Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2235/2022 ~ М-2129/2022 от 26.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 декабря 2022 года <адрес>

Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О9, с участием истца Ф.И.О4, представителя ответчика Ф.И.О10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (данные изъяты) по исковому заявлению Ф.И.О4 к Межрайонному Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) о признании незаконным распоряжения; установлении факта невозможности проживания в жилом помещении; восстановлении срока для обращения с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; обязании к включению в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

установил:

В обоснование исковых требований истцом указано, что он, до достижения 18-ти лет относился к категории детей-сирот, основанием к этому явилось то, что его мать Ф.И.О1 уклонялась от воспитания и была лишена родительских прав заочным решением Усольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец Ф.И.О2 умер ДД.ММ.ГГГГ. До его совершеннолетия он находился под опекой Ф.И.О3. В настоящее время проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, где является собственником 1/3 доли указанного жилого помещения. После достижения совершеннолетия он не обращался в органы опеки и попечительства для постановки на учет для получения жилья, он не знал о том, что имеет право на предоставление жилого помещения как сирота, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. В настоящее время он случайно узнал от посторонних лиц, что имеет на это право, в связи с чем, он, после достижения возраста 23-х лет, обратился в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) (<адрес>), с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в целях последующего включения его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по муниципальному образованию <адрес>. Распоряжением (данные изъяты)-ро от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с достижением возраста 23 лет. Об указанном распоряжении он был уведомлен письмом (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ. Ему было в письменном виде разъяснено о возможности в судебном порядке восстановить его право по признанию факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Он своевременно, до достижения возраста 23-х лет, в список не был включен, так как не был информирован о наличии у него такого права по объективным причинам, однако он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отказ Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) (<адрес>) лишает его права на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом уточненного искового заявления, просил признать незаконными распоряжение Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-ро; установить факт невозможности его проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; восстановить ему срок для обращения с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес> (л.д. 124).

В судебном заседании истец Ф.И.О4 на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) Ф.И.О10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 84-86, 131).

Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> Ф.И.О11, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась по ходатайству о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 74-75, 76).

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений <адрес> Ф.И.О12, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 27, 28).

Третьи лица Ф.И.О7, Ф.И.О8 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, обозрев материалы учетных дел на имя Ф.И.О4, Ф.И.О6, материалы личного дела опекаемого Ф.И.О4, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 данной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет).

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в случае, если они являются гражданами Российской Федерации и место их жительства находится на территории <адрес>.

Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в <адрес>» детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-ОЗ для установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - факт невозможности проживания), указанные лица или их представители обращаются в исполнительный орган государственной власти <адрес>, осуществляющий управление в сфере опеки и попечительства (далее - орган опеки и попечительства), по месту нахождения жилого помещения с заявлением об установлении факта невозможности проживания.

Установление факта невозможности проживания осуществляется не ранее достижения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, возраста 14 лет.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что с февраля 2006 года Ф.И.О4 находился под опекой Ф.И.О3, что подтверждается постановлением (данные изъяты) главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), поскольку мать Ф.И.О1 заочным решением Усольского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав (л.д. 9-10), отец Ф.И.О2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-СТ (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Из материалов личного дела опекаемого Ф.И.О4 следует, что на момент лишения матери родительских прав истец проживал с бабушкой Ф.И.О3 по адресу: <адрес>, а также у него собственности имелась 1/5 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, указанное жилое помещение было закреплено за ним.

Согласно акта обследования помещения (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 39, 40).

Распоряжением (данные изъяты)-р администрации муниципального района <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 41).

Кроме этого, в собственности Ф.И.О4 имелась 1/3 доли квартира, расположенной по адресу: <адрес>, 2/3 доли принадлежали его бабушке Ф.И.О5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15)

После смерти бабушки Ф.И.О5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, открылось наследство в виде 2/3 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решением мирового судьи судебного участка (данные изъяты) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О7, Ф.И.О8 и Ф.И.О4 восстановлен срок для принятия наследства после смерти бабушки Ф.И.О5 (л.д. 91-92).

Согласно материалам наследственного дела (данные изъяты) к имуществу умершей Ф.И.О5 заявления о принятии наследства поступили от Ф.И.О7, Ф.И.О8, Ф.И.О4 в лице опекуна Ф.И.О3, в связи с чем нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 97-117).

Таким образом, в собственности Ф.И.О4 находится 5/9 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а у его сестер Ф.И.О7 и Ф.И.О8 по 2/9 долей квартиры у каждой, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 65-66).

Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О4 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89).

Из пояснений истца Ф.И.О4 следует, что в настоящее время он проживает в квартире по адресу: <адрес>, со своей семьей: женой Ф.И.О13 и двумя несовершеннолетними детьми Ф.И.О14 и Ф.И.О15, сестры в указанной квартире с ними не проживают, что так же подтверждается поквартирной карточкой.

ДД.ММ.ГГГГ истцу Ф.И.О4 исполнилось 23 года.

В судебном заседании истец Ф.И.О4 пояснил, что его сестра Ф.И.О6, 1997 года рождения, реализовала свое право на предоставление ей жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, данное право ею реализовывалось путем установления факта невозможности проживания в жилом помещении при обращении в органы опеки в 2016 году, с последующим включением ее в список детей-сирот, именно от сестры он узнал, что может реализовать свое право на получение жилого помещения, поэтому он обратился в Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) (<адрес>), с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в целях последующего включения его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>, по муниципальному образованию <адрес>, ранее он не знал о том, что имеет право на предоставление жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О4 обратился в орган опеки и попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>.

Распоряжением (данные изъяты)-ро от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) Ф.И.О4 отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 13).

Уведомлением (данные изъяты) Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О4 разъяснено о возможности в судебном порядке восстановить право по признанию факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (л.д. 12).

Из пояснений истца Ф.И.О4 следует, что после лишения его матери родительских прав он находился под опекой бабушки, проживал с ней на территории <адрес>, в 2016 году женился и проживает с семьей в квартире по адресу: <адрес>. квартира находится в долевой собственности с его сестрами Ф.И.О7 и Ф.И.О8, которые не препятствуют к его проживанию с семьей в данной квартире, но предлагают ему выкупить их доли. Он не намерен выкупать доли сестер, так как ему не дают кредит.

Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что попечительство над Ф.И.О4 прекратилось по достижении им 18 лет, то есть в 2011 году, с этого времени истец был вправе самостоятельно защищать свои права, в том числе обратиться с заявлением включения его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>. Вместе с тем, с заявлением он обратился только ДД.ММ.ГГГГ по достижению им 29 лет.

Кроме этого, судом установлено, что Ф.И.О4 продолжал постоянного проживать на территории <адрес>, проходил обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работал в городе, что подтверждается справками (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49, 50, 51, 52, 54-54), имеет регистрацию и постоянно проживает по адресу: <адрес>, оснований для установления факта невозможности проживания в указанном жилом помещении не имеется. Напротив сам истец указал, что проживает в нем с семьей, долевые собственники жилого помещения – сестры, проживать в нем не препятствуют. Довод истца о том, что он не имеет финансовой возможности выкупить доли сестер, не может быть отнесен к факту невозможности проживания в жилом помещении.

Каких – либо уважительных причин, объективно препятствующих истцу обратиться к ответчику с заявлением своевременно до 2016 года, истцом не представлено, как и доказательств уважительности пропуска срока с таким заявлением, в связи с чем исковые требования Ф.И.О4 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Норкина

2-2235/2022 ~ М-2129/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Межрайонное Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 4
Другие
Иванова Татьяна Сергеевна
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Иванова Светлана Сергеевна
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Норкина М.В.
Дело на сайте суда
usolsky--irk.sudrf.ru
26.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2022Передача материалов судье
01.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Подготовка дела (собеседование)
07.09.2022Подготовка дела (собеседование)
07.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Дело оформлено
04.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее