УИД: 59RS0004-01-2022-006299-78
Дело № 2-395/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2023 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Мордвиновой Е.Е.,
с участием представителя истца Юмшановой М.В., действующей на основании удостоверения,
представителя ответчика Гюлалыевой С.С., действующей по доверенности,
представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» - Братчиковой Л.Л., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» о возложении обязанности,
установил:
Пермский транспортный прокурор, с учетом уточненного искового заявления, обратился с иском к ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности: оборудовать объекты – учебный корпус №, по адресу: <Адрес>, учебный корпус № по адресу: <Адрес>, спортивный зал учебного корпуса № по адресу: <Адрес>, общежитие по адресу: <Адрес>, общежитие по адресу: <Адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) с целью оперативного информирования на объекте и территории о потенциальной угрозе совершения террористического акта с необходимостью обеспечения автономности от иных систем оповещения и электропитания; устранить разрушение периметра ограждения территорий учебных корпусов № и № по адресу: <Адрес>; оборудовать здания общежитий, расположенных по адресу: <Адрес> 2 дополнительными камерами наружного наблюдения на каждом здании; оборудовать общежитие по адресу: <Адрес>, системой контроля и управления доступом (СКУД); устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: в общежитии по адресу: <Адрес> устранить дефекты стен и потолков в душевых, не допускающие влажную обработку и дезинфекцию: на 9 этаже во 2 и 4 секциях, на 8 этаже в 1 и 4 секциях, на 7 этаже в 3 и 4 секциях, на 6 этаже в 1 и 4 секциях, на 4 этаже в 1 и 4 секциях, на 2 этаже в 1 и 3 секциях – дефекты покраски потолка; на 4 этаже в 1, 2, 4 секциях, на 2 этаже в 1, 2, 3 секциях – дефекты стен (сколы плитки/частичное отсутствие плитки).
В обоснование требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 20.05.2022 № 110 проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства об образовании, о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, о пожарной безопасности, законодательства в сфере террористической защищенности образовательных организаций, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. По результатам проведенной проверки установлено, что ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» не в полном объеме соблюдаются требования антитеррористической безопасности в учебных корпусах, общежитиях, а также в спортивном зале. Выявленные нарушения в сфере антитеррористической безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства являются недопустимыми, не отвечают целям защиты или здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, которые обучаются и проживают в вышеуказанных зданиях и помещениях ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения». По факту выявленных нарушение ДД.ММ.ГГГГ в адрес ректора ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако вышеуказанные нарушения требований антитеррористического законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени со стороны ответчика не устранены.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, пояснила, что проведен осмотр с целью проверки устранения нарушений, по результатам которого выявлено, что не установлена система оповещения и управления эвакуацией, не устранено частичное разрушение периметра ограждения, камеры видеонаблюдения установлены, но не в достаточном количестве, системы контроля доступа в помещения нет. В нормативных документах указано, что вся территория должна быть оборудована камерами наружного и внутреннего наблюдения. Система оповещения и управления эвакуацией не установлена, она должна быть автономной от других систем. Наличие службы охраны не говорит о том, что юридическое лицо обеспечило здание системой управления и контроля доступа. В соответствии с п. 33 постановления Правительства №, система видеонаблюдения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение на опасных участках и критических точках объекта. Считает, что срок для устранения нарушение 6 месяцев является реальным, поскольку с момента выявления нарушений прошел длительный срок, нарушения также были отмечены в представлении, ответчику о них известно давно.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования частично не признала, пояснила, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт частичного устранения выявленных нарушений среди которых представлены договоры на организацию контроля доступа в общежития и в учебные корпуса, имеется тревожная кнопка и круглосуточная охрана. Акт об оснащении здания системой управления эвакуацией, представленный истцом, не подтверждает ее отсутствие или присутствие, составлен не уполномоченными лицами, в котором отсутствует подпись представителя университета, не конкретизирован предмет проверки. Пункт 1.3 уточненного искового заявления об установке 2х камер видеонаблюдения в общежитии также не подтверждает основание и необходимость установки камер именно в таком количестве. Камеры на зданиях присутствуют, полностью охватывают периметр, входы и выходы, внутренние помещения. Обоснований для установки дополнительных камер нет, где именно их установить не указано. Ограждение будет восстановлено после завершения работ по ремонту фасада. Представление содержит абстрактное указание на то, что имеются дефекты по отделкам без указания этажей и секций. Возражала против срока, в течение которого прокуратура требует исполнить заявленные требования, считает его слишком коротким, поскольку институт является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета, в связи с чем для проведения работ на объектах необходимо проводить закупки, при этом головной ВКЗ составляет план закупок, составляет бюджет, на 2023 год такие планы уже составлены и бюджет определен. Просила увеличить срок исполнения заявленных требований до 1 года.
Представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что система контроля управления доступом не является только физической охраной объекта, а подразумевает под собой комплекс аппаратуры, которая представляет данную систему. Паспорта безопасности разработаны в 2019 году, все меры, которые необходимо предпринять, там описаны. Считает, что времени для исполнения предписаний уже прошло достаточно. Мероприятия по устранению недостатков инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищённости объекта не выполнены (том 1 л.д. 51-52).
Представитель третьего лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» АВБ в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором поддержал требования истца в части возложения обязанности устранить выявленные нарушения санитарного-эпидемиологического законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) система образования включает в себя организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пп.15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 2 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон №35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления, в том числе, образовательной деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – постановление Правительства РФ №1421), в соответствии с п.4 которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом 16 постановления правительства № 1421 устанавливаются следующие категории объектов (территорий): а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек; б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек; в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек.
Согласно п. 21 постановления Правительства № 1421 Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах объекта (территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п. 22 постановления Правительства № 1421 Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием; в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) оснащения при необходимости объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечения охраны объектов (территорий) охранными организациями; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при их нецелевом использовании; е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия терроризму.
Пунктом 25 постановления Правительства № 1421 предусмотрено, что минимизация возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидация угрозы их совершения достигается посредством: а) своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; б) разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта; г) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении; д) обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений); е) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта; ж) создания резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
В соответствии с п. 29 постановления Правительства № 1421 в отношении объектов (территорий) второй категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 28 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение охраны объектов (территорий) работниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации; б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией); в) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму.
В соответствии с п.33 постановления Правительства РФ №1421 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение 1 месяца.
В соответствии с п.34 постановления Правительства РФ №1421 система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ), п.32 постановления Правительства РФ №1421 в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №384-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения, под которым в силу п.5 ч.2 ст.2 понимается период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Частями 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 0.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», зарегистрированные в Минюсте России 18.12.2020 № 61573 (далее по тексту СП 2.4.3648-20).
Согласно пункту 2.4.11 СП 2.4.3648-20 на каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодежи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м2, от 3 до 7 лет - 16,0 м2; для детей старше 7 лет - не менее 0,1 м2 на ребенка. Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками. Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора. Санитарно-техническое оборудование должно гигиеническим нормативам, быть исправным и без дефектов. На этаже проживания (обучения, пребывания) инвалидов туалетная и душевая комнаты должны быть оборудованы с учетом обеспечения условий доступности для инвалидов.
Согласно пункту 2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
Пунктом 2.5.3 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» является высшее образование, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, имеет филиалы, в том числе Пермский институт Железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми, расположенный по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 28-37).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ директором ПИЖТ УрГУПС утверждены акты обследования и категорирования объектов по адресам: <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>, бульвар Гагарина, <Адрес>; <Адрес> (том 1 л.д. 172-208, 220, 243-250, том 2 л.д. 12-19, 30-37).
В 2019 году директором ПИЖТ УрГУПС, начальником Управления ФСБ России по Пермскому краю, Начальником УВО по г. Перми – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю, начальником Главного управления МЧС России по Пермскому краю согласованы паспорта безопасности учебных корпусов № и №, общежитий № и № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 209-219, 233-242, том 2 л.д. 1-11, 21-29).
ДД.ММ.ГГГГ директором ПИЖТ УрГУПС утверждены перечни мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) учебных корпусов № и №, общежитий № и №, в который включены: установка электромагнитных замков на запасных эвакуационных выходах; установка дополнительных наружных и внутренних видеокамер; организация дежурства преподавательского состава, для контроля за пропускным режимом; установка стационарной кнопки тревожной сигнализации; оборудование объекта системой экстренного речевого оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; установка аварийного освещения; разработка плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите объекта от террористических угроз (том 1 л.д. 228, 251, том 2 л.д. 20, 38).
ДД.ММ.ГГГГ Пермской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» исполнения законодательства об образовании, о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, о пожарной безопасности, законодательства в сфере террористической защищенности образовательных организаций, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (том 1 л.д. 9-10).
По результатам проведенной проверки установлено, что ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» не в полном объеме соблюдаются требования антитеррористической безопасности в учебных корпусах, общежитиях, а также в спортивном зале: не организована периодичность обхода территории и критических элементов объекта (учебные корпуса № и №, общежития); не оборудованы СОУЭ с целью оперативного информирования на объекте и территории о потенциальной угрозе совершения террористического акта с необходимостью обеспечения автономности от иных систем оповещения и электропитания; территории учебных корпусов № и № имеют частичное разрушение периметра ограждения; спортивный зал не обеспечен средствами тревожной сигнализации с выводом на пульт подразделения войск национальной гвардии РФ или службу «112»; не организована круглосуточная охрана спортивного зала; общежития в недостаточном количестве оборудованы камерами наружного видеонаблюдения; в общежитие по адресу: <Адрес> не оборудовано системой контроля и управления доступом (СКУД); в общежитии по адресу: <Адрес>, в умывальных на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах имеются дефекты покраски основания раковин; в общежитие по адресу: <Адрес>, в комнате № полы имеют дефекты покраски, потолок - дефекты отделки, в комнате № стены имеют дефекты обоев, в комнате № стены имеют дефекты обоев, в комнате № стены имеют дефекты покраски, в ком анте № имеются дефекты линолеума; в общежитии по адресу: <Адрес> полы в душевой на втором этаже имеют дефекты и повреждения (сколы плитки); в общежитии по адресу: <Адрес> стены и потолок душевых с дефектам, имеют следы протекания и признаки поражения грибком, не допускающие влажную, уборку и дезинфекцию (том 1 л.д. 11-13).
Согласно выводам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по адресу: <Адрес> не соответствует ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.4.11., 2.5.2, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; общежитие, расположенное по адресу: <Адрес> не соответствует ст. 24 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.5.2, 2.5.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (том 1 л.д. 15-21).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем транспортного прокурора в адрес ректора ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства, с требованием о безотлагательном рассмотрении настоящего требования и принятии мер счерпывающих мер к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности причастных к выявленным нарушениям должностных лиц (том 1 л.д. 22-24).
Из ответа ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приняты следующие меры: организована периодичность обхода территорий и критических элементов учебных корпусов и общежитий, до ДД.ММ.ГГГГ на вахтах учебных корпусов и общежитий будут заведены журналы обхода территорий и критических элементов учебных корпусов и общежитий; ограждение территории со стороны заднего фасада учебного корпуса № не требуется, так как этот участок периметра территории граничит с территорией, на которой ведется стройка, территория стройки полностью ограждена и на ней организована круглосуточная охрана; заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение рабочей документации по устройству ограждения территории учебного корпуса №. Восстановление ограждения периметра территории и учебного корпуса № планируется в 1 полугодии 2023 года; спортивный зал обеспечен средствами тревожной сигнализации с выводом на пульт подразделения войск национальной гвардии РФ. Заключены два договора на техническое обслуживание комплекса технических средств и на оказание услуг охраны (реагирование на сигнал «тревога»); присутствие круглосуточной охраны в спортивном зале не требуется, так как спортивный зал оборудован охранной сигнализацией, выведенной на диспетчерский пульт частного охранного предприятия, а материальные ценности находятся в отдельной комнате, закрытой на замок; в жилой комнате № устранены дефекты покраски пола, отделки, потолка; в жилых комнатах №, 314, 508 устранены дефекты обоев; в жилой комнате № стены оклеены обоями, а не покрашены. Для устранения оставшихся нарушений разработан план мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства (том 1 л.д. 25).
Согласно представленному плану, окончательным сроком устранения выявленных нарушений является первое полугодие 2023 года (том 1 л.д. 26-27).
Между ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» и ООО «АНВИЛ» заключен договор на выполнение работы по капитальному ремонту системы видеонаблюдения в здании общежития № Пермского института железнодорожного транспорта, местом выполнения работ является <Адрес>, общежитие № (том 1 л.д. 72-86, 111-118).
Между ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» и ИП ЕАА заключен договор на выполнение работы по капитальному ремонту системы видеонаблюдения в здании общежития № Пермского института железнодорожного транспорта, местом выполнения работ является <Адрес>, общежитие № (том 1 л.д. 87-110).
Между ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» и ООО «ЧОП «КАМА-Групп» заключен договор на услуги физической охраны объектов для Пермского института железнодорожного транспорта, местом оказания услуг является: <Адрес>; <Адрес>; <Адрес>а; <Адрес> (том 1 л.д. 120-155).
ДД.ММ.ГГГГ между ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» и ФГУП «Охрана» ФСВНГ РФ заключен договор на осуществление организационно-технических мероприятий планово-профилактического характера по поддержанию средств кнопки тревожной сигнализации на объекте, в состоянии, соответствующем требованиям технической документации в течение всего срока эксплуатации. Срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 156-161)
ДД.ММ.ГГГГ между ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» заключен договор на осуществление централизованного наблюдения за передачей тревожного извещения, а при его получении обеспечении экстренного прибытия наряда вневедомственной охраны в помещение (том 1 л.д. 162-171).
Вместе с тем, сведений о том, что объекты образовательного учреждения – ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) с целью оперативного информирования на объекте и территории о потенциальной угрозе совершения террористического акта с необходимостью обеспечения автономности от иных систем оповещения и электропитания; здания общежитий оборудованы дополнительными камерами наружного наблюдения; здание общежития по адресу: <Адрес> оборудовано системой контроля и управления доступом (СКУД); устранены разрушения периметра ограждения территорий учебных корпусов № и №; в общежитии по адресу: <Адрес> устранены дефекты стен и потолков в душевых, не допускающие влажную обработку и дезинфекцию, ответчиком в Пермскую транспортную прокуратуру не представлено, равно как не представлено суду доказательств устранения выявленных нарушений на дату рассмотрения дела (ст. 56 ГПК РФ).
Согласно выводам информационного письма, в результате повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ранее выявленные замечания не устранены (том 2 л.д. 54).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пермского транспортного прокурора.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает предложенный прокурором срок исполнения разумным, и с учетом отсутствия доказательств обратному, признает требования прокурора в части установления такого срока обоснованным.
Доводы представителя ответчика, о необходимости продления срока до 1 года, в связи с тем, что ответчик является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета, на 2023 год бюджет определен, суд во внимание не принимает, поскольку о наличии выявленных нарушений, необходимости их устранения ответчику было известно с мая 2022 года, в связи с чем у ответчика имелось достаточное количество времени заложить в бюджет на 2023 год работы по устранению выявленных нарушений или внести соответствующие изменения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности:
- оборудовать объекты – учебный корпус №, по адресу: <Адрес>, учебный корпус № по адресу: <Адрес>, спортивный зал учебного корпуса № по адресу: <Адрес>, общежитие по адресу: <Адрес>, общежитие по адресу: <Адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) с целью оперативного информирования на объекте и территории о потенциальной угрозе совершения террористического акта с необходимостью обеспечения автономности от иных систем оповещения и электропитания;
- устранить разрушение периметра ограждения территорий учебных корпусов № и № по адресу: <Адрес>;
- оборудовать здания общежитий, расположенных по адресу: <Адрес> 2 дополнительными камерами наружного наблюдения на каждом здании;
- оборудовать общежитие по адресу: <Адрес> <Адрес>, системой контроля и управления доступом (СКУД).
Возложить на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
- в общежитии по адресу: <Адрес> устранить дефекты стен и потолков в душевых, не допускающие влажную обработку и дезинфекцию:
- на 9 этаже во 2 и 4 секциях, на 8 этаже в 1 и 4 секциях, на 7 этаже в 3 и 4 секциях, на 6 этаже в 1 и 4 секциях, на 4 этаже в 1 и 4 секциях, на 2 этаже в 1 и 3 секциях – дефекты покраски потолка;
- на 4 этаже в 1, 2, 4 секциях, на 2 этаже в 1, 2, 3 секциях – дефекты стен (сколы плитки/частичное отсутствие плитки).
Срок для исполнения решения суда установить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2023
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-395/2023
Ленинского районного суда г. Перми