Дело № 2-3991/2023
УИД 91RS0024-01-2023-003277-25
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 21 декабря 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А. с участием помощника прокурора Величко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Лолаеву Казбеку Борисовичу о возложении обязанности совершить определённые действия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым»,
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, уточнённым в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Лолаеву К.Б. о возложении обязанности обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> с наименованием <данные изъяты> в соответствии с ГОСТ Р-70502-2022 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования туалета, кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи, в соответствии с СП 59.13330.2020; перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационных стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему выполненную в соответствии с №<номер> с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения ответчиками требований соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено невыполнение данных требований, а именно пляж общего пользования с наименованием «Гурзуфский-6» не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями.
В судебном заседании помощник прокурора Величко О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Сведения о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещены на интернет-сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика индивидуального предпринимателя Лолаева К.Б., представителя ответчика Администрации города Ялты Республики Крым и третьих лиц Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного автономного учреждения Республики Крым «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым», надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Статьёй 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Из материалов дела следует, что <дата> Администрацией города Ялта Республики Крым (Администрация) и индивидуальным предпринимателем Лолаевым К.Б. (пользователь) заключён договор №<номер> о благоустройстве пляжа общего пользования, по которому Администрация предоставляет пользователю право на осуществление благоустройства пляжа «Гурзуфский-6» (место расположения: <адрес> протяжённость береговой линии 114 м, площадь 0,0912 га), в том числе установку нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Срок действия договора – с <дата> по <дата>
Пунктом 2.4.16 договора предусмотрено, что пользователь обязан обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социально защите инвалидов.
Проведённой прокуратурой города Ялты проверкой с привлечением специалистов Департамента социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым установлено, что указанный пляж не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями, пляж не доступен для посещения его лицами с ограниченными возможностями, пляж временно не доступен для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, пляж условно доступен для инвалидов с нарушением зрения, слуха, с нарушением умственного развития. Отсутствует обустройство для инвалидов на коляске. Отсутствует кнопка вызова персонала на входе, кабинка для переодевания не оборудована поручнями штангами и дополнительным пространством для инвалидов продвигающихся на креслах колясках, не оборудованы опорные поручни на территории пляжа.
С учётом изложенного, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку состояние пляжа общего пользования нарушает требования положения статей 2, 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ, статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, исковое заявление предъявлено заместителем прокурора города Ялты в целях обеспечения конституционных прав неопределённого круга лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.
Заместитель прокурора города Ялты полагает, что обязанность по благоустройству пляжа является для ответчиков солидарной.
В соответствии с пунктами 32, 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26 декабря 2019 г. утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с пунктом 6.2.1.8 которых береговая зона пляжей должна быть оборудована проходными дорожками и другими удобствами для маломобильных групп населения, и обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам, расположенным на пляжной территории, и к предоставляемым услугам.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации во исполнение пункта 2.4.16 договора, заключённого ответчиками 18 апреля 2017 г., индивидуальный предприниматель Лолаев К.Б. обязан создать условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нём услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социально защите инвалидов, у Администрации города Ялта Республики Крым такая обязанность отсутствует, основания для солидарной ответственности в данном случае отсутствуют.
В связи с частичным удовлетворением иска в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с общества с индивидуального предпринимателя Лолаева К.Б. в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой заместитель прокурора города Ялты был освобождён в силу закона.
Руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск заместителя прокурора города Ялты к Администрации города Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Лолаеву Казбеку Борисовичу о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Лолаева Казбека Борисовича в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, с наименованием «Гурзуфский-6 и индивидуальным номером <данные изъяты> в соответствии с ГОСТ Р-70502-2022 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования туалета, кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи, в соответствии с СП 59.13330.2020; перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационных стенд, разместить тактильно-визуальную или тактильно-звуковую схему выполненную в соответствии с <данные изъяты>, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Лолаева Казбека Борисовича в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчики вправе подать в Ялтинский городской суд Республики Крым заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения, а также подать в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Истцом заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Корпачева