УИД: 54RS0010-01-2024-000455-86
Дело № 2-2057/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2024 года г. Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе председательствующего судьи Хитренко А.И.
при секретаре судебного заседания Кравченко Е.Н.
с участием истца Сивирилова И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СИ.ова И. К. к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
СИ.ов И.К. обратилась в суд с иском к департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, просил взыскать в счет возмещения ущерба, причиненного истцу в результате наезда автомобиля на яму (выбоину), 383 400 рублей, расходы по оплате независимой экспертизы в размере 4 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 082 рубля, почтовые расходы в размере 763 рубля 32 копейки.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 час. в городе Новосибирске вблизи <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Mercedes-Benz E200, г/н №, в результате наезда на яму (выбоину). В результате наезда у автомобиля образовались механические повреждения. Согласно экспертному заключению № А13-10/23 от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта с учетом округления составляет 383 400 рублей. Просил взыскать сумму причиненного ущерба в размере 383 400 рублей и возместить расходы, понесенные истцом в связи с необходимостью обращения в суд.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <адрес>.
Истец СИ.ов И.К. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения.
Представитель ответчика ДТ и ДБК мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направил возражение на исковое заявление, ранее пояснял, что в содержание дорог входит устранение ям, уборка территорий.
Представитель третьего лица МБУ <адрес> «ГЦОДД» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направил возражение на исковое заявление.
Представитель третьего лица МКУ <адрес> «УДС» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направил возражение на исковое заявление.
Представитель третьего лица администрация <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, административный материал, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что автомобиль Mercedes-Benz E200, г/н № принадлежит на праве собственности СИ.ову И.К. (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ в 15.00 час. вблизи <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Mercedes-Benz E200, г/н № в результате наезда на яму (выбоину).
Как следует из протокола осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, размеры ямы (выбоины) составляли: ширина – 2,0 м., длина 1.1 м., глубина 0,14 м. (л.д. 14). В возбуждении дела об административном правонарушении в отношении СИ.ова И.К. отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (л.д.13).
Для определения размера причиненного ущерба истец обратился в Сибирское экспертное бюро ИП Подольян А.Д., согласно экспертному заключению № А13-10/23 от ДД.ММ.ГГГГ, которого стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом округления составляет 383 400 рублей (л.д. 15-26). В соответствии с договором № А13-10/23 от ДД.ММ.ГГГГ оказания услуг по проведению автотехнической экспертизы, расходы по оценке ущерба составили 4 000 рублей (л.д. 27).
Лицо, право которого нарушено, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие по общему правилу в совокупности следующих условий: наступление вреда, противоправность причинителя вреда, причинная связь между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями, вина причинителя вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
Из смысла пункта 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ следует, что для возникновения права на возмещение убытков, вытекающих из деликтных отношений, истец обязан доказать факт причинения вреда конкретным лицом, размер убытков, а ответчик - отсутствие своей вины.
В соответствии с правилами статьей 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Пункт 5 ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.
На основании пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как следует из схемы места ДТП, указанным требованиям участок дорожного полотна вблизи <адрес> не соответствовал, поскольку имеющаяся на нем яма (выбоина) превышает допустимые значения по размерам.
Доказательств обратному суду не представлено. Не представлено и доказательств тому, что спорный участок дороги содержался в надлежащем состоянии, производился надлежащий и своевременный ремонт по устранению имеющихся дефектов, затрудняющих движение транспортных средств.
С учетом, установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия является состояние дорожного полотна.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 5 части 9 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорого и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Департамента являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К основным функциям департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> относятся: совместно с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, дорожными и иными заинтересованными организациями разработка программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также мероприятий по их реализации (пункт 3.3 Положения), осуществление в пределах компетенции управления и контроля деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (пункт 3.4.2 Положения).
Таким образом, именно на ДТиДБК мэрии <адрес> возложена обязанность по содержанию спорного участка дороги.
На ДТиДБК мэрии <адрес> возложено, в том числе осуществление в пределах компетенции управления и контроля деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (пункт 3.4.2 Положения).
В силу пункта 2.1 постановления мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке содержания автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>» организацию работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> осуществляют: департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> (далее - департамент) - в отношении автомобильных дорог IВ и II категорий и автомобильных дорог иных категорий с наличием маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - маршруты регулярных перевозок); администрации районов (округа по районам) <адрес> (далее - администрация) - в отношении автомобильных дорог III, IV и V категорий, за исключением автомобильных дорог с наличием маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, учитывая, что участок автодороги, на котором произошло ДТП, является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества <адрес>, ответственность за организацию работ по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, в частности, на спорном участке, осуществляет департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>.
Кроме того, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> осуществляет в пределах компетенции управление и контроль деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (пункт 3.4.2 Положения).
Спорный участок дороги не содержался надлежащим образом, имел недопустимые дефекты дорожного полотна, что в свою очередь явилось причиной ДТП, в результате которого причинен материальный ущерб истцу.
Выполнение указанных требований, возложено на департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, доказательств отсутствия своей вины и оснований освобождения от ответственности, данный ответчик не предоставил.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес>, который не принял необходимых мер по исполнению обязанностей предусмотренных законом в части надлежащего содержания дорог.
При определении размера причиненного истцу ущерба суд руководствуется экспертным заключением № А13-10/23 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом округления составляет 383 400 рублей (л.д. 15-26).
Ответчик данное заключение не оспаривал, у суда также не имеется оснований не доверять выводам эксперта.
В определении суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчику предлагалось представить доказательства иного размера ущерба. Однако в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации таких доказательств суду представлено не было.
В указанном определении суда ответчику также разъяснялось право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы при оспаривании размера причиненного ущерба и причин образования повреждений, соответствующее ходатайство заявлено не было.
Таким образом, с департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> подлежат взысканию в пользу истца денежные средства в счет возмещения ущерба в размере 383 400 рублей.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся и суммы, подлежащие выплате представителям, свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам и другие, признанные судом необходимые расходы.
Расходы по оценке ущерба составили 4 000 рублей (л.д.27), являются необходимыми судебными расходами истца, поскольку для обоснования размера заявленных имущественных требований (цены иска), истец вынужден был воспользоваться услугами оценщика, следовательно, подлежат взысканию с ответчика в заявленном истцом размере, то есть 4 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с положениями статей 94, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с надлежащего ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 034 рубля.
Также на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы по отправке корреспонденции в сумме 763 рубля 32 копейки, подтвержденные квитанциями, являющиеся необходимыми для рассмотрения настоящего дела, для направления корреспонденции истцом ответчику, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 98,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования СИ.ова И. К. удовлетворить.
взыскать с департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии <адрес> (ИНН 5406404194) в пользу СИ.ова И. К. (паспорт 5013 094508) денежные средства в размере 383 400 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, расходы по оплате независимой экспертизы в размере 4 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 034 рубля, почтовые расходы в размере 763 рубля 32 копейки.
Вернуть СИ.ову И. К. (паспорт 5013 094508) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 48 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Хитренко А.И.