Дело № 21-480/2020
Судья Алексеева А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 октября 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу Тимофеева Ростислава Николаевича на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № от 27 мая 2020 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица – главы администрации <данные изъяты> Чувашской Республики Тимофеева Ростислава Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ ),
установил:
постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики № от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года, глава администрации <данные изъяты> Чувашской Республики Тимофеев Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Тимофеев Р.Н. обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, прихожу к следующему.
Частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).(часть 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ).
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, прокуратурой <данные изъяты> Чувашской Республики совместно с контрольно – счетной палатой <данные изъяты> Чувашской Республики проведена проверка деятельности администрации <данные изъяты> Чувашской Республики, по результатам которой выявлены допущенные администрацией района нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в том, что актами приема – передачи от 30 мая 2019 года и от 30 сентября 2019 года администрацией <данные изъяты> от ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» принято оборудование для антитеррористической деятельности (ручные металлодетекторы и шлагбаум) не соответствующее техническим требованиям и условиям, установленным муниципальными контрактами № от 7 мая 2019 года, № от 27 августа 2019 года - в поставленных и принятых Заказчиком ручных металлодетекторах «Фенкс-П-07» в количестве 16 шт. отсутствовали предусмотренные техническим заданием режим работы, функция и индикатор; шлагбаумы всепогодные LD – 6000/5 в количестве 4 шт. не соответствовали установленным требованиям по длине стрелы, габаритным размерам тумбы и наличию ряда опций.
Конкретные несоответствия техническим требованиям, установленным в аукционной документации и техническим заданиям к муниципальным контрактам, перечислены в акте проверки по результатам контрольного мероприятия от 17 апреля 2020 года, и приведены должностным лицом органа административной юрисдикции в постановлении от 27 мая 2020 года и судьей районного суда в решении от 7 сентября 2020 года.
Заказчиком по контрактам – администрацией <данные изъяты> Чувашской Республики приняты и оплачены товары (оборудование) от поставщиков, не соответствующие по техническим характеристикам условиям контрактов и, тем самым, не соответствующие установленной за их поставку цене, предусмотренной контрактом, без устранения поставщиком недостатков.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором <данные изъяты> Чувашской Республики в отношении главы администрации <данные изъяты> Чувашской Республики Тимофеева Р.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, и вынесения заместителем министра финансов Чувашской Республики постановления № от 27 мая 2020 года о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия Тимофеева Р.Н. как должностного лица квалифицированы по части 10 статьи 7.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями законодательства о контрактной системе и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком принят товар (оборудование), не соответствующий условиям контракта (отсутствие предусмотренных режима работы, функций, индикации и т.д.) без предъявления к поставщику требования о замене товара либо принятии иных мер по устранению недостатков.
Как правильно указано судьей районного суда, в данном конкретном случае приемка Заказчиком такого товара, имеющего иную, более низкую стоимостную характеристику, свидетельствует о завышении фактической стоимости поставленного товара, что привело к дополнительному (необоснованному) расходованию заказчиком бюджетных средств.
Указанное образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения ввиду того, что ответственность за ненадлежащую приёмку выполненных работ по муниципальным контрактам несёт иное должностное лица, а выявленное несоответствие товара условиям контракта не привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, тщательно проверены судьей районного суда и обоснованно опровергнуты с подробным приведением мотивов.
Допущенные при исполнении обязательств по муниципальным контрактам № от 7 мая 2019 года, № от 27 августа 2019 года нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения главой Тимофеевым Р.Н. служебных полномочий должностного лица Заказчика.
Ответственными лицами за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок являются должностные лица (руководители) уполномоченных федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, финансируемых из бюджетов (федерального, местного или субъекта Российской Федерации), наделенные правом принимать указанные в статье 7.32 КоАП РФ решения. К таким руководителям относится глава администрации <данные изъяты> Чувашской Республики Тимофеев Р.Н.
Главой администрации <данные изъяты> Чувашской Республики на основании решения <данные изъяты> Собрания депутатов от 22 октября 2015 года № С-3/2 является Тимофеев Р.Н., который на основании Устава, утвержденного решением <данные изъяты> Собрания депутатов от 26 апреля 2012 года, осуществляет общее руководство деятельностью администрации района, её структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации, заключает договора, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом.
Надлежащие меры, направленные на обеспечение контроля администрацией <данные изъяты> Чувашской Республики за приемкой товара в соответствии с условиями муниципального контракта и требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, Тимофеевым Р.Н. предприняты не были.
Более того, как следует из представленных в материалы дела копии акта приема-передачи от 30 мая 2019 года, ручные металлодетекторы от имени Заказчика приняты главой Тимофеевым Р.Н. как товар без выявления недостатков (том 1, л.д. 163).
Несогласие заявителя с выводами судьи и оценкой доказательств основанием для отмены вынесенных по делу актов не является, при этом иных доказательств, которые бы не были предметом оценки при предыдущей судебной проверке и опровергали выводы судьи районного суда, в материалах дела не имеется и заявителем не представлены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Тимофееву Р.Н. как должностному лицу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушения процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемых актов, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № от 27 мая 2020 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 7 сентября 2020 года, вынесенные в отношении должностного лица – главы администрации <данные изъяты> Чувашской Республики Тимофеева Ростислава Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев