Дело № 2-228/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 08 ноября 2023 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Федореевой Е.П.,
с участием представителя истца – помощника прокурора
Кривошеинского района Томской области Петриковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Кривошеинского района Томской области в защиту неопределенного круга лиц к Г.Т.В. об обязании пройти профилактический медицинский осмотр,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Кривошеинского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кривошеинский районный суд с исковым заявлением к Г.Т.В. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований, сославшись на ст. 41 Конституции Российской Федерации, нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункт 9 и приложение к приказу Минздрава России от 21.03 2017 №н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Перечнь социально значимых заболеваний и перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, указал, что согласно информации ОГАУЗ «<адрес> больница»,
Г.Т.В. состоит <данные изъяты> Последний медицинский профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза Г.Т.В. проходила ДД.ММ.ГГГГ. Уклонение от прохождения флюорографического обследования на туберкулез ставит под угрозу здоровье окружающих граждан, поскольку указанное заболевание относится к категории тяжких, передается воздушно- капельным путем, требует длительного лечения.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные исковые требования и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Г.Т.В. надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, не известив об уважительных причинах неявки.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований – ОГБУЗ «<адрес> больница» в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав доводы истца, поддержавшего исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Приоритетным принципом охраны здоровья является профилактика в сфере охраны здоровья, которая обеспечивается, в том числе путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними (ст.ст. 4, 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как следует из положений ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, а также гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 46 указанного закона, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», противотуберкулезная помощь - это совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 указанного Федерального закона в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» утвержден Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 2 названного Порядка профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 9 и приложению к приказу Минздрава России от 21.03 2017 №н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» лица, состоящие на диспансерном наблюдении в психиатрических специализированных медицинских организациях, обязаны проходить профилактические осмотры 2 раза в год.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Перечнем социально значимых заболеваний и перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к социально значимым заболеваниям также относятся психические расстройства и расстройства поведения (коды заболеваний по МКБ- 10—F00-F99).
Согласно информации ОГАУЗ «<адрес> больница»,
Г.Т.В. <данные изъяты>
Последний медицинский профилактический осмотр в целях
выявления туберкулеза Г.Т.В. проходила ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа ОГАУЗ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Г.Т.В. состоит на <данные изъяты>
Таким образом, сведений о том, что ответчик дважды в 2023 году прошла профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, в судебном заседании не установлено.
Уклонение от прохождения флюорографического обследования на туберкулез ставит под угрозу здоровье окружающих граждан, поскольку указанное заболевание относится к категории тяжких, передается воздушно-капельным путем, требует длительного лечения.
Таким образом, неисполнение данной обязанности влечет риск заболевания туберкулезом, а при несвоевременном выявлении - последующий переход заболевания в активную и заразную форму, а значит, создает угрозу жизни и здоровью не только самого ответчика, но и других граждан.
Обращение прокурора с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц является правомерным.
Суд считает, что требуемый прокурором срок для исполнения решения суда, является разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой при подаче заявления истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Сведений о наличии оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины, в судебном заседании сторонами не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Г.Т.В. удовлетворить в полном объеме.
Обязать Г.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления заболевания туберкулеза в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Г.Т.В. в доход местного бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес> госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через Кривошеинский районный суд <адрес> в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: Д.Р. Серазетдинов
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Д.Р. Серазетдинов