Судья Пантилеева Е.В.
Дело № 71-799/2022
УИД 59RS0035-01-2022-001990-13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 30 августа 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шпака Андрея Викторовича на постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 12 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 12 июля 2022 г. индивидуальный предприниматель Шпак А.В. (далее - ИП Шпак А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ИП Шпак А.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на принятие всех возможных мер для проведения вакцинации среди сотрудников.
В судебном заседании в краевом суде ИП Шпак А.В., защитники Я., Б., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1); решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный Приказом Минздрава России от 06 декабря 2021 г. № 1122н, включает профилактическую прививку против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных, в том числе на предотвращение распространения инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; к таким мерам отнесено проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. № 206 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (действовавший на момент выявления правонарушения) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации (пункт 1). Граждане, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования, такси подлежат обязательной вакцинации против COVID-19.
Пунктом 2.3 Постановления определено организовать в срок до 01декабря 2021 г. проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работающим на промышленных предприятиях (производствах) на основании трудового договора, гражданско-правового договора, не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом граждан, переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад.
Как следует из материалов дела, главным государственным санитарным врачом по г. Соликамску, г. Березники, Соликамскому, Красновишерскому, Чердынскому, Усольскому районам Пермского края ИП Шпаку А.В. выдано предписание № 3097 от 14 октября 2021 г. о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
В период с 14 декабря 2021 г. по 14 января 2022 г. на основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13 декабря 2021 г. № 847 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ИП Шпака А.В., осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок по адресу: ****.
В ходе проведения проверки установлено, что ИП Шпак А.В., осуществляя деятельность в сфере пассажирских перевозок, не организовал в срок до 01 декабря 2021 г. проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям сотрудникам предприятия, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19, с охватом не менее 80% от списочного состава коллектива с учетом переболевших граждан. На момент проведения проверки в период с 14 по 27 декабря 2021 г. вакцинировано или переболело 20,6% от списочного состава трудового коллектива, не вакцинировано и не переболело 79,4% сотрудников, чем нарушены требования статьи 11, части 1 статьи 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», пунктов 2.1, 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. № 206,, пункта 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предписание № 3097 от 14 октября 2021 г. о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте документарной внеплановой проверки № 38 от 14 января 2022 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 25 мая 2022 г. главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении ИП Шпака А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, оценив добытые доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ИП Шпака А.В. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а его действия правильно квалифицировал по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Доказательств принятия ИП Шпаком А.В. всех зависящих мер для соблюдения требований пункта 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. №206, не представлено, в связи с чем индивидуальный предприниматель обосновано привлечен к административной ответственности.
Факт совершения ИП Шпаком А.В. вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 165 от 25 мая 2022 г.; копией предписания № 3097 от 14 октября 2021 г. о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий; копией решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о проведении внеплановой документарной проверки № 847 от 13 декабря 2021 г.; актом документарной внеплановой проверки № 38 от 14 января 2022 г.; ответом ИП Шпака А.В. от 27декабря 2021 г. с приложенными документами и другими материалами дела.
Вместе с тем при рассмотрении данного дела об административном правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11 июля 2022 г. № 166 признано утратившим силу постановление Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 июля 2021 г. № 206 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Таким образом, постановление от 13 июля 2021 г. № 206, устанавливающего требования, за неисполнение которых в отношении ИП Шпака А.В. возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, в настоящее время и на момент рассмотрения дела в городском суде признано утратившим силу.
Постановление по делу об административном правонарушении от 12июля 2022г. в законную силу не вступило. Материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 12 июля 2022 г., вынесенное в отношении ИП Шпака А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. (вопрос № 22).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Соликамского городского суда Пермского края от 12июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шпака Андрея Викторовича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - (подпись)