копия
№
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2023 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО6
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МБОУ «ФИО7» к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО8А., ОСП по <адрес> и <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> об освобождении от взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ «ФИО9» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО10., ОСП по <адрес> и <адрес>, ГУ ФССП России по <адрес> об освобождении от взыскании исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что в ОСП по <адрес> и <адрес> на исполнении находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа, выданного Канским районным судом по делу № на основании решения Канского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «ФИО11», администрации <адрес>, МКУ «Управление образования администрации <адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворены. На ответчика возложены обязанности по нарушения санитарного законодательства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО3
Представитель МБОУ «ФИО12» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представители административных ответчиков – Отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУФССП по <адрес>, Управления ФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, в связи с чем, полагает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся представителей сторон и административного ответчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями ч. 4 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ.
Согласно ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 Закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (ч. 2 ст. 112).
В силу ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В части 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Как установлено в судебном заседании, решением Канского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на МБОУ «ФИО13» возложена обязанность:
Обязать ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ФИО14»:
в МБОУ «ФИО15» по адресу: 663621, <адрес> устранить:
- нарушение п. 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить целостность отделки стен, потолков в туалете 2 этажа основного здания;
- нарушение п. 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить ровными полами коридоры основного здания и здания коррекционной школы без дефектов и механических повреждений;
- нарушение п. 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п.4.11. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: обеспечить наличие и использование ученической мебели в классе коррекции 3-4-5 (2019), имеющей регулятор наклона рабочей поверхности;
- нарушение п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить классную доску в классе коррекции 3-4-5 (2019) местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок;
- нарушение п. 5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить функционирование вытяжного шкафа в кабинете химии;
- нарушение п. п. 4.25., 8.1., 12.7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», 4.26 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: обеспечить подачу проточной воды с достаточным напором в туалете для девочек, мальчиков, мастерских мальчиков (вода поступает тонкой струйкой);
- нарушение п. 6.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить остекление окон в коридоре 2 этажа основного здания, в каб. математики, мастерских девочек из цельного стеклополотна, наличие 5 внутренних рам в коридоре 2 этажа;
- нарушение п. 6.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить наличие форточек для проветривания в туалетах для мальчиков;
- нарушение п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить наличие исправного санитарно- технического оборудования (в основном здании школы в туалете мальчиков не работает 1 унитаз, слабым напором поступает вода к писсуарам);
- нарушение п. 7.2.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить своевременную замену вышедших из строя источников света (в туалетах мальчиков и девочек, мастерских мальчиков, коридоре 1, 2 этажа, истории);
- нарушение п. 7.2.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить проведение утилизации неисправных и перегоревших люминесцентных ламп (договор на вывоз и утилизацию ламп отсутствует (не представлен);
- нарушение п. 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить местное освещение в мастерских у сверлильного станка, токарного по металлу;
- нарушение п. п. 8.1., 8.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п.7.5 СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: обеспечить оборудование туалетов в здании коррекционной школы системой канализации с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений система;
- нарушение п. 12.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить проведение уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке к применению;
- нарушение п. п. 14.2, 14.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за качеством готовых блюд, их пищевой ценностью;
- нарушение п. п. 7.2.1., 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п. 4.2 СанПиН 2.2.1.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»: обеспечить нормируемые уровни искусственного освещения на рабочих местах в кабинете технологии мальчиков, в ГПД;
- нарушение п. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить наличие санитарного узла для персонала;
В МБОУ «ФИО16» - начальной школе по адресу: 663621, <адрес>, пом. 43, 44, 46, 52, устранить:
- нарушение п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить целостность плиточного покрытия при входе в здание (крыльцо деформировано, поверхность не ровная, имеются выбоины);
- нарушение п. 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить целостность отделки стен туалетных начальных классов, потолка и стен в кабинете для 1-го класса;
- нарушение п. 4.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить ровные полы в учебных помещениях (закрепить края линолеума в 3 классе 2019 учебного года);
- нарушение п. 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить использование мебели в 1 классе, в 3 классе (2019 учебного года) в учебных кабинетах для начального звена в комплекте разной ростовой группы;
- нарушение п. п. 5.1., 5.2., 5.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить учащихся мебелью в соответствии с их ростовыми данными в 1 классе 2019 учебного года;
- нарушение п. п. 4.25., 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить исправное санитарно-техническое оборудование в туалетных, а именно: в туалетной для 2-го и 4-го классов (2019 учебного года) из 4 унитазов, функционирует 3; в туалетной для 3-го и 1-го классов (2019 учебного года) из 4 умывальных раковин функционирует 3 раковины, из 4 унитазов функционирует 3;
- нарушение п. 8.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить централизованное горячее водоснабжение в помещениях для обучающихся начального звена;
- нарушение п. п. 8.1., 12.12. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить условия для обработки уборочного инвентаря в здании начальных классов, здание классов по адаптационным программам, выделении специально отведенного места для хранения уборочного инвентаря (кроме здания основной школы);
- нарушение п. п. 6.8., 7.1.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить условия для организации проветривания в кабинетах для 1-го, 2-го, 4-го классов – заменить оконные рамы (оконные рамы старые, деформированные (перекошенные), при открытии из-за деформации трудно закрываются или не открываются);
- нарушение п. 6.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить остекление окон в кабинетах 2-го и 3-го классов, из цельного стеклополотна, немедленного проведения замены разбитых стекол;
- нарушение п. 7.2.1., 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», п. 4.2 СанПиН 2.2.1.1/2.1.1.1278-03: обеспечить нормируемыми уровнями искусственного освещения рабочих мест в кабинете 4-го класса (в 2019 учебном году).
В Филиале МБОУ «ФИО17» по адресу: 663622, <адрес>, устранить:
- нарушение п. п. 10.2.-10.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить для учащихся школы безопасный питьевой режим в форме оборудования стационарного питьевого фонтанчика или использования бутилированной питьевой воды;
- нарушение п. 6.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить в учебных кабинетах форточек для организации проветривания помещений;
- нарушение п. п. 3.2.-3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»: обеспечить физкультурно-спортивную зону на территории образовательной организации;
- нарушение п. п. 5.4., 5.6., 5.7. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить маркировку объемной вместимости моечных ванн для мытья посуды, мерных емкостей для дозирования моющих средств, наличие инструкции о правилах мытья посуды, разрешенных к применению для мытья посуды моющих средств;
- нарушение п. 11.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: обеспечить согласование с руководителем территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, примерного перспективного меню.
Обязать администрацию <адрес>, Муниципальное бюджетное учреждение «Управление образования администрации <адрес>» обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красномаяковская средняя общеобразовательная школа» и выделить денежные средства необходимые для устранения нарушений санитарного законодательства. Установить срок для устранения нарушений: один год со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение суда вступило в законную силу 24.04.2021
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО18. от 02.06.2020г. в отношении МБОУ «ФИО19» возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия постановления вручена должнику.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> ФИО20. от ДД.ММ.ГГГГ с МБОУ «ФИО21 взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб., в связи с тем, что должником не исполнено в установленный срок постановление от ДД.ММ.ГГГГ об установлении нарушений законодательства по гражданскому делу №. Данное постановление получено должником.
Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора МБОУ «ФИО22» ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела, МБОУ «ФИО23», в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района не исполнено решение суда. Также суд учитывает тот факт, что МБОУ «ФИО24», предпринимаются меры для исполнения решения суда, а именно проведено техническое обследование имущества.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Учитывая все обстоятельства по делу, совокупность принимаемых мер для исполнения решения суда, суд полагает возможным рассмотреть вопрос об освобождении от взыскания исполнительского сбора, присужденного к взысканию с должника администрации <адрес>.
В п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" судам разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях должника отсутствует вина по неисполнению в установленный законом срок решения суда, в связи с чем, суд полагает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 273 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление МБОУ «ФИО25», удовлетворить.
Освободить МБОУ «ФИО26» от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО28
Копия верна: судья ФИО27