Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-17/2023 (2-831/2022;) ~ М-716/2022 от 08.07.2022

УИД № 60RS0020-01-2022-001399-34                   

Копия

Дело № 2-17/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2023 года               город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                                                   Захаровой О.С.,

при секретаре                                                     Останиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.О.Н. и третьего лица с самостоятельными требованиями М.С.Н. к К.Ю.Б. о признании незаконными действий по размещению и стоянке большегрузного, грузового автотранспорта на земельном участке и запрете стоянки,

УСТАНОВИЛ:

П.О.Н., собственник земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к К.Ю.Б. о признании незаконными действий ответчика по размещению и стоянке большегрузного, грузового (междугородного) автотранспорта на земельном участке с КН , расположенном по адресу: <адрес>, ближе 100 метров от смежной границы принадлежащего истцу земельного участка, запрете ответчику стоянки на указанном земельном участке.

В обоснование иска указано, что земельный участок истца граничит с земельным участком ответчика, на котором с середины 2016 года К.Ю.Б. без разрешений организовала стоянку большегрузных автомобилей.

Территорию земельного участка ответчик использует под несанкционированную стоянку - объект негативного воздействия на окружающую среду, что является нарушением п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которым предусмотрен размер санитарно-защитной зоны от стоянки (парковки) грузового автотранспорта до границы жилой зоны в 100 м.

Грузовые транспортные средства круглосуточно ставятся на стоянку, во время стоянки ремонтируются, заправляются, моются, прогреваются, что приводит к распространению удушливых запахов отработанных газов, вибрации и шумов.

Несоблюдение ответчиком требований о размере санитарно-защитной зоны влечет нарушение прав и законных интересов истца и членов его семьи на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровья.

Размещение стоянки (парковки) грузового международного автотранспорта на земельном участке ответчика нарушает требования градостроительных, строительных и санитарных норм и правил, п.17.2 Правил дорожного движения РФ, п.2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица на стороне истца привлечена М.С.Н., собственник (1/2 доля в праве) земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, который также граничит с земельным участком ответчика /л.д. 182 - 183 том 1/. В судебном заседании третье лицо М.С.Н. заявила самостоятельные требования, аналогичные требованиям П.О.Н., просила признать незаконными действия К.Ю.Б. по размещению и стоянке большегрузного, грузового (междугородного) автотранспорта на земельном участке с КН , расположенном по адресу: <адрес>, ближе 100 метров от смежной границы с принадлежащим М.С.Н. земельным участком и запрете ответчику стоянки на земельном участке с КН /л.д. 9 том 2/.

В обоснование самостоятельных требований М.С.Н. указала, что проживает в жилом доме на указанном земельном участке с семьей. С середины 2016 года К.Ю.Б. без разрешений организовала стоянку большегрузных автомобилей, которые прибывают на стоянку и ставятся в дневное и ночное время, ремонтируются, заправляются, моются. Ответчик, организовав несанкционированную стоянку, которая является объектом негативного воздействия на окружающую среду, нарушает санитарные нормы и правила.

Истец П.О.Н. и третье лицо с самостоятельными требованиями М.С.Н. в судебное заседание не явились, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца и третьего лица М.В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что истец с 2016 года защищает свои права путем обязания собственника земельного участка К.Ю.Б. установить санитарно-защитную зону.

С начала 2000-х годов до 2016 года на территории земельного участка К.Ю.Б. располагался пустырь, примерно в 100 метрах от смежной границы находились ангары. Ранее земельный участок, площадь которого составляла около 2 га принадлежал сельхозпредприятию ЗАО «Псковские семена», данная организация осуществляла хранение зерновых культур в ангарах.

В июле 2016 на приобретенном земельном участке ответчиком и ее супругом организована стоянка для грузовых автомобилей рядом со смежной границей участка истца и третьего лица. Поскольку стоянки (парковки) грузового междугородного автотранспорта отнесены к предприятиям IV класса опасности, предусматривающие размер санитарно-защитной зоны 100 метров, П.О.Н. обращался с жалобами в прокуратуру, Администрацию Псковского района, Управление Роспотребнадзора по Псковской области. Истцу с 2018 года пришлось доказывать в судебном порядке необходимость осуществления деятельности при организации стоянки большегрузных автомобилей с соблюдением экологического законодательства, то есть с обязательным установлением санитарно-защитной зоны, а также сам факт стоянки большегрузного транспорта.

В рамках рассмотрения гражданского дела по иску П.О.Н. ответчик разработала проект санитарно-защитной зоны, по решению Управления Роспотребнадзора по Псковской области от 16.12.2019 была установлена санитарно-защитной зоны для стоянки автотранспорта на земельном участке ответчика, сведения о зоне с особыми условиями использования территорий были внесены Филиалом ФГБУ Росреестра в ЕГРН.

П.О.Н. оспорил решение Управления Роспотребнадзора по Псковской области в судебном порядке, которое решением суда в рамках дела было признано незаконным в части установления санитарно-защитной зоны для стоянки автотранспорта на земельном участке ответчика без наличия результатов исследований (измерений), выполненных в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны (2018 года) и экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" от 13.11.2018 .

После чего сведения о санитарно-защитной зоне для стоянки были исключены Управлением Росреестра по Псковской области из ЕГРН.

О настоящее время у ответчика не имеется оснований осуществлять стоянку вблизи смежной границы ближе 100 м, санитарно-защитная зона не установлена,      между тем К.Ю.Б. продолжает осуществлять деятельность по стоянке грузового автотранспорта, чем нарушает права истца и третьего лица М.С.Н. на благоприятную окружающую среду.

Ответчик К.Ю.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что нарушений действующего законодательства в ее действиях не имеется. Земельный участок был ею приобретен в 2016 году для организации производственной базы. Расположенные на земельном участке объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке. Грузовые автомобили, которые находятся на участке, принадлежат ее мужу, занимающемуся перевозками, на сегодняшний день в собственности супруга находится 10 большегрузных транспортных средств и прицепов к ним. В 2019 году действительно планировалось организовать стоянку, установить СЗЗ, для чего был заказан проект, но в дальнейшем планы изменились, от идеи организовать стоянку отказались. В настоящее время на земельном участке организована кратковременная остановка автомобилей, при такой остановке права истца и третьего лица не нарушаются.

Представитель ответчика Ф.О.В. представила письменные возражения /л.д. 132-133 том 1/, в судебном заседании в возражениях указала, что обоснование исковых требований полностью соответствует исковому заявлению, рассмотренному Псковским районным судом по делу , в рамках настоящего иска изменена лишь просительная часть. Ранее Псковским районным судом были рассмотрены дела ,, а также . При разрешении споров по вышеуказанным делам, судом установлено, что ответчиком приобретен земельный участок, имеющий целевое назначение и вид разрешенного использования, не имеющего отношения к жилой зоне - под производственную базу. Земельный участок истца, относящийся к жилой зоне, приобретался после формирования земельного участка ответчика. Ранее судом установлено, что на земельном участке ответчика периодически находятся большегрузные транспортные средства в разных количествах, при этом объективных доказательств осуществления противоправной деятельности на земельном участке К.Ю.Б., ремонта и технического обслуживания транспортных средств, не установлено, доказательств нарушения ответчиком прав истца не представлено. Также отметила, что определенные пункты СанПиНа, на которые ссылается истец, утратили силу с 13.03.2022, истцом не приведено ни одной действующей нормы законодательства, которая была бы нарушена ответчиком. Ссылки на нарушение санитарных требований, а именно несоблюдение требований по атмосферному воздуху и шуму, голословны и не подтверждены ни одним лабораторным исследованием, проведенным на территории истца. Спорные правоотношения возникли ввиду желания истца осуществить индивидуальное жилищное строительство в непосредственной близости от объектов производственного назначения. Отметила, что ответчиком было получено предостережение от Управления Роспотребнадзора по Псковской области от 17.11.2021 , в соответствии с которым К.Ю.Б. было предложено с целью обоснования сокращения размера СЗЗ для стоянки грузового автотранспорта организовать проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. Поскольку на сегодняшний день необходимость установления стоянки отсутствует, в связи с чем, проект обоснования размера санитарно-защитной зоны стоянки автотранспорта (2018 года) не дорабатывался, исследования не проводились. Кратковременная остановка автомобилей на участке ответчика прав стороны истца не нарушает, просила в иске отказать в полном объеме.

Третье лицо К.С.Д., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области А.Н.В., в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрения суда. Указала, что в рамках профилактической деятельности ответчику было выдано предостережение, согласно которому в случае, если ответчик соберется организовывать предпринимательскую деятельность, связанную со стоянкой, она должна обратиться в Управление Роспотребнадзора за проведением лабораторных исследований. После вынесения предостережения в 2021 году, ответчик в Управление Роспотребнадзора не обращалась.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантированы права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Как предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно- эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

- осуществлять гигиеническое обучение работников.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 24 настоящего Федерального закона).

На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введена в действие с 01.03.2008 новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 2.1. главы II СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.

Глава VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривает санитарную классификацию промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Для промышленных объектов и производств четвертого класса размер санитарно-защитной зоны составляет 100 метров.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74" внесены изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно приложению к настоящему постановлению.

В соответствии с приложением к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7 разделом 12 предусмотрены сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг.

Согласно п. 12.4.3 раздела 12 приложения к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.02.2022 N 7, стоянки (парки) грузового автотранспорта относятся к IV классу опасности.

В соответствии с п. 4.1. раздела IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, предусматривающего установление размеров санитарно-защитных зон,установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Согласно п. 4.3. раздела IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ. От источников выбросов такой размер устанавливается при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов (п.п. 3.3., 3.4.раздела IIIСанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Исходя из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использовании участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст.23 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Установлено, что П.О.Н. является собственником земельного участка с КН , площадью 2281 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен двухэтажный жилой <адрес>, площадью 142,2 кв.м /л.д. 87-96, том 1/.

М.С.Н. является собственником 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с КН , площадью 1250 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом с КН , и имеющий смежную границу с земельным участком истца /л.д.184-191, 194 том 1/.

К.Ю.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с КН , площадью 12293 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы, расположенный по адресу: <адрес> /л.д.71-75, 97-101, 113-117 том 1/.

Также ответчику К.Ю.Б. на праве собственности принадлежат: сооружение протяженностью 637 кв.м., расположенное примерно в 0,7 км. по направлению на северо-восток от д. <адрес> и четыре нежилых здания площадью 73 кв.м., 300 кв.м., 450 кв.м, и 390 кв.м., расположенные на вышеуказанном земельном участке.

Рядом расположенные земельные участки истца П.О.Н. и третьего лица М.С.Н. имеет смежную границу с земельным участком ответчика К.Ю.Б.

Ответчик К.Ю.Б. статуса индивидуального предпринимателя не имеет.

Третье лицо К.С.Д., супруг ответчика К.Ю.Б., согласно выписке из ЕГРИП с 28.04.2004 является индивидуальным предпринимателем, основным видом его предпринимательской деятельности является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам /л.д.178-180 том 1/.

Из сведений, представленных ОРАС ГИБДД УМВД России по <адрес> следует, что в собственности К.С.Д. находятся 10 большегрузных транспортных средства и 10 прицепов к ним /л.д.242-246 том 1/.

Из представленных стороной истца фотографий, выполненных в различные временные периоды, начиная с августа 2016 года по февраль 2023 года, усматривается размещение большегрузного транспорта на территории земельного участка ответчика вблизи границы участков П.О.Н. и М.С.Н. /л.д. 21, 105, 123-125, 141-142, 192 том 1, л.д.5, 34-41 том 2/.

В рамках рассмотрения гражданского дела П.О.Н. заявлялись исковые требования к К.Ю.Б. об обязании устранения нарушения санитарного законодательства путем установления размера санитарно-защитной зоны от стоянки (парковки) грузового междугородного автотранспорта, расположенной на земельном участке с КН по адресу: <адрес>, до границы земельного участка с КН и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>, не менее 100 м в соответствии с требованиями п. 3.4 и п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», где граница санитарно-защитной зоны устанавливается от смежной границы участка с КН с участком с КН , вглубь участка К.Ю.Б. (промышленной площадки).

Решением Псковского районного суда Псковской области от 26.04.2019 по гражданскому делу , оставленным без изменения Апелляционным определением Псковского областного суда от 23.07.2019, П.О.Н. было отказано в удовлетворении указанных требований к К.Ю.Б. /л.д.210-215, 216-221 том 1/.

Отказывая в удовлетворении иска П.О.Н., суд, установив в бесспорном порядке, что на земельном участке ответчика периодически находятся большегрузные транспортные средства в разных количествах, пришел к выводу о недоказанности осуществления К.Ю.Б. на земельном участке противоправной деятельности, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2019 апелляционное определение Псковского областного суда от 23.07.2019 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение /л.д.222-228 том 1/.

Апелляционным определением Псковского областного суда от 16.06.2020 решение Псковского районного суда Псковской области от 26.04.2019 вновь оставлено без изменения, апелляционная жалоба П.О.Н., действующего в своих интересах и интересах третьих лиц М.С.Н., Д.Ж.В. - без удовлетворения /л.д.229-235 том 1/.

Вместе с тем, в рамках повторного апелляционного рассмотрения ответчик не оспаривала необходимость установления СЗЗ, пояснила, что заказала проект установления СЗЗ.

Также ответчиком суду апелляционной инстанции было представлено решение Управления Роспотребнадзора от 06.12.2019, которым установлена санитарно-защитная зона для стоянки автотранспорта по адресу: <адрес>.

Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области в базу данных ЕГРН были внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территорий: "санитарно-защитная зона стоянки автотранспорта по адресу: <адрес>, реестровый .1172.

Как указано в апелляционном определении, приведенные обстоятельства, свидетельствующее об установлении в законом порядке СЗЗ для стоянки автотранспорта с описанием местоположения границ, внесении соответствующих сведений в ЕГРН, послужили основанием для оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований П.О.Н. об установлении санитарно-защитной зоны.

Не согласившись с установлением СЗЗ по границе территории вышеуказанного объекта, П.О.Н. обратился с иском в суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области о признании незаконными решения от 06.12.2019 ; филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области о признании незаконными действий по внесению в базу данных ЕГРН сведений о СЗЗ; к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" о признании незаконным и не соответствующим СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03 и градостроительным нормам экспертного заключения от 13.11.2018, о признании незаконными действий по выдаче данного экспертного заключения о соответствии проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны стоянки автотранспорта; к ИП З.Н.Д. о признании незаконным проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны стоянки автотранспорта.

Решением Псковского районного суда от 14.04.2021 по делу П.О.Н. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.

Апелляционным определением от 27.07.2021 решение Псковского районного суда от 14.04.2021 отменено в части отказа о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области об установлении санитарно-защитной зоны от 06.12.2019, принято новое решение, которым требования П.О.Н. удовлетворены частично. Решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области об установлении санитарно-защитной зоны от 06.12.2019 в части установления санитарно-защитной зоны для стоянки автотранспорта по адресу: <адрес> К.Ю.Б. без наличия результатов исследований (измерений), выполненных в соответствие с проектом обоснования СЗЗ (2018 года) и экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области" от 13.11.2018 признано незаконным. В остальной части иска П.О.Н. отказано.

В связи с отменой в судебном порядке решения Управления Роспотребнадзора от 06.12.2019 соответствующие изменения о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий были внесены в ЕГРН 10.12.2021.

Из материалов дела следует, что после поставленного судебного акта 20.10.2021 П.О.Н. обращался в Управление Роспотребнадзора по Псковской области с жалобой на действия К.Ю.Б. по функционированию стоянки большегрузного транспорта без установления СЗЗ /л.д. 24 том 1/.

Управлением Роспотребнадзора по Псковской области 17.11.2021 К.Ю.Б. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предложено с целью обоснования сокращения размера СЗЗ для стоянки грузового автотранспорта организовать проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, после чего обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлением об установлении СЗЗ /л.д.25-26 том 1/.

К.Ю.Б. не оспаривалось, что в настоящее время действий, направленных на установление СЗЗ, она не предпринимает, дорабатывать проект, а также заказывать проведение лабораторных исследований (измерений) не планирует, поскольку от идеи организовать стоянку отказалась.

Утверждения ответчика об отсутствии в настоящее время на земельном участке стоянки большегрузного автотранспорта признаются судом не состоятельными.

Находя исковые требования П.О.Н. и третьего лица М.С.Н. обоснованными, суд учитывает, что приведенными судебными актами бесспорно установлено, что на земельном участке ответчика периодически находятся большегрузные транспортные средства в различных количествах и при отсутствии СЗЗ нарушаются права граждан земельных участков, на которых возведены жилые дома.

В силу ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.

Принятые К.Ю.Б. в рамках рассмотрения дела меры к установления СЗЗ в виде заказа проекта по сути своей свидетельствуют о согласии ответчика с тем, что на земельном участке организована стоянка большегрузных транспортных средств, требующая установление СЗЗ.

При этом отказ ответчика от проведения дальнейших мероприятий по установлению СЗЗ не свидетельствует об отсутствии стоянки в настоящее время, поскольку из фотоматериала, представленного стороной истца и не оспоренного ответчиком, следует, что транспортные средства продолжают находиться (стоять) на земельном участке ответчика, фактических изменений не произошло, количество большегрузных транспортных средств, зарегистрированных на имя супруга ответчика, осталось прежним.

Отсутствие у ответчика статуса индивидуального предпринимателя не освобождает ее от необходимости соблюдения предписанных норм и правил.

Таким образом, действия К.Ю.Б. по размещению и стоянке большегрузного (грузового) автотранспорта на земельном участке с КН , расположенном по адресу: <адрес>, в отсутствие установления СЗЗ нельзя признать законными.

Суд учитывает, что для объектов IV класса опасности, к которым относятся стоянки (парки) грузового автотранспорта, санитарно-защитная зона установлена в 100 метров, при этом данный размер носит рекомендательных характер и в зависимости от результатов исследований и измерений может быть уменьшен.

Поскольку в настоящее время ответчиком не установлена СЗЗ, ее размер не известен суд, соглашается с требованиями о незаконности размещения стоянки ближе 100 метров от границы земельных участков, принадлежащих П.О.Н. и М.С.Н.

Деятельность ответчика по использованию земельного участка для стоянки большегрузных автомобилей, как деятельность по использованию объекта негативного воздействия на окружающую среду без установления СЗЗ на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ подлежит запрету.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования П.О.Н. и третьего лица с самостоятельными требованиями М.С.Н. удовлетворить.

Признать незаконными действия К.Ю.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан <...> ДД.ММ.ГГГГ, по размещению и стоянке большегрузного (грузового) автотранспорта на земельном участке с КН , расположенном по адресу: <адрес>, ближе 100 метров от границы земельных участков, принадлежащих П.О.Н. с КН и М.С.Н. с КН .

Запретить К.Ю.Б. использовать земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>, для стоянки большегрузных автомобилей без установления санитарно-защитной зоны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья     /подпись/ О.С. Захарова

Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2023 года.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья                    О.С. Захарова

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>а

2-17/2023 (2-831/2022;) ~ М-716/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перинин Олег Николаевич
Ответчики
Колотилина Юлия Борисовна
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области
Колотилин Сергей Борисович
Мальцева Светлана Николаевна
Суд
Псковский районный суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
pskovsky--psk.sudrf.ru
08.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2022Предварительное судебное заседание
16.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее