Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-339/2023 ~ М-124/2023 от 08.02.2023

.

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Богучаны    Красноярского края                      15 мая 2023 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Аветян Г.Н.,

при секретаре Терпуговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Обществу с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес» об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» обратилось в Богучанский районный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес», мотивировав свои требования тем, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Богучанхимлес» заключен договор аренды лесного участка от 21.08.2008 ., согласно которому Арендодатель обязуются предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок, сроком на 22 года, площадью 11 537 га, находящийся в государственной собственности, расположенный: ., кварталы ., имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре . Заготовка древесины ООО «Богучанхимлес» производилась в соответствии с лесной декларацией от 16.03.2021 № 1 в период с 25.03.2021 по 19.03.2021. По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 01.08.2022, лесничим Красногорьевского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество» Г., при участии государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» А.., в отсутствие представителя ООО «Богучанхимлес», надлежащим образом извещенного о дате, времени осмотра мест рубок по Договору, произведен осмотр лесных участков, расположенных: . в ходе которого выявлены нарушения требований лесного законодательства. Просят обязать ООО «Богучанхимлес» принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу, а именно: в квартале . произвести очистку мест рубок на площади 0,99 га; произвести опашку по периметру лесосеки минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м — 288 м., произвести очистку стены леса от порубочных остатков на протяжении 445 м; в квартале . произвести очистку мест рубок на площади 0,2 га.

В судебное заседание истец Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, своего представителя не обеспечили. В поданном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии истца, поддержав исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание ответчик Общество с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, своего представителя не обеспечил. Причину неявки не сообщил.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно части 1 статьи 25 Лесного Кодекса Российской Федерации использование лесов может осуществляться с целью заготовки древесины.

В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ и являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а так же при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

Согласно пунктам 1 и 5 приложения к Приказу лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367, при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.

В судебном заседании установлено, что между агентством лесной отрасли Красноярского края (далее - Арендодатель) и ООО «Богучанхимлес» заключен договор аренды лесного участка ., согласно которому Арендодатель обязуются предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок, сроком на 22 года, площадью 11 537 га, находящийся в государственной собственности, расположенный: ., кварталы ., имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0153-2008-08-3307-1.

Заготовка древесины ООО «Богучанхимлес» производилась в соответствии с лесной декларацией от 16.03.2021 № 1 в период с 25.03.2021 года по 19.03.2021 года.

По окончании заготовки древесины в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 01.08.2022, лесничим Красногорьевского участкового лесничества КГБУ «Гремучинское лесничество» Г. при участии
государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» А. в отсутствие
представителя ООО «Богучанхимлес», надлежащим образом извещенного о дате, времени осмотра мест рубок по Договору, произведен осмотр лесных участков, расположенных: ., квартал . в ходе которого выявлены нарушения требований лесного законодательства, а именно:    

в квартале ., размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,99 га, что является нарушением требований подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила заготовки древесины); отсутствие минерализованной полосы по периметру лесосеки — 228 м., что является нарушением пунктов 1, 5 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367 (далее - Приказ); сдвиг порубочных остатков на протяжении 445 м, что является нарушением требований пункта 21 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 «О Правилах санитарной безопасности в лесах» (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), акт осмотра лесосеки от 01.08.2022;

в квартале . размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,2 га, что является нарушением требований подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, акт осмотра лесосеки от 01.08.2022.

Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а так же при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Богучанхимлес» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 45 924 рублей 36 копеек, что подтверждается расчетами ущерба и расчетно-технологической картой.

Согласно технологической карте мероприятия, подлежащие выполнению в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах - создание минерализованной полосы по периметру лесосеки шириной не менее 1,4 метра.

Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 «О Правилах санитарной безопасности в лесах».

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливают единые требования по санитарной безопасности во всех лесных районах РФ и являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

Согласно пункту 21 Правил санитарной безопасности в лесах, при разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

Сведений о принятии ответчиком достаточных мер для недопущения вменяемых нарушений при заготовке древесины в ходе рассмотрения дела не установлено.

Захламление лесов порубочными остатками, то есть отходами лесозаготовок, представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые, в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности.

Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.

В этой связи крайне важно проведение очистки мест рубок, удаление порубочных остатков с лесосек и приведение их в состояние, обеспечивающее условия для возобновления леса и предупреждающее возникновение пожаров и эрозийных процессов.

Согласно Уставу лесничеств, в полномочия лесничеств входят обязанности: обеспечивать охрану и защиту лесов, находящихся в их ведении, в том числе, обеспечивать постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, осуществлять предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, подготавливать материалы по передаче в пользование лесного фонда лесопользователям, передавать лесные участки и принимать их от лесопользователей после завершения срока действия соответствующих договоров (аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи лесных насаждений), подготавливать акты приема-передачи лесных участков, подписывать акты осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки) и хранение их в лесничестве.

Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, не представлено.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Допущенный ответчиком факт нарушения лесного законодательства сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 статьи 77 Федерального закона. «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Положения ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» коррелируют с положениями ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Согласно ч. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов (часть 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).

КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.

Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

С учетом изложенного, суд находит требования КГКУ «Лесная охрана» об обязании ООО «Богучанхимлес» устранить нарушения лесного законодательства в квартале ., произвести очистку мест рубок на площади 0,99 га; произвести опашку по периметру лесосеки минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м - 288 м., произвести очистку стены леса от порубочных остатков на протяжении 445 м; ., произвести очистку мест рубок на площади 0,2 га, законными и обоснованными.

Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, в КГКУ «Лесная охрана» не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств суд полагает возможным установить для ООО «Богучанхимлес» трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для устранения допущенных нарушений норм лесного законодательства, принимая во внимание разумность его пределов, погодные условия, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, с ООО «Богучанхимлес» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Обществу с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес» об устранении нарушений лесного законодательства – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес» принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно:

в квартале ., произвести очистку мест рубок на площади 0,99 га; произвести опашку по периметру лесосеки минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м - 288 м., произвести очистку стены леса от порубочных остатков на протяжении 445 м;

в квартале . произвести очистку мест рубок на площади 0,2 га.

в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Богучанхимлес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей (шесть тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:                             Г.Н. Аветян

2-339/2023 ~ М-124/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
ООО "Богучанхимлес"
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Аветян Галина Николаевна
Дело на сайте суда
boguchan--krk.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
09.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2023Предварительное судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Дело оформлено
13.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее