Дело №2-1096/2022
УИД 61RS0041-01-2022-001513-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года с. Куйбышево
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области РФ в составе:
председательствующего судьи Бондарева С.И.
при секретаре Тростянской З.М.
рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия Матвеево-Курганского районного суда в селе Куйбышево Куйбышевского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах к администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по исполнению требований санитарного законодательства, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах обратилось в суд с иском к администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области, в котором просит суд: признать незаконным факт бездействия администрации Куйбышевского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; обязать администрацию Куйбышевского района Ростовской области ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области; признать незаконным факт бездействия администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд; обязать МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим показателям.
В обоснование исковых требований Управление Роспотребнадзора по Ростовской области ссылается на те обстоятельства, что по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды, средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды. Территориальным отделом в январе 2022 года были направлены уведомления в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В соответствии с п.6 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Несмотря на то, что уведомление было направлено исполняющему обязанности главы администрации Куйбышевского района Ростовской области и директору МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области, указанная информация не поступила. Кроме того, администрацией Куйбышевского района Ростовской области техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не разработано.
В судебное заседание территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя не направил.
Ответчик по делу МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области в лице директора Завертайло С.В. представил заявление, согласно которому исковые требования по понуждению исполнения требований санитарного законодательства признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик по делу администрация Куйбышевского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила, возражений относительно исковых требований не представлено.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункту 75 СанПин 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2, установлены специальные требования к нормативам качества и безопасности воды.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Куйбышевского района Ростовской области услуги населению по доставке воды для хозяйственно-бытовых нужд осуществляет МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области, учредителем которого является администрация Куйбышевского района Ростовской области.
ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах по результатам проведения в 2021 году лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Ростовской области» проб питьевой воды в Куйбышевском районе Ростовской области, в адрес администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды. Так, за период 2021 года из подземных источников водоснабжения Куйбышевского района Ростовской области по санитарно-химическим показателям исследовано 24 пробы, из них не соответствовало нормативным требованиям 24 пробы, по микробиологическим показателям исследовано 30 проб, нестандартных 0%. Из распределительной сети водопроводов по микробиологическим показателям исследовано 70 проб, из них не соответствовало нормативным требованиям 8 проб, по санитарно-химическим показателям исследовано 56 проб, из них не соответствовало нормативным требованиям 20 проб. Приоритетными загрязнителями централизованных систем водоснабжения являются следующие показатели: общая жесткость, сухой остаток, сульфаты, нитраты, бор. Указанные сведения необходимы для включения в разрабатываемые (корректируемые) инвестиционные программы в части учета мероприятий по приведению качества подаваемой населению Куйбышевского района питьевой воды в соответствие требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Вместе с тем, администрация Куйбышевского района Ростовской области, в нарушение требований пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не внесла изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Более того, как следует из доводов искового заявления, не опровергнутых ответчиком, администрацией Куйбышевского района Ростовской области по настоящего времени не разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Куйбышевского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также бездействии администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд, в связи с чем, требования истца об обязании администрации Куйбышевского района Ростовской области ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области и обязании МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим показателям, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах к администрации Куйбышевского района Ростовской области и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по исполнению требований санитарного законодательства, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Куйбышевского района Ростовской области (ИНН 6117001261, ОГРН 1026101165221) по исполнению требований санитарного законодательства по подготовке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Обязать администрацию Куйбышевского района Ростовской области (ИНН 6117001261, ОГРН 1026101165221) ежегодно подготавливать техническое задание на разработку мероприятий по приведению качества питьевой воды подземных источников водоснабжения – артезианских скважин и направлять в МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области.
Признать незаконным бездействие администрации Куйбышевского района Ростовской области (ИНН 6117001261, ОГРН 1026101165221) и МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области (ИНН 6117009648, ОГРН 1156196059524) по исполнению требований санитарного законодательства по обеспечению населения района качественной водой для хозяйственно-бытовых нужд.
Обязать МУП «Водоканал» Куйбышевского района Ростовской области (ИНН 6117009648, ОГРН 1156196059524) устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в соответствии с действующим законодательством: обеспечить качество поставляемой населению воды для хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по микробиологическим показателям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 23.09.2022 года.
Судья С.И. Бондарев