2021, которая составляет в отношении здания с кадастровым номером – 8 256 044, 58 рублей, в отношении здания с кадастровым номером – 10 362 890, 12 рублей, указанные сведения внесены в ЕГРН 10.01.2022.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является, в том числе кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 14.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке.

Отчетом об оценке № 0063-01/23 (2) от 30.03.2023 оценщика Ильиной О.А. независимой оценочной компании ООО «Логика» определена рыночная стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 255 006 рублей. Отчетом об оценке № 0063-01/23 (1) от 30.03.2023 оценщика Ильиной О.А. независимой оценочной компании ООО «Логика» определена рыночная стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 782 541 рубль.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка и здания основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости объектов недвижимого имущества на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Леопаевой Марины Ивановны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , площадью 520,8 кв.м, назначением: нежилое, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 5 782 541 (пять миллионов семьсот восемьдесят две тысячи пятьсот сорок один) рубль.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , площадью 526,7 кв.м, назначением: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 255 006 (четыре миллиона двести пятьдесят пять тысяч шесть) рублей.

Датой подачи Леопаевой М.И. заявления в суд считать 14.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2023 года.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-1338/2023 ~ М-662/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Леопаева М.И.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского поселения Смышляевка
ГБУ СО "ЦКО"
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация административного искового заявления
17.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.07.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.08.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее