Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1466/2023 ~ М-1027/2023 от 25.04.2023

Дело № 2-1466/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2023 года     г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи    Манджиева О.Б.,

при секретаре судебного заседания    Бадмаевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савченко Дмитрия Александровича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании нуждающимся в постороннем уходе,

у с т а н о в и л:

Савченко Д.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия») о признании нуждающимся в постороннем уходе, мотивируя следующим.

Истец является инвалидом второй группы бессрочно вследствие общего заболевания. Согласно индивидуальной программе реабилитации ему установлена вторая степень ограничения способности к самообслуживанию, первая степень ограничения способности к передвижению, вторая степень ограничения к трудовой деятельности. Также указано о нарушении функции верхних конечностей, нуждаемости в санаторно-курортном лечении и в помощи, как инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в самообслуживании вследствие нарушения (отсутствия) функций верхних конечностей, на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Вместе с тем согласно программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № 67.6.8/2022 от 15 декабря 2022 года ему вследствие производственной травмы нижней конечности в виде застарелого повреждения мениска правого коленного сустава установлена степень утраты трудоспособности 10 %, а также признана нуждаемость в санаторно-курортном лечении. При этом указано, что он не нуждается в постороннем специальном медицинском уходе, в постороннем бытовом уходе за пострадавшим и в сопровождении для получения отдельных видов мероприятий, связанных с реабилитацией, в том числе для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях.

Истец указывает на ухудшение состояния здоровья после заболевания бруцеллезом. В последние годы амплитуда тремора рук усилилась и в настоящий момент он не может самостоятельно принимать пищу, надевать одежду, испытывает трудности при самообслуживании. Вследствие имеющихся заболеваний испытывает трудности в связи с непредставлением помощи в виде сопровождения и постоянного бытового ухода при нахождении на санаторно-курортном лечении. На его обращения ответчиком разъяснено, что его заболевание не может служить основанием для заполнения раздела о нуждаемости в бытовом уходе, поскольку не является последствием производственной травмы внутреннего мениска правого коленного сустава, полученной им в 1993 году. Не согласившись с решением ответчика, истец просит суд признать его нуждающимся в постоянном постороннем уходе и в помощи для преодоления барьеров, препятствующих в получении услуг на объектах социальной инфраструктуры наравне с другими лицами как инвалиду, имеющему выраженные ограничения в самообслуживании в следствие нарушения функции верхних конечностей.

31 мая 2023 года истец Савченко Д.А. в судебном заседании, уточнив требовании, просил суд признать его нуждающимся в постороннем бытовом уходе и в сопровождении для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях. При этом пояснил, что он не согласен с медико-социальной экспертизой, по результатам которой ему выдана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № 67.6.8/2022 от 15 декабря 2022 года.

В судебном заседании от 31 октября 2023 года истец Савченко Д.А. просил суд признать его нуждающимся в постороннем бытовом уходе и в сопровождении для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях по программе пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Пояснил, что при нахождении в санаторно-курортном лечении испытывает трудности в связи с непредставлением помощи в виде сопровождения и постоянного бытового ухода. Возражал против удовлетворения заявления об оплате судебных расходов на экспертизу.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» Цедеев Ч.В. уточненные исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В части заявления об оплате расходов на экспертизу, полагал, что расходы должны быть отнесены за счет федерального бюджета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу абзацев 17 и 18 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. Под степенью утраты профессиональной трудоспособности понимается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

В соответствии абз. 6 подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно - курортного лечения и обратно.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 (далее - Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности).

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (п. 2 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности).

Пунктом 3 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности предусмотрено, что одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Пунктом 4 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности определено, что освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

Как следует из материалов дела, 30 сентября 1993 года Савченко Д.А. получил производственную травму, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве от 22 января 2007 года. Характер полученного повреждения - повреждение внутреннего миниска правого коленного сустава, минискит.

С 14 декабря 2006 года истцу Савченко Д.А. установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию – хронический бруцеллез, локоматорная форма, с поражением опорно-двигательного аппарата. Бруцеллезный полиартрит. ДОА правого коленного сустава 2 ст., выраженный болевой синдром. Синовит. Артрит локтевых, плечевых суставов.

Согласно акту медико-социальной экспертизы гражданина № 504/22 от 20 марта 2007 года Савченко Д.А. установлена инвалидность 3 группы по причине трудового увечья, а также 40 % утраты профессиональной трудоспособности сроком на 1 год, до 01 марта 2008 года, основное заболевание «Последствия производственной травмы в виде ДОА правого коленного сустава 2-3 ст. НФС 1-2 ст. Болевой синдром», сопутствующий диагноз «Хронический бруцеллез, локомоторная форма, с поражением опорно-двигательного аппарата».

Актом медико-социальной экспертизы гражданина № 317/15 от 27 февраля 2008 года Савченко Д.А. установлена инвалидность 3 группы по причине трудового увечья, а также 40 % утраты профессиональной трудоспособности сроком на 1 год, до 01 марта 2009 года, основное заболевание «Последствия производственной травмы в виде ДОА правого коленного сустава 2-3 ст. НФС 2 ст.», сопутствующий диагноз «ЦВП. ДЭП 2 ст. на фоне церебрального атеросклероза, посттравматическая энцефалопатия, с экстрапирамидными нарушениями, дрожательная форма».

Актом медико-социальной экспертизы гражданина № 28/1 от 19 января 2009 года Савченко Д.А. установлена инвалидность 3 группы по причине общего заболевания сроком на 1 год, до 01 марта 2010 года, а также 40 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно, основное заболевание «ЦВБ. ДЭП 2 ст. на фоне церебрального атеросклероза, декомпенсация с экстрапирамидными нарушениями, дрожательная форма. Артериальная гипертония 2 ст., риск 3», сопутствующий диагноз «последствия производственной травмы в виде ДОА правого коленного сустава 2-3 ст. НФС 2 ст.».

По результатам проведенной повторно медико-социальной экспертизы от 21 января 2010 года Савченко Д.А. признан инвалидом 3 группы по причине общего заболевания бессрочно.

С 04 марта 2021 года Савченко Д.А. установлена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания бессрочно.

13 июля 2022 года разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № 1051.2.8/2022, согласно которой Савченко Д.А. установлена 2 степень ограничения способности к самообслуживанию, 1 степень ограничения способности к передвижению, 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также указано о нуждаемости в помощи, как инвалиду имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в самообслуживании вследствие нарушения (отсутствия) функций верхних конечностей, на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Для разработки программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, 01 декабря 2022 года Савченко Д.А. направлен БУ РК «Городская поликлиника» на медико-социальную экспертизу с основным заболеванием «Последствия производственной травмы (1993 г.): Застарелый разрыв медиального мениска правого коленного сустава. Посттравматический артроз правого коленного сустава 2-3 ст.».

Согласно акту медико-социальной экспертизы гражданина от 14 декабря 2022 года ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» и протоколу ее проведения Савченко Д.А. установлено нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций и 10% степени утраты профессиональной трудоспособности бессрочно, разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. При этом ограничения категорий жизнедеятельности не установлены.

Истцу выдана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ПРП №67.6.8/2022 от 15 декабря 2022 года к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы от 14 декабря 2022 года № 834.6.8/2022.

Согласно пункту 9 ПРП №67.6.8/2022 от 15 декабря 2022 года, Савченко Д.А. не нуждается в сопровождении для получения отдельных видов мероприятий, связанных с реабилитацией в санаторно-курортном лечении в медицинских учреждениях.

Не соглашаясь с заключением медико-социальной экспертизы от 14 декабря 2022 года, Савченко Д.А. указывает, что он в настоящий момент не может самостоятельно принимать пищу, надевать одежду, испытывает трудности при самообслуживании, в связи с чем он нуждается в постороннем бытовом уходе и в сопровождении для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях по программе пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Определением суда от 31 мая 2023 года по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России.

Согласно выводам судебной медико-социальной экспертизы, проведенной комиссией экспертов ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России заочно, от 10 октября 2023 года № 62/2023, при проведении медико-социальной экспертизы 14 декабря 2022 года в бюро №6 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» не имелось оснований для признания Савченко Д.А. нуждающимся в постороннем бытовом уходе, в сопровождении на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях). При составлении и разработке по результатам медико-социальной экспертизы Савченко Д.А. программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ПРП №67.6.8/2022 от 15 декабря 2022 года нарушений не имелось.

Оценивая заключение судебной медико-социальной экспертизы, сравнивая его соответствие поставленным вопросам, определяя его полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данная экспертиза в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальность, стаж работы, они не заинтересованы в исходе дела, заключение является последовательным и мотивированным, противоречий не содержит.

У суда не имеется оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших судебную медико-социальную экспертизу, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии.

Нарушений норм закона при производстве данной экспертизы, которые бы повлияли на правильность и обоснованность экспертного заключения, экспертами не допущено.

Доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, материалы дела не содержат. Представленные Савченко Д.А. медицинские документы о состоянии его здоровья не являются основанием для внесения в программу реабилитации дополнений, минуя предусмотренную законом процедуру и при отсутствии заключения учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в постороннем уходе.

Таким образом, суд не находит правовых основания для удовлетворения исковых требований Савченко Д.А.

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России в лице начальника службы правовой и кадровой работы Луганского Н.И. представлено заявление об оплате судебной экспертизы. Рассматривая данное заявление, суд приходит к следующему.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01 июня 2022 года), и указано в определении суда о назначении судебной медико-социальной экспертизы от 31 мая 2023 года, исходя из правового регулирования организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и положений ч. 3 ст. 95 ГПК РФ, проведение учреждениями судебной медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством РФ и осуществляется учреждениями бесплатно.

Из Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности следует, что освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения. Пострадавший в случае несогласия с решением учреждения медико-социальной экспертизы может обжаловать его, представив письменное заявление в учреждение, проводившее освидетельствование пострадавшего, или в главное бюро медико-социальной экспертизы. Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Решение учреждения медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 31, 32, 33).

В Порядке организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Минтруда России от 30 декабря 2020 № 979н определено, что Федеральное бюро в числе прочих функций оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро; осуществляет контроль за решениями главных бюро (п. 7). В пункте 47 названного порядка указано, что оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно.

Из приведенных нормативных положений следует, что установление степени утраты профессиональной трудоспособности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, главные бюро и Федеральное бюро. Проведение названными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется данными учреждениями бесплатно. Решение, принятое федеральным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы гражданина, может быть обжаловано им в вышестоящее федеральное учреждение медико-социальной экспертизы или в суд. Федеральное бюро при осуществлении возложенных на него функций проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро.

С учетом правового регулирования организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и положений ч. 3 ст. 95 ГПК РФ проведение Федеральным бюро медико-социальной экспертизы гражданина, обжаловавшего решение главного бюро, а также бюро, которое включено в состав главного бюро, производится бесплатно, независимо от того, куда обратился гражданин за обжалованием решения главного бюро - в Федеральное бюро или в суд, поскольку осуществление такой экспертизы гражданина входит в функциональные обязанности Федерального бюро. Иное (то есть взыскание расходов на проведение судебной медико-социальной экспертизы) приводило бы к нарушению предусмотренного законом права гражданина на бесплатное получение услуг Федерального бюро по проведению медико-социальной экспертизы в случае его несогласия с решением главного бюро, поставив в худшее правовое положение гражданина, обратившегося в суд, по сравнению с другими гражданами, обжаловавшими решения бюро последовательно в главное бюро и в Федеральное бюро.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявления ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России о взыскании расходов по оплате судебной медико-социальной экспертизы.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении искового заявления Савченко Дмитрия Александровича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании нуждающимся в постороннем уходе отказать.

В удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возмещении расходов на производство судебной экспертизы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий      О.Б. Манджиев

Решение в окончательной форме принято 07 ноября 2023 года.

2-1466/2023 ~ М-1027/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Савченко Дмитрий Александрович
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК"
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Манджиев Очир Бадмаевич
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация административного искового заявления
25.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
07.08.2023Производство по делу возобновлено
08.08.2023Судебное заседание
02.10.2023Производство по делу возобновлено
02.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Производство по делу возобновлено
31.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее