63RS0039-01-2022-000435-98
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 июня 2022г.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1443/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице МИ ФНС России № по <адрес> к Миронову А. В. о возмещении ущерба, причиненного преступлением,
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице МИ ФНС России № по <адрес> к Миронову А. В. о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Борисова
63RS0039-01-2022-000435-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГг.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1443/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице МИ ФНС России № по <адрес> к Миронову А. В. о возмещении ущерба, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице МИ ФНС России № по <адрес> к Миронову А.В. о возмещении ущерба, причиненного преступлением, указав, что исполняющим обязанности прокурора <адрес> 16.08.2021г. утверждено обвинительное заключение по обвинению Миронова А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ.
Миронов А. В. совершил уклонение от уплаты налогов подлежащих уплате организацией путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, при следующих обстоятельствах:
Так, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> зарегистрировано и поставлено на налоговый учет общество с ограниченной ответственностью «АНТИК» (далее ООО «АНТИК») с присвоением регистрационного номера № и идентификационного номера налогоплательщика - 6315006039. С 24.09.2015г. ООО «АНТИК» состоит на учете в МИФНС России № по <адрес>, по адресу: <адрес>.
ООО «АНТИК» осуществляет деятельность на основании законодательства Российской Федерации, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также других нормативных актов и Устава общества, и является юридическим лицом.
Юридическим адресом ООО «АНТИК» является: Российская Федерация, <адрес>, а фактически организация располагается по адресу: Российская Федерация, <адрес>, а так же по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Видами экономической деятельности ООО «АНТИК» является предпринимательская деятельность, незапрещенная законодательством Российской Федерации, основной вид деятельности: строительство жилых и нежилых зданий.
В силу п. 19.6.1 Устава ООО «АНТИК» единоличный исполнительный орган Общества — Генеральный директор, избирается общим собранием участников Общества сроком на пять лет.
Согласно п. 19.6.2 Устава ООО «АНТИК» единоличный исполнительный орган Общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; организует ведение бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в обществе.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.
В силу ст.ст. 19, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать законом установленные налоги и сборы, вести учет объектов налогообложения, обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик и плательщик сборов обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 5 и п. 6 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
В соответствии со ст. 143 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации.
Согласно статьи 146 «Объект Налогообложения» главы 21 «Налог ка добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 ст. 153 «Налоговая база» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В силу ст. 163 «Налоговый период» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый период по налогу на добавленную стоимость в 2018-2019 годах устанавливался, как квартал.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 171 «Налоговые вычеты» (часть вторая) Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных нрав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 «Порядок применения налоговых вычетов» (часть вторая) НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 174 «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания услуг, в том числе для собственных нужд), за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость предоставляется в срок не позднее 25 -го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с ч. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с ч. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2019г. налогообложение производится по налоговой ставке 20 96.
Согласно с ч. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), в 2018 году налогообложение производится по налоговой ставке 18 %.
Вместе с тем, Миронов А.В., являясь генеральным директором ООО «АНТИК» в соответствии с решением единственного участника ООО «АНТИК», в нарушение вышеуказанных нормативных актов, решил использовать свое должностное положение для совершения преступления, направленного на уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, в крупном размере.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального Закона РФ № 402-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О бухгалтерском учете», Миронов А.В. являлся лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета.
Однако, в период с 2018 года по 2019 год, но не позднее 25.10.2018г., более точные дата и время следствием не установлены, находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, у Миронова А.В. возник преступный умысел, направленный на включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, в целях последующего уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость с организации ООО «АНТИК», в крупном размере и получения незаконной налоговой выгоды.
Так, по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности ООО «АНТИК» за 3 квартал 2018 года в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, Миронов А.В. должен был самостоятельно исчислить и уплатить в бюджетную систему РФ от деятельности ООО «АНТИК» налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года в сумме 31 961 543 рублей.
Реализуя задуманное, в период с ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, Миронов А.В., находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, умышленно использовал фиктивные договоры с ООО «АЛЬКОР» ИНН №, ООО «АТЛАНТ» ИНН №, ООО «ОМЕГА» ИНН №, ООО «ТЕХПРОМ» ИНН №.
Фактически указанные организации поставку строительных материалов не выполняли. Таким образом, Мироновым А.В. умышленно была создана ситуация искусственного документооборота и схема финансово-экономических отношений по сделкам, с целью получения незаконной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операций.
Действуя в нарушение установленного порядка исчисления и уплаты налогов, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации путем внесения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, в крупном размере, из корыстных побуждений для оставления денежных средств в организации ООО «АНТИК», в которой он являлся руководителем, и, имея возможность распоряжаться ими, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе Российской Федерации и желая этого, не позднее ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, умышленно включил в бухгалтерский учет ООО «АНТИК» подложные документы по фиктивным взаимоотношениям с ООО «АЛЬКОР» ИНН №, ООО «АТЛАНТ» ИНН №, ООО «ОМЕГА» ИНН №, ООО «ТЕХПРОМ» ИНН №.
После чего, ДД.ММ.ГГГГ. неустановленное следствием лицо, которое не было оповещено о преступных намерениях Миронова А.В., не зная, что представленные им документы содержат заведомо ложную информацию, включил в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года ложные сведения, а именно:
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам», предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в строку 3 190 03 «Общая сумма налога, подлежащая вычету» внесла значение «37 953 967» вместо «6 401 735»;
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам» в строку 3 200 03 «Итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3» внесла значение «409 311» вместо «3 1 961 543».
Миронов А.В., достоверно зная, что в налоговую декларацию включены заведомо ложные сведения, действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов с организации ООО «АНТИК», в крупном размере, умышленно, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе РФ и желая этого, подписал указанную налоговую декларацию при помощи электронного цифровой подписи, которая в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ. была предоставлена посредством электроннотелекоммуникационной глобальной сети Интернет в Межрайонную инспекцию ФНС № России по <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 174 Налогового Кодекса Российской Федерации Миронов А.В. имел возможность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. самостоятельно исчислить налог на добавленную стоимость, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ. уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 31 961 543 рублей, однако, действуя умышленно, из корыстных побуждений, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере, данным правом налогоплательщика не воспользовался, и уплатил в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость в сумме 409 311 рублей.
Таким образом, Миронов А.В. в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ст. 23, ст. 80, гл. 21 Налогового кодекса РФ совершил уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 552 232 рублей.
По результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности ООО «АНТИК» за 4 квартал 2018 года в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, Миронов А.В. должен был самостоятельно исчислить и уплатить в бюджетную систему РФ от деятельности ООО «АНТИК» налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года в сумме 7 338 796 рублей.
Реализуя задуманное, в период с ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, Миронов А.В., находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, умышленно использовал фиктивные договоры с ООО «АЛЬКОР» ИНН №, ООО «ЛИРА» ИНН №, ООО «ТЕХПРОМ» ИНН №.
Фактически указанные организации поставку строительных материалов не выполняли. Таким образом, Мироновым А.В. умышленно была создана ситуация искусственного документооборота и схема финансово-экономических отношений по сделкам, с целью получения незаконной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операций.
Действуя в нарушение установленного порядка исчисления и уплаты налогов, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации путем внесения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, в крупном размере, из корыстных побуждений для оставления денежных средств в организации ООО «АНТИК», в которой он являлся руководителем, и, имея возможность распоряжаться ими, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе Российской Федерации и желая этого, не позднее ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, умышленно включил в бухгалтерский учет ООО «АНТИК» подложные документы по фиктивным взаимоотношениям с ООО «Алькор ИНН №, ООО «ЛИРА» ИНН №, ООО «ТЕХПРОМ» ИНН №.
После чего, ДД.ММ.ГГГГ. неустановленное следствием лицо, которое не было оповещено о преступных намерениях Миронова А.В., не зная, что представленные им документы содержат заведомо ложную информацию, включил в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года ложные сведения, а именно:
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в строку 3 190 03 «Общая сумма налога, подлежащая вычету» внесла значение «17 003 280» вместо «10 346 043»;
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» в строку 3 200 03 «Итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3» внесла значение «681 559» вместо «7 338 796».
После чего, Миронов А.В., достоверно зная, что в налоговую декларацию включены заведомо ложные сведения, действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов с организации ООО «АНТИК», в крупном размере, умышленно, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе РФ и желая этого, подписал указанную налоговую декларацию при помощи электронного цифровой подписи, которая в дальнейшем 25.01.2019г. была предоставлена посредством электроннотелекоммуникационной глобальной сети Интернет в Межрайонную инспекцию ФНС № России по <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 174 Налогового Кодекса Российской Федерации Миронов А.В. имел возможность в срок до 25.01.2019г. самостоятельно исчислить налог на добавленную стоимость, и в срок до 25.03.2019г. уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 7 338 796 рублей, однако, действуя умышленно, из корыстных побуждений, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере, данным правом налогоплательщика не воспользовался, и уплатил в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость в сумме 681 559 рублей.
Таким образом, Миронов А.В. в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ст. 23, ст. 80, гл. 21 Налогового кодекса РФ совершил уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ за 4 квартал 2018 года в сумме 6 657 237 рублей.
По результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности ООО «АНТИК» за 2 квартал 2019 года в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, Миронов А.В. должен был самостоятельно исчислить и уплатить в бюджетную систему РФ от деятельности ООО «АНТИК» налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2019 года в сумме 4 882 058 рублей.
Реализуя задуманное, в период с ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, Миронов А.В., находясь на территории <адрес>, более точное место следствием не установлено, умышленно использовал фиктивные договоры с ООО «КВАДРО-ЮГ» ИНН №, ООО «ДОЛИНТА» ИНН №.
Фактически указанные организации поставку строительных материалов не выполняли. Таким образом, Мироновым А.В. умышленно была создана ситуация искусственного документооборота и схема финансово-экономических отношений по сделкам, с целью получения незаконной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операций.
Действуя в нарушение установленного порядка исчисления и уплаты налогов, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации путем внесения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, в крупном размере, из корыстных побуждений для оставления денежных средств в организации ООО «АНТИК», в которой он являлся руководителем, и, имея возможность распоряжаться ими, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе Российской Федерации и желая этого, не позднее ДД.ММ.ГГГГ., более точные дата и время следствием не установлены, находясь на территории <адрес>, умышленно включил в бухгалтерский учет ООО «АНТИК» подложные документы по фиктивным взаимоотношениям с ООО «КВАДРО-ЮГ» ИНН №, ООО «ДОЛИНТА» ИНН №.
После чего, ДД.ММ.ГГГГ. неустановленное следствием лицо, которое не было оповещено о преступных намерениях Миронова А. В., не зная, что представленные им документы содержат заведомо ложную информацию, включил в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2019 года ложные сведения, а именно:
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в строку 3 190 03 «Общая сумма налога, подлежащая вычету» внесла значение «16 054 305» вместо «11 844 178»;
- в разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» в строку 3 200 03 «Итого сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3» внесла значение «671 931» вместо «4 882 058».
После чего, Миронов А.В., достоверно зная, что в налоговую декларацию включены заведомо ложные сведения, действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов с организации ООО «АНТИК», в крупном размере, умышленно, осознавая противоправность и фактический характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе РФ и желая этого, подписал указанную налоговую декларацию при помощи электронной цифровой подписи, которая в дальнейшем 25.07.2019г. была предоставлена посредством электроннотелекоммуникационной глобальной сети Интернет в Межрайонную инспекцию ФНС № России по <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 174 Налогового Кодекса Российской Федерации Миронов А.В. имел возможность в срок до 25.07.2019г. самостоятельно исчислить налог на добавленную стоимость, и в срок до 25.09.2019г. уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 4 882 058 рублей, однако действуя умышленно, из корыстных побуждений, реализуя свой преступный умысел, направленный на уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере, данным правом налогоплательщика не воспользовался, и уплатил в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость в сумме 671 931 рублей.
Таким образом, Миронов А.В. в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ст. 23, ст. 80, гл. 21 Налогового кодекса РФ совершил уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость в бюджетную систему РФ за 2 квартал 2019 года в сумме 4 210 127 рублей.
Всего в результате преступных действий Мироновым А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ., а также с ДД.ММ.ГГГГ. причинен ущерб бюджетной системе Российской Федерации в общей сумме 42 419 596,00 рублей в виде неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на добавленную стоимость в сумме 42 419 596,00 рублей, в том числе:
- за 3 квартал 2018 года —31 552 232 рублей, - за 4 квартал 2018 года — 6 657 237 рублей, за 2 квартал 2019 года —4 210 127 рублей.
При этом сумма неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, за период в пределах трех финансовых лет подряд превысила пятнадцать миллионов рублей, но не превышает сорок пять миллионов рублей, и составляет 42 419 596,00 рублей, что является крупным размером.
Действия Миронова А.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов подлежащих уплате организацией путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Постановлением судьи Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. уголовное дело в отношении Миронова А.В. прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора <адрес> просил суд взыскать с Миронова А. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу государства, в лице МИФНС № России по <адрес>, ущерб, причиненный преступлением, в размере 42 419 596, 00 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Баталова О.А., требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МИ ФНС № России по <адрес> Усов П.С., действующий на основании доверенности, полагал требования прокуратуры подлежащими удовлетворению.
Миронов А.В. и его представитель Линев И.В., действующий на основании ордера, возражали против удовлетворения заявленных требований, указали, что истцом не предоставлено доказательств невозможности исполнения налоговой обязанности ООО «АНТИК», возможно двойное взыскание с ответчика и юридического лица.
Конкурсный управляющий ООО «АНТИК» Колесников В.С., полагал иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в случае реализации имущества ООО «АНТИК» возможно удовлетворение требований МИ ФНС № России по <адрес>. В случае недостаточности имущества ООО «АНТИК» возможно привлечение Миронова А.В. к субсидиарной ответственности. Удовлетворение требований прокурора в настоящее время может привести к двойному взысканию.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено уголовное дело в отношении Миронова А.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Гражданский иск заместителя прокурора <адрес> о возмещении ущерба, в связи с совершением преступления в размере 42 419 596 рублей, оставлен без рассмотрения.
Суду предоставлен акт налоговой проверки № от 24.05.2021г., согласно которому по результатам налоговой проверки установлена неуплата налогов, сборов, недоимки в сумме 42 419 596 рублей.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу № А 55-29567/2020 ООО «АНТИК» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Колесников В.С. - член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих», адрес: <адрес>).
Из пояснений Конкурсного управляющего следует, что в соответствии со ст. 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и утверждённым собранием кредиторов ДД.ММ.ГГГГг., Определением Арбитражного суда <адрес> от 16.12.2021г. по делу № А55-295 67/2020, с учетом разногласий, возникших между ФНС России и конкурсным управляющим по утверждению Положения о порядке продажи имущества ООО «Антик»:
1. Арбитражный суд определил, что организатором торгов выступает конкурсный управляющий ООО «Антик»,
2. пункт 3.13 раздела 3 Положения о порядке продажи имущества ООО «Антик» установить в редакции конкурсного управляющего ООО «Антик».
Согласно Положению о торгах от ДД.ММ.ГГГГг. по реализации основного, выявленного актива ООО «Антик» - кредиторской задолженности в сумме 116 425 771,00 рублей, начались торги, которые осуществляет конкурсный управляющий ООО «АНТИК» Колесников B.C.
О данных торгах вышла публикация на ЕФРСБ № в газете Коммерсантъ Объявление №, ЕФРСБ № в газете Коммерсантъ Объявление №, на данный момент идет 2 этап торгов, и стоимость реализуемого лота составляет 104 783 193,90 рублей, Подведение итогов приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 Мск. Подведение результатов открытых торгов 03.06.2022г. в 15:00 Мск.
При продаже кредиторской задолженности все полученные средства направляются в конкурсную массу. В соответствии со ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается очерёдность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди выплачиваются средства по текущим платежам — на дату составления последнего отчёта от 18.02.2022г., они составляют 660 003,00 рублей, далее Первая очередь, куда входят все компенсации, положенные по причине причинения вреда жизни и здоровью, на дату составления последнего отчёта от 18.02.2022г., они составляют 0,00 рублей, во вторую очередь, выплаты выходных пособий и зарплаты, вознаграждения авторов интеллектуальных разработок. В этот перечень входит долг по уплате налогов с заработной платы, который появился до объявления банкротства - на дату составления последнего отчёта от 18.02.2022г., они составляют 153 536,00 рублей, далее кредиторы Третьей очереди, куда входят требования конкурсных кредиторов, а также органов с соответствующими полномочиями, - на дату составления последнего отчёта от 18.02.2022г. они составляют 24 044 366 рублей.
Требования ИФНС по уплате налогов и сборов включены в третью очередь кредиторов
ООО «Антик», Арбитражным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №А55- 29567/2020 с суммой 54 588 229,94 рублей в том числе: 42 195 596 рублей основной долг, 12 168 633,94 рублей пени.
После завершения процедуры банкротства ООО «Антик», ИФНС будет выплачена сумма в размере 55 089 332,94 рублей, если к данному моменту будет задолженность по текущим платежам, то данная сумма будет оплачена вне очереди. В случае, если имущество будет продано за сумму, которой не хватит для удовлетворения требований всех кредиторов, то средства будут распределяться между кредиторами пропорционально требований включённых в реестр кредиторов.
На сумму, которая будет не выплачена кредиторам (если это будет иметь место), будет подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица в соответствий со ст.61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 399 ГК РФ.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как предусмотрено статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации, виновное нарушение законодательства о налогах и сборах признается налоговым правонарушением, влекущим предусмотренную кодексом ответственность, а по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, соответственно административную или уголовную ответственность (часть 2 статьи 10 Налогового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П высказал правовую позицию, согласно которой обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину. Тем самым предполагается, что привлечение физического лица к ответственности за деликт в каждом случае требует установления судом состава гражданского правонарушения, - иное означало бы необоснованное смешение различных видов юридической ответственности, нарушение принципов справедливости, соразмерности и правовой определенности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, возмещение физическим лицом вреда, причиненного неуплатой организацией налога в бюджет или сокрытием денежных средств организации, в случае привлечения его к уголовной ответственности может иметь место только при соблюдении установленных законом условий привлечения к гражданско-правовой ответственности и только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей организацией-налогоплательщиком. В противном случае имело бы место взыскание ущерба в двойном размере (один раз - с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй - с физического лица в порядке гражданского законодательства), а значит, неосновательное обогащение бюджета, чем нарушался бы баланс частных и публичных интересов, а также гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности.
Таким образом, статья 15 и пункт 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации в системной связи с соответствующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - по своему конституционно-правовому смыслу - должны рассматриваться как исключающие возможность взыскания денежных сумм в счет возмещения вреда, причиненного публично-правовым образованиям в форме неуплаты подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов, с физического лица, которое было осуждено за совершение налогового преступления или в отношении которого уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при сохранении возможности исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком и (или) причастными к ее деятельности лицами, с которых может быть взыскана налоговая недоимка (в порядке ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иными субъектами, несущими предусмотренную законом ответственность по долгам юридического лица - налогоплательщика в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства о банкротстве.
После исчерпания или объективной невозможности реализации установленных налоговым законодательством механизмов взыскания налоговых платежей с организации-налогоплательщика и предусмотренных гражданским законодательством механизмов привлечения указанных лиц к установленной законом ответственности обращение в суд в рамках статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации к физическому лицу, привлеченному или привлекавшемуся к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, с целью возмещения вреда, причиненного публично-правовым образованиям, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней по ним является одним из возможных способов защиты и восстановления нарушенного права.
Следовательно, привлечение физического лица к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публично-правовому образованию в размере подлежащих зачислению в его бюджет налогов организации-налогоплательщика, возникший в результате уголовно-противоправных действий этого физического лица, возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для применения предусмотренных законодательством механизмов удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в предусмотренном законом порядке, в частности после внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении этой организации, либо в случаях, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно. Этим не исключается использование мер, предусмотренных процессуальным законодательством, для обеспечения возмещения причиненного физическими лицами, совершившими налоговое преступление, вреда в порядке гражданского судопроизводства после наступления указанных обстоятельств, имея в виду в том числе возможность федерального законодателя учесть особенности применения таких мер в данных правоотношениях с учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций.
Таким образом, учитывая, что имеются обстоятельства, которые не исключают возможность взыскания с юридического лица налоговой недоимки, учитывая, что ООО «АНТИК» является действующей организацией, доказательств невозможности удовлетворения требований об уплате обязательных платежей не представлено, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.
В случае удовлетворения требований МИ ФНС № за счет реализации имущества ООО «АНТИК», взыскание заявленной суммы недоимки с Миронова А.В. будет являться двойным взысканием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице МИ ФНС России № по <адрес> к Миронову А. В. о возмещении ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.