Судья Фазылов П.В. |
№ 12-62/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
13.09.2023 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1" на постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1",
установил:постановлением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.07.2023 Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Карелия " Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1" (далее – Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
С таким постановлением судьи не согласно Учреждение, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что судья не установил квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не указал в какой из перечисленных в ее диспозиции периодов допущено нарушение санитарных правил, какое предписание не выполнено и какие последствия это повлекло. Негативных последствий действия Учреждения не вызвали, и состав вмененного правонарушения отсутствует. Генеральная уборка проводится еженедельно во всех помещениях, однако сведения о ее периодичности не вносятся в журнал. Законность постановлений Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27.06.2021 № 3 и от 01.03.2022 № 1 вызывает сомнение, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ сроки проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям и категории подлежащих вакцинации граждан утверждаются Минздравом России. Полномочия устанавливать обязательные требования в период режима повышенной готовности главные государственные санитарные врачи субъектов РФ не имеют. Учреждение не оказывает социальные услуги, поэтому оснований для отстранения от работы не прошедших вакцинацию работников на основании Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, не имеется. Предусмотренные п. 2 ст. 33, подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ основания для отстранения сотрудников от работы работодателем или органом Роспотребнадзора также отсутствуют. Среди работников нет заболевших или носителей инфекционных заболеваний. Граждане имеют право на отказ от вакцинации, при этом Учреждение, являющееся бюджетной организацией, не располагает средствами для вакцинации. В то же время оно приняло необходимые меры, и большая часть работников получила соответствующие медицинские сертификаты.
Заслушав защитников Учреждения (...)., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200000 до 500000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В силу ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктами 1, 3 ст. 29 Закона установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID 19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 2 1307н).
В силу ст.ст. 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В развитие данных норм в субъектах РФ приняты правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Карелия с 12.03.2020 был введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия. Данный акт действует по настоящее время.
СП 3.1/2.4.3598-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (далее - Правила), направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров.
Пункт 2.3 Правил устанавливает обязательность проведения в организации противоэпидемических мероприятий, включающих генеральную уборку не реже одного раза в неделю.
Согласно п.п. 1 и 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 27.06.2021 № 3 (далее - Постановление) руководителям органов и организаций, осуществляющим деятельность на территории Республики Карелия, в том числе, в сфере образования, летнего оздоровительного отдыха, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, с 01.03.2022 необходимо поддержание уровня "коллективного иммунитета" в организации (учреждении) не менее 80% от общей численности работающих (сотрудников) с учетом лиц, имеющих один из следующих документов установленного образца: действующий медицинский сертификат о вакцинации против новой коронавирусной инфекции или перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией, действующий медицинский сертификат со сведениями о положительных результатах исследований на наличие антител к COVID-19.
Основанием привлечения Учреждения к административной ответственности послужили выявленные 17.02.2023 и 28.03.2023 в ходе выездной плановой проверки, проведенной на основании решения от 31.01.2023 №, следующие обстоятельства. Учреждение, осуществляя свою деятельность в зданиях по адресам: г. Костомукша, ул. Ленинградская, д. 11 и г. Костомукша, ул. Строительная, д. 39а (стационарное отделение), допустило следующие нарушения санитарных требований:
1. в нарушение п.п. 1, 3 ст. 29 Закона, п. 2.3 Правил в стационарном отделении генеральная уборка осуществляется с периодичностью 1 раз в месяц;
2. в нарушение тех же положений Закона и п. 2.4 Постановления не обеспечено поддержание "коллективного" иммунитета не менее 80 % от общей численности работающих (сотрудников) против коронавирусной инфекции (COVID - 19).
Указанные обстоятельства и вина Учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются решением о проведении контрольного мероприятия, уведомлением о проведении проверки, свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления на здание детского дома, утвержденным директором Учреждения списком сотрудников отделения социальной реабилитации, списком сотрудников отделения дневного пребывания, копиями медицинских книжек сотрудников, утвержденным директором Учреждения графиком генеральной уборки стационарного отделения, актом проверки, представленными Учреждением сведениями о вакцинации, выпиской из ЕГРЮЛ, иными материалами дела, объяснениями представителя административного органа.
Доводы жалобы о соблюдении установленной периодичности генеральных уборок в здании стационара подлежат отклонению. Представленный документ, поименованный как график проведения генеральных уборок (л.д. 135-136), заслуживает критической оценки. Документ утвержден в 2023 г., вместе с тем, в нем зафиксированы факты проведения уборок в 2022 г. Конкретной даты утверждения документ не содержит. Кроме того, данный график был приложен позднее к адресованным суду возражениям, и не представлялся в ходе проверки административному органу. Вместо него был предъявлен иной график от 30.12.2022 (л.д. 84), согласно которому 1 раз в неделю производится генеральная уборка туалетов и ванных. Остальные помещения, в том числе, лестницы, кабинеты, коридоры, жилые и игровые комнаты, а также изолятор, подвергаются генеральной уборке один раз в месяц.
Ссылка Учреждения на принятие зависящих от него мер для поддержания "коллективного иммунитета" персонала и отсутствие такой обязанности подлежит отклонению. Постановление является действующим актом и издано на основании п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона и ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Деятельность Учреждения связана с социальным обслуживанием несовершеннолетних, в том числе осуществлением деятельности по уходу с обеспечением проживания и предоставлением социальных услуг (л.д. 123). В связи с этим, вопреки доводам жалобы, оснований полагать о том, что изложенные в Постановлении предписания не распространяются на деятельность Учреждения, не имеется.
По делу установлено и не оспаривается, что из 46 сотрудников обоих корпусов Учреждения (л.д. 20, 49) 10 сотрудников переболели коронавирусной инфекцией, 13 человек вакцинированы, 2 имеют медицинский отвод (л.д. 108). Соответственно, уровень "коллективного иммунитета" составляет 54 % что существенно ниже требуемого. Мотивированных доводов о принятии Учреждением каких-либо мер по повышению данного уровня, обстоятельного объяснения причин невозможности поднятия данного показателя, либо взятия данного вопроса на контроль в дело не представлено. В связи с этим ссылки подателя жалобы на отсутствие необходимых полномочий не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с обоснованностью привлечения Учреждения к административной ответственности не имеется. Поскольку правонарушение совершено во время сохраняющейся угрозы распространения заболевания, представляющего повышенную опасность для окружающих, оснований не согласиться с правильностью квалификации содеянного не имеется.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела и бюджетного характера финансирования Учреждения по делу правомерно назначено наказание с применением ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено. Судебный акт обстоятельно мотивирован и содержит надлежащее описание события вмененного правонарушения.
Иные доводы жалобы также не опровергают обоснованность привлечения Учреждения к административной ответственности и правильность назначенного наказания.
Аналогичная позиция по делу Учреждением излагалась ранее и получила надлежащую оценку в постановлении судьи городского суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12.07.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ГБУ СО РК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |