№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года город Омск
Октябрьский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Дорошкевич А.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа города Омска к бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Омска обратился в суд с названным иском, указав в обоснование требований следующее. Прокуратурой Октябрьского АО г. Омска в порядке контроля объектов, имеющих нарушения противопожарного состояния, не устраняемых длительный период времени, проведена проверка в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Проверкой установлено, что длительное время не устранены следующие нарушения: 1. Звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают уровень звука постоянного шума в защищаемом помещении (фактически звуковые сигналы обеспечивают уровень звука в защищаемых помещениях 42-73 дБА, при постоянном допустимом уровне звука (шума) 40 дБА (спальные помещения) и 50 дБА (все остальные помещения); 2. Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи (обрыв, короткое замыкание) между отдельными техническими средствами системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, входящими в ее состав; 3. Не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Нарушения до настоящего времени не устранены. Указанные нарушения при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушают права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер прокуратурой округа в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании изложенного просил обязать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» устранить нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения, а именно: обеспечить звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре уровень звука в любой точке не менее, чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (фактически звуковые сигналы обеспечивают уровень звука в защищаемых помещениях 42-73 дБА, при постоянном допустимом уровне звука (шума) 40 дБА (спальные помещения) и 50 дБА (все остальные помещения); обеспечить автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи (обрыв, короткое замыкание) между отдельными техническими средствами системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, входящими в ее состав; - организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, кроме того обязать Департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование работ по устранению указанных нарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска ФИО3 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Заведующая БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» Газ ОГли Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала, не отрицала наличие нарушений, выявленных в ходе проведения в отношении БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» прокуратурой Октябрьского АО г. Омска проверки соблюдения требований законодательства в сфере противопожарной безопасности. Дополнительно указала, что в связи с отсутствием финансирования требования об устранении названных нарушений являются невыполнимыми, поскольку самостоятельных доходов учреждение не имеет. В результате обращений в Департамент образования Администрации г. Омска после получения представления прокурора были получены ответы о рассмотрении вопроса о выделении финансирования на расходы, при принятии бюджета на 2024 – 2025 год.
Представитель департамента образования Администрации г. Омска, при надлежащем извещении о дате рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, в представленном в материалы дела отзыве выразил несогласие с исковыми требованиями прокурора, указав, что устранить выявленные нарушения самостоятельно БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» не имеет возможности, так как это требует больших финансовых вложений. Несмотря на то, что Администрация г. Омска принимает все возможные меры для пополнения доходной базы бюджета г. Омска, имеющийся потенциал не позволяет обеспечить увеличивающиеся из года в год расходные обязательства муниципалитета.
Представитель третьего лица Территориального отдела надзорной деятельности ОАО г. Омска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, детство находится под защитой государства.
В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции, государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Из материалов дела следует, что БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав).
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска в отношении указанного образовательного учреждения проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №». В результате данной проверки установлено, что в учреждении имеются неисполненные в полном объеме предписания ТОНД Октябрьского административного округа г. Омска УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
1. Звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают уровень звука постоянного шума в защищаемом помещении (фактически звуковые сигналы обеспечивают уровень звука в защищаемых помещениях 42-73 дБА, при постоянном допустимом уровне звука (шума) 40 дБА (спальные помещения) и 50 дБА (все остальные помещения);
2. Не обеспечено автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи (обрыв, короткое замыкание) между отдельными техническими средствами системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, входящими в ее состав;
3. Не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Как следует из содержания искового заявления, а также пояснений старшего помощника прокурора Октябрьского АО г. Омска, до настоящего времени образовательным учреждением вышеуказанные предписания в полном объеме не исполнены.
В судебном заседании заведующая БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» указанное обстоятельство подтвердила, ссылалась на отсутствие финансирования для обеспечения противопожарной безопасности, осуществляемого со стороны департамента образования.
Согласно представленным доказательствам, заведующей БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» в связи с отсутствием собственных средств, в адрес департамента образования направлялись служебные письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, содержащие просьбу выделить денежные средства для устранения нарушений в области пожарной безопасности. В направленных в ответ на названные обращения письмах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ департаментом указывалось, что планом финансово-хозяйственной деятельности на 2022 г., 2023 г. года бюджетному дошкольному образовательному учреждению расходы для выполнения предписания не предусмотрены. В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что вопрос о выделении финансирования будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени какое-либо финансирование данных расходов департаментом образования Администрации города Омска БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» не предоставлено, несмотря на то, что отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками требований законодательства.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Ст. 2 вышеназванного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя, помимо прочего, нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принимаемые в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ.
Согласно подп. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в РФ, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из Устава БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3).
Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации города Омска (п. 1.6.).
Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омская область. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (п. 1.8).
В соответствии с п. 1.10 Устава, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Пунктами 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Однако непринятие БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №», Департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних.
Решением Омского городского Совета от 15.12.2021 года № 365 «О бюджете города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать образовательное учреждение необходимыми средствами.
Однако, из представленной в материалы дела переписки БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №11» с департаментом образования Администрации г. Омска по вопросу выделения денежных средств на осуществление мероприятий по мерам противопожарной безопасности следует, что запрос о выделении финансирования на данные расходы не удовлетворен.
Оценив изложенное, применительно к приведенным нормам закона, учитывая, что до настоящего времени выявленные в результате проверки нарушения БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании названного образовательного учреждения не устранены, непринятие БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №», а также Департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, требования прокурора суд полагает обоснованными, учитывая также, что обозначенные нарушения, в случае возникновения пожара могут повлечь массовую гибель людей и причинение тяжкого вреда здоровью, что не соответствует установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов граждан, целям предупреждения возникновения и развития, а также минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку не устранение нарушения требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, и государству в целом, а также нарушает права воспитанников на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность. Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением исковых требований, на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» устранить следующие нарушения законодательства в части создания безопасных условий обучения:
обеспечить звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре уровень звука в любой точке не менее, чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (фактически звуковые сигналы обеспечивают уровень звука в защищаемых помещениях 42-73 дБА, при постоянном допустимом уровне звука (шума) 40 дБА (спальные помещения) и 50 дБА (все остальные помещения);
обеспечить автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи (обрыв, короткое замыкание) между отдельными техническими средствами системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, входящими в ее состав;
организовать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из здания при пожаре, с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Обязать Департамент образования Администрации города Омска осуществить финансирование работ по устранению Бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» нарушений законодательства в части создания безопасных условий обучения.
Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка - детский сад №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Дорошкевич А.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено «17» января 2024 года.