11RS0002-01-2023-003846-74
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воркута Республики Коми 3 ноября 2023 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Луниной М.В.,
с участием представителя ответчика Милевич Ж.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3258/2023 по иску администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» о признании незаконным и отмене решения,
установил:
администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее по тексту администрация МО ГО «Воркута») обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» (далее ГУ РК «ЦЗН города Воркуты») о признании незаконным и отмене решения ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от <дата>г. ... о выплате Сметанину Л.И. средней заработной платы за четвертый месяц со дня его увольнения. В обоснование исковых требований указала, что со Сметаниным Л.И., занимающим должность первого заместителя главы администрации МО ГО «Воркута», <дата> трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности штата работников. <дата>г. ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» принято решение ... о выплате работодателем Сметанину Л.И. средней заработной платы на период трудоустройства в течение 4-го месяца со дня увольнения. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку Центром занятости населения в нарушение требований Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не был применен весь комплекс предусмотренных законом мер по содействию занятости Сметанина Л.И. При этом Сметанину Л.И. была предложена работа в администрации МО ГО «Воркута» от которой он отказался, что подтверждается уведомлением от <дата>г. .... По сообщению ответчика от <дата>, в ЦЗН имелись вакантные места подходящей работы. Кроме того, ответчик при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение четвёртого месяца со дня увольнения не установил обстоятельств, которые в данном конкретном случае могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ и являлись бы основанием для принятия органом службы занятости населения оспариваемых решений. В оспариваемом решении не указано, в чем заключается исключительность случая в отношении Сметанина Л.И. При этом таким обстоятельством не может являться только факт обращения уволенного работника в орган занятости населения в течение 14 рабочих дней и отсутствие работы в течение 3 месяцев со дня увольнения. Решение о выплате Сметанину Л.И. среднего заработка в течение 4-го месяца со дня увольнения нарушает права и законные интересы истца, поскольку приводит к необоснованному уменьшению бюджетных средств и не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств.
Ответчик в письменных возражениях иск не признал, указав, что при рассмотрении комиссией <дата>г. представленных документов, установлены у Сметанина Л.И. обстоятельства, дающие право на выплату работодателем по последнему месту работы среднего месячного заработка, приходящемуся на 4 месяц со дня увольнения. Решение принято в пределах предоставленных полномочий с соблюдением положений статьи 318 ТК РФ и с учетом имеющейся судебной практики, ссылаясь на ряд судебных постановлений, в том числе на решение Воркутинского городского да от 08.11.2018г. по делу ....
Третье лицо Сметанин Л.И. в письменных возражениях с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию ГУ РК «ЦЗН города Воркуты».
Истец администрация МО ГО «Воркута» извещена о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» Милевич Ж.М. в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы письменных возражений.
Третье лицо Сметанин Л.И., извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Сметанин Л.И. с <дата> принят на должность муниципальной службы первого заместителя руководителя администрации, с местом расположения в г. Воркуте, которое относится к районам Крайнего Севера.
<дата>г. администрация МО ГО «Воркута» уведомила Сметанина Л.И. о предстоящем расторжении трудового договора в связи с сокращением численности, предложив в соответствии с п.1 ст.180 ТК РК вакантные должности, имеющиеся у работодателя по состоянию на <дата>г. как должности муниципальной службы, так и должности, не относящиеся к муниципальной службе. В уведомлении <дата>г. Сметанин Л.И. указал, что на продолжение трудовых отношений он не согласен Выразил свое намерение на расторжение трудового договора с <дата>г. по п.2 ст.81 ТК РФ с выплатой дополнительной компенсации в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока указанного предупреждения (л.д....).
Распоряжением администрации МО ГО «Воркута» от <дата>г. ... Сметанин Л.И. <дата>г. уволен с должности первого заместителя руководителя администрации по п.2 ст.81 ТК РФ (сокращение штата работников организации) (л.д....).
<дата>г. Сметанин Л.И. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» с заявлением о предоставлении государственной услуги в целях поиска работы и регистрации в качестве безработного, что следует из карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от <дата> ... (л.д....).
В период нахождения на учете в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» Сметанин Л.И. не был трудоустроен; ему была предложена одна вакансия имеющейся в МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», с которой ознакомлен <дата>г. (л.д....).
Приказом ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от <дата>г. ... Сметанин Л.И. признан безработным, ему назначено пособие по безработице в соответствии во ст. 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации с <дата>г. Установлены периоды выплаты пособия по безработице 6 месяцев с <дата>г. по <дата>г. (л.д....).
<дата>г. Сметанин Л.И. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о сохранении ему средний месячный заработок в течение 4-го месяца, приложив документы подтверждающие исключительные случаи в соответствии со ст318 ТК РФ (л.д.74).
ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» <дата>г. ... принято решение о выплате Сметанину Л.И. работодателем среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4-го месяца со дня увольнения (л.д. ...).
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл.50 Трудового кодекса Российской Федерации (ст.ст. 313 - 327) (далее по ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.
В соответствии со ст.318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно второго и третьего месяцев со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г., сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Так, из протокола заседания комиссии ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» от <дата>г. следует, что основанием для выдачи Сметанину Л.И. решения о выплате работодателем по последнему месту работы среднего месячного заработка, приходящемуся на 4 месяц со дня увольнения, явились следующие обстоятельства:
уволен по основаниям п.2 ст.81 ТК РФ (дата увольнения- <дата>) с должности муниципального служащего из организации, расположенной в районах Крайнего Севера;
обратился в службу занятости населения в течение 14 рабочих дней со дня увольнения (дата обращения <дата>г.);
по сведениям регионального банка вакансий- не востребованность на рынке труда профессии (специальности), должности последнего места работы- первый заместитель руководителя Главы администрации города; отсутствие возможности предложить подходящую работу фактически лишает возможности обеспечить достойный материальный уровень жизни; отсутствие иных источников дохода;
самостоятельный поиск работы (наличие индивидуального плана самостоятельного поиска работы);
социальная незащищенность (средняя заработная плата за четвертый месяц является единственным и жизненно важным источником);
нормативное обоснование данной выплаты муниципальному служащему за 4 месяц (п.5 ст.5 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и п.5 ст. 7, ч.3.1 ст.37 от 27.07.2004. № 79-ФЗ « О госслужбе РФ»).
Проверяя наличие у Сметанина Л.И. исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН за Сметаниным Л.И. зарегистрированы: право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м с <дата>г., право общей совместной собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м с <дата>г. по настоящее время (л.д....).
3-е лицо состоит в браке с Горст Е.В. с <дата>г. по настоящее время, о чем в территориальном отделе ЗАГС г. Воркуты Управления ЗАГС Республики Коми <дата> составлена запись акта о заключении брака ..., имеет двоих детей Громова Л.Л., <дата>г.р., Шалчюс П.Л., <дата>г.р., о чем в территориальном отделе ЗАГС г.Воркуты Управления ЗАГС Республики Коми <дата> и <дата> составлены записи акта о рождении ... и ... соответственно (л.д....).
Из поквартирной карточки по адресу <адрес> следует, что по данному адресу зарегистрированы собственники по ... доли Горст Е.В., Шалчюс П.Л., <дата> года рождения, и Сметанин Л.И. (л.д....).
Супруга Сметанина Л.И. – Горст Е.В. трудоустроена в Управлении Федерального казначейства по Республики Коми имеет постоянный источник дохода, что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица (л.д.... )
По сведениям ОГИБДД ОМВД Росси по г. Воркуте от <дата>г. на имя Сметанина Л.И. зарегистрированы транспортные средства: NISSAN TIIDA, 2011 года выпуска, VIN ..., номер кузова ..., номер двигателя ..., государственный регистрационный знак ...; LADA210740, 2008 года выпуска, ..., номер кузова ..., номер двигателя ..., государственный регистрационный знак ... (л.д....).
Согласно выписке из ЕГРН за Горст Е.В. зарегистрированы: право общей долевой собственности (доля в праве ...) на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м. с <дата>г., право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м с <дата>г., право общей совместной собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м с <дата>г., право собственности на земельный участок по адресу <адрес>, площадь ... кв.м с <дата>г., право собственности на гараж по адресу <адрес> гараж ... с <дата>г. по настоящее время (л.д....).
Согласно справке ... от <дата>г., выданной МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», Сметанину Л.И. в связи с сокращением штата работников были произведены выплаты: <дата>г. выходное пособие за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 508324,53 руб., компенсация при досрочном увольнении за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 1 089 266,85 руб.; <дата>г. средний заработок за второй месяц трудоустройства за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 532530,46 руб., <дата>г. средний заработок за третий месяц трудоустройства за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 532 530,46 руб.
Данных о нахождении у Сметанина Л.И. на иждивении нетрудоспособных членов семьи не имеется.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения Сметанину Л.И. выплачен средний заработок за три месяца со дня увольнения, который значительно превышает размер прожиточного минимума, установленный в Республике Коми Постановлением Правительства Республики Коми от 20 декабря 2022 г. N 630 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2023 год, а также при достаточной степени заботливости и осмотрительности мог и должен был предвидеть негативные последствия своего трудоустройства в будущем.
Сведений о том, что на дату принятия оспариваемого решения у Сметанина Л.И. имелось наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствие у него средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного ответчиком не доказано.
Довод ответчика о том, что обжалуемое решение было принято, в том числе на основании положений п.5 ст.5 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и п.5 ст. 7, ч.3.1 ст.37 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О госслужбе РФ» свидетельствуют о неправильном применении ответчиком норм материального права – части 2 ст. 318 ТК РФ.
Сметанин Л.И. уведомлял ответчика об отсутствии у него ограничений в подборе работы по состоянию здоровья, в списке документов, представлявшихся ответчику при обращении за услугой, таких документов не предоставлялось и не указано, не содержит таких сведений и карточка персонального учета лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске работы.
Приведенные ответчиком в обоснование принятого решения доводы не свидетельствуют об исключительных обстоятельствах, при которых Сметанину Л.И. следовало сохранить средний месячный заработок в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Таким образом, поскольку не установлена совокупность обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность сохранения работнику среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения (часть 2 статьи 318 ТК РФ) ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с социальной незащищенностью истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Ссылка ответчика на ряд судебных постановлений по аналогичным спорам является несостоятельной, поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, и судебные решения, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому делу по субъективному составу, преюдициального значения не имеют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» от <дата>г. ... о выплате Сметанину Л.И. средней заработной платы за четвертый месяц со дня его увольнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>).
Председательствующий А.Г.Гюлумян