Дело № 2-473/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Горькавой Л.Ф., при секретаре Никитиной И.И.,
с участием прокурора Кривоносова П.Д.,
представителя ответчика Ширинкиной Т.В.,
представителя ответчика Бабина А.В.,
представителя третьего лица Исаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Юсьвинская централизованная библиотечная система», Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности,
установил:
прокурор Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Юсьвинская централизованная библиотечная система» (далее МБУК «Юсьвинская ЦБС»), Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Юсьвинского района была проведена проверка соблюдения МБУК «Юсьвинская ЦБС» законодательства об антитеррористической защищенности. В соответствии с оформленным паспортом безопасности объекту МБУК «Юсьвинская ЦБС», расположенному по адресу: <адрес>, присвоена вторая группа опасности. В соответствии с оформленным паспортом безопасности объектам Купросская СБ МБУК «Юсьвинская ЦБС», расположенному по адресу: <адрес>, Майкорская СБ МБУК «Юсьвинская ЦБС», расположенному по адресу: <адрес> присвоены третьи категории опасности. По результатам проверки выявлены нарушения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере обеспечения безопасности и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: в нарушение подпункта «з» пункта 25 на объекте отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ директору МБУК «Юсьвинская ЦБС» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено частично, заявленные нарушения не устранены в связи с высокой финансовой затратностью указанных мероприятий. Учредителем МБУК «Юсьвинская ЦБС» является Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Юсьвинского муниципального округа, следовательно, Администрация Юсьвинского муниципального округа <адрес> как исполнительный орган местного самоуправления в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации является распорядителем средств муниципального образования.
С учетом уточнений прокурор Юсьвинского района в интересах неопределенного круга лиц просит обязать МБУК «Юсьвинская ЦБС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, на объекте, расположенном по адресу: <адрес> установить систему экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязать Администрацию Юсьвинского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий МБУК «Юсьвинская ЦБС» по установке системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, на объекте, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор <адрес> Кривоносов П.Д. уточненные исковые требования поддержал, на требованиях по объекту Купросская сельская библиотека МБУК «Юсьвинская ЦБС», расположенному по адресу: <адрес> не настаивал.
Представитель ответчика МБУК «Юсьвинская ЦБС» Ширинкина Т.В. в судебном заседании против уточненных требований не возражала, пояснила, что меры к устранению нарушений принимаются.
Представитель ответчика Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Бабин А.В. в судебном заседании против уточненных требований не возражал, пояснил, что денежные средства на выполнение заявленного мероприятия выделены, будут перечислены исполнителю после выполнения работ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края Исаева Н.А. в судебном заседании против уточненных требований не возражала, пояснила, что меры к устранению нарушения приняты, сделана заявка на выделение денежных средств на проведение работ по установке системы экстренного оповещения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
В силу пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено понятие антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно пункту 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Из положений пункта 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В пункте 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, указано, что предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по направления как осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Пунктом 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (далее – Требования).
В силу пункта 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (пункт 19 Требований).
В соответствии с пунктом 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно подпункту «з» пункта 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется мероприятие в виде оборудования объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что на праве оперативного управления МБУК «Юсьвинская ЦБС» находятся здания, расположенные по адресу: <адрес>, Майкорская СБ МБУК «Юсьвинская ЦБС», расположенному по адресу: <адрес>, а земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Акт обследования антитеррористической защищенности и категорирования объекта (территории) в сфере культуры МБУК «Юсьвинская ЦБС» составлен в ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена вторая категория опасности, определены первоочередные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Согласно паспорту безопасности МБУК «Юсьвинская ЦБС» утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена третья категория по степени потенциальной опасности, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объекта рекомендовано в том числе выполнить мероприятие по установке системы экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой Юсьвинского района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта МБУК «Юсьвинская ЦБС», по результатам которой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) выполнены не в полном объеме. На объекте отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (нарушен подпункт «з» пункта 25 Требований).
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены письменными доказательствами по делу и не оспариваются ответчиками, третьим лицом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в части возложения на МБУК «Юсьвинская ЦБС» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ на объектах, расположенных по адресу: <адрес> край, Юсьвинский муниципальный округ, <адрес> установить систему экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
При этом суд исходит из того, что выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья посетителей и работников учреждения.
Прокурором также заявлено требование о возложении на Администрацию Юсьвинского муниципального округа Пермского края обязанности обеспечить финансирование мероприятия МБУК «Юсьвинская ЦБС» и Майкорская сельская библиотека МБУК «Юсьвинская ЦБС», по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Как установлено пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из системного толкования указанных норм закона следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления.
Учредителем МБУК «Юсьвинская ЦБС» является Отдел культуры, молодежной политики и спорта Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края в лице Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
При таких обстоятельствах суд находит заявленное прокурором <адрес> к Администрации Юсьвинского муниципального округа <адрес> исковое требование обоснованным и считает необходимым возложить на орган местного самоуправления обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий МБУК «Юсьвинская ЦБС» и Майкорская СБ МБУК «Юсьвинская ЦБС», по установке системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объектах, расположенных по адресу: <адрес>
При этом, срок для исполнения ответчиками возложенных обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ, о котором требует прокурор, суд находит разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с МБУК «Юсьвинская ЦБС» в доход бюджета Муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей, поскольку прокурор при подаче иска в суд был освобожден от ее уплаты на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, и на основании данной же нормы освобождена от уплаты государственной пошлины Администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Юсьвинского района удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Юсьвинская централизованная библиотечная система» (ОГРН №, ИНН №) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ на объектах, расположенных по адресу: <адрес>, Юсьвинский муниципальный округ, <адрес> установить систему экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на Администрацию Юсьвинского муниципального округа <адрес> (ОГРН №, ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий Муниципального бюджетного учреждения культуры «Юсьвинская централизованная библиотечная система» (ОГРН 1075981000479, ИНН 5981001900) по установке системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объектах, расположенных по адресу: <адрес>
Взыскать с Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Юсьвинская централизованная библиотечная система» (ОГРН №, ИНН №) государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования «Кудымкарский муниципальный округ Пермского края» в размере 3000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ф. Горькавая
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.