Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1803/2022 от 28.04.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года                                                                 ***

Московский районный суд *** в составе председательствующего судьи З.В. Филипповой,

при секретаре Е.Д. Пудовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадеевой Г. К. к Участковой избирательной комиссии * ***, Территориальной избирательной комиссии ***, Избирательной комиссии ***, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по *** о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, взыскании процентов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Фадеева Г.К. обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании оплаты за работу в участковой избирательной комиссии, взыскании процентов, компенсации морального вреда.

В обоснование позиции указано, что постановлением территориальной избирательной комиссии *** г.Н.Новгорода сформированы участковые комиссии, в том числе и комиссия *. Состав комиссии утвержден в приложении к указанному постановлению ТИК. Я была членом участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса. Истец участвовала в выборах Президента Российской Федерации ЧЧ*ММ*ГГ* как член участковой избирательной комиссии (далее УИК) * с правом решающего голоса, в школе № *** г.Н.Новгорода, находящейся по адресу: г.Н.Новгород, ***. Председатель УИК Лебасова Е. В.. Работа проводилась в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ в период с ЧЧ*ММ*ГГ* до ЧЧ*ММ*ГГ*, как в будничные, так и в выходные дни. Работу на выборах Президента РФ выполняла честно и добросовестно. Графики работы и дежурств устанавливала председатель, задания по объёму работы получала от председателя. Все задания, которые были поручены выполнены истцом в полном объёме в срок, качественно и надлежащим образом. Считает, что размер ведомственного коэффициента за активную работу при подготовке и проведению выборов необоснованно занижен по сравнению с другими членами комиссии. ЧЧ*ММ*ГГ* председатель УИК сообщила о том, что за работу при подготовке выборов будет начислено не более 3 000 рублей. С жалобами по поводу нарушения права на равноправие и достойную оплату труда обращалась в территориальную избирательную комиссию ***. На письменное обращение, избирательной комиссией *** был дан ответ, что отработано на выборах 45, 4 часа, в том числе в будни дни 19, 2 часа, в выходные и нерабочие праздничные дни26, 2 часа. За работу начислено 3759 рублей с учетом ведомственного коэффициента 0, 5.

На основании изложенного, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд:

- взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по *** за работу на выборах Президента РФ ЧЧ*ММ*ГГ* в пользу Фадеевой Г.К. денежные средства в размере 5 012 рублей;

- взыскать с ответчиков в пользу Фадеевой Г.К. проценты за пользование чужими денежными средствами по правилами ст. 395 ГК РФ в размере 871 рубль 77 копеек;

- взыскать с ответчиков пользу Фадеевой Г.К. моральный вред в размере 20 000 рублей;

- взыскать с ответчиков в пользу Фадеевой Г.К. судебные расходы в размере 8 821 рубль, в том числе за оплату государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 421 рублей, расходы по оплате юридических услуг 8 000 рублей.

Стороны, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в суд не явились.

Ранее в материалы Министерство финансов РФ представил возражения на исковое заявление, в которых указано, что Фадеева Г.К. не согласна с размером дополнительной оплаты труда, однако коэффициент не занижен, а рассчитан в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением *. Кроме того, имеются определенные сроки направления избирательными комиссиями отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента РФ. В материалах дела не представлено доказательств причинения морального вреда, обосновывающих размер компенсации морального вреда. Требование о взыскании юридических услуг не соответствует нормам действующего законодательства, а также не соответствует требованиям разумности. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

        При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Судом установлено, что Фадеева Г.К. была назначена членом участковой избирательной комиссии избирательного участка № *** с правом решающего голоса по предложению Нижегородского регионального отделения Политической партии ЛДПР и осуществляла свои полномочия в период с 2013 по 2018 года.

        Порядок определения размера и выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члена избирательной комиссии определяется Федеральным законом от ЧЧ*ММ*ГГ* № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

        Согласно п.3 ст.64 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» лену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.

        Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* *.

        Согласно п.2 Порядка дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени. При этом ведомственный коэффициент, размер которого не должен превышать 1,5 (0?C?1,5), в пределах средств, предусмотренных в смете расходов избирательной комиссии на дополнительную оплату труда (вознаграждение), по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,0 (0?C?2,0).

        Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, членам участковых избирательных комиссий выплачивается на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

        Сроки выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной (штатной), устанавливаются решением соответствующей избирательной комиссии с учетом транспортной инфраструктуры и географических особенностей региона.

        Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией. Выплата дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов указанным членам избирательных комиссий осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

        Как следует из материалов дела, решениями участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ* * и от ЧЧ*ММ*ГГ* * утверждены графики работ членов избирательной участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса на выборах президента Российской Федерации в феврале 2018 года и в марте 2018 года.

        Согласно указанным графикам, Фадеева Г.К. в период подготовки и проведения выборов Президента Российской     Федерации отработала 45, 4 часа, из них в ночное время 2 часа, в будние дни 19, 2 часа, выходные и нерабочие праздничные дни 26, 2 часа.

        При этом фактическое количество отработанного времени истец Фадеева Г.К. не оспаривала.

        Оплата труда Фадеевой Г.К. за фактически отработанное время в комиссии составила 3 759 рублей.

        Указанную сумму Фадеева Г.К. не оспаривала.

        Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка * от ЧЧ*ММ*ГГ* * установлен срок выплат дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса за работу в период подготовки и проведения выборов – ЧЧ*ММ*ГГ*.

        ЧЧ*ММ*ГГ* решением * участковой избирательной комиссии избирательного участка * установлен размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации заместителю председателя, секретарю, иным членам участковой избирательной комиссии избирательного участка * с правом решающего голоса.

        Согласно данному решению, Фадеевой Г.К. установлен коэффициент в размере 0,5.

        При этом вышеуказанный Порядок не содержит каких-либо положений, исходя из которых, размер ведомственного коэффициента устанавливается менее 1 только в случаях некачественной работы члена избирательной комиссии.

        С учетом установленного коэффициента Фадеевой Г.К., её размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации составил в общей сумме 3759 рублей.

        Однако от получения указанных денежных средств Фадеева Г.К. отказалась, что подтверждается докладной председателя участковой избирательной комиссии * от ЧЧ*ММ*ГГ*, а также актом от ЧЧ*ММ*ГГ*, составленным и подписанным председателем Территориальной избирательной комиссии *** Орловым А.Л., членом Территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса Блиновым В.Е., председателем участковой избирательной комиссии * Гусаровой О.А., председателем участковой избирательной комиссии * Лебасовой Е.В. и заместителем председателя участковой избирательной комиссии * Бугорниковой Т.Е.

        Как следует из объяснений истца, она, действительно, была не согласна с коэффициентом 0,5 и попросила установить ей коэффициент 1, но ей в этом отказали.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона №19-ФЗ от ЧЧ*ММ*ГГ* "О выборах Президента Российской Федерации" законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от ЧЧ*ММ*ГГ* № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", цитируемый и иные федеральные законы.

Ст.9 указанного Закона определено, что финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с нормами п.1 ст. 57 указанного Закона, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в порядке, установленном пунктами 3 и 4 статьи 25 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России".

Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета, включая остатки средств предыдущих периодов, финансируются, в том числе, расходы избирательных комиссий на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях (п.2 ч.2 ст.64 указанного Закона).

П.8 ст. 57 указанного закона устанавливает, что не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в установленном порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1,3 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002г. N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования.

Проанализировав указанные нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что только не израсходованные избирательными комиссиями денежные средства возвращаются в доход федерального бюджета.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, денежные средства в размере 3759 были начислены Фадеевой Г.К., как члену участковой избирательной комиссии, то есть израсходованы на цели, связанные с работой избирательной комиссии, хоть фактически и не выплачены.

Поскольку указанные денежные средства были начислены в оплату дополнительной работы Фадеевой Г.К. и могли быть ей выплачены иным способом, кроме как наличными денежными средствами по ведомости, суд считает их подлежащими взысканию в пользу истца.

При этом, решением участковой избирательной комиссии, Фадеевой Г.К. установлен коэффициент в размере 0,5; оснований для применения иного коэффициента суд не усматривает.

Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* *.

При этом вышеуказанный Порядок не содержит каких-либо положений, исходя из которых, размер ведомственного коэффициента устанавливается менее 1 только в случаях некачественной работы члена избирательной комиссии.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией. Выплата дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов указанным членам избирательных комиссий осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

Вместе с тем, решение участковой избирательной комиссии о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов в отношении Фадеевой Г.К. в установленные сроки обжаловано и отменено не было. Каких-либо иных вступивших в законную силу решений судов, из которых следовало бы, что указанными решениями участковой избирательной комиссией были нарушены права Фадеевой Г.К., также не имеется.

Определяя лицо, с которого данные денежные средства подлежат взысканию после утверждения финансовых отчетов, с учетом анализа вышеприведенных норм, суд приходит к следующему выводу.

Выборы Президента Российской Федерации относятся к выборам федерального уровня, главным распорядителем бюджетных средств в силу закона является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, как лицо, уполномоченное затребовать денежные средства из бюджета федерального уровня.

В удовлетворении требований о применении норм ст. 395 ГК РФ суд отказывает, поскольку положения ст. 395 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства, не подлежат применению к отношениям по предоставлению оплаты в соответствии с вышеприведенным законодательством о выборах.

В тоже время, суд приходит к выводу и об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, принимая во внимание характер правоотношений, носящий имущественный характер, и субъектный состав участников. Рассматриваемые правоотношения регламентируются нормами законодательства о выборах, которыми не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, связанного с нарушениями прав члена избирательной комиссии на получение компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения).

Кроме того, суд приходит к выводу о взыскании компенсации расходов на юридическую помощь и почтовых расходов.

Согласно статье 94 ГПК Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016г. * «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В пунктах 11, 12 указанного постановления разъяснено, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 названною Постановления, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

На основании вышеизложенного, учитывая, что расходы на юридические услуги подтверждены документально, с учетом степени сложности рассматриваемого дела, количества судебных заседаний, объема документации, подлежавшей юридической оценке, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов на представителя в размере 3 000 рублей, а также документально подтвержденных расходов на оплату почтовых услуг в размере 421 рубль.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Фадеевой Г. К. удовлетворить частично.

Взыскать с Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в пользу Фадеевой Г. К. оплату за работу в участковой избирательной комиссии в размере 3 759 рублей, компенсацию расходов по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей, компенсацию почтовых расходов в размере 421 руль, расходы по оплате государственной пошлины 400 рублей.

В остальной части исковые требования Фадеевой Г. К. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья          З.В. Филиппова     Решение суда принято в в окончательной форме ЧЧ*ММ*ГГ*.

2-1803/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Московского района города Нижний Новгород
Фадеева Галина Константиновна
Ответчики
Избирательная комиссия Нижегородской области
Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области
Участковая избрательная комиссия №2498 г. Н.Новгорода
Территориальная избирательная комиссия Московского района г. Н.Новгорода
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
Суд
Московский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Филиппова З.В.
Дело на сайте суда
moskovsky--nnov.sudrf.ru
28.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2022Дело оформлено
17.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее