Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-46/2019 от 05.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

г.Котельнич 04 марта 2019 г.

Судья Котельничского районного суда Кировской области Колотовкин П.В.,

при секретаре Агапитовой Ю.А.,

с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генерального директора ООО «Сапфир» Ш.,

защитника ООО «Сапфир» по доверенности В.,

лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Б.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Сапфир» Ш. на постановление от 24.01.2019 мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сапфир» (далее ООО «Сапфир»), ИНН 4313105760, КПП 431301001, ОГРН 105430750433, находящегося по адресу: Кировская обл., г. Котельнич, ул. Луначарского, д.106, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,

У С Т А Н О В И Л:

03.12.2018 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Б. составлен протокол № 253 об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, согласно которому 03.12.2018 в 13 часов 30 минут в результате проведения внеплановой проверки, установлено, что ООО «Сапфир» не выполнило в срок до 15.11.2018 пункты № 2, 3, 4 ранее выданного законного предписания № 61 от 16.10.2018 об устранении выявленных нарушений санитарных правил.

По результатам рассмотрения указанного протокола, мировой судья судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области постановлением от 24.01.2019 признала ООО «Сапфир» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и назначила ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Постановлением и протоколом установлено, что ООО «Сапфир» не выполнило в срок следующие пункты предписания:

- п.2 – требовалось обеспечить проведение работ по изоляции наружным изолирующим слоем грунта последнего слоя отходов на объекте размещения ТБО (ТКО) в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка), обеспечить наличие верхнего изолирующего слоя на объекте размещения ТБО (ТКО) в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка);

- п.3 – требовалось обеспечить проведение мероприятий по предотвращению самовозгорания ТБО на объекте размещения ТБО – площадке утилизации промышленных и бытовых отходов в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка);

- п.4 – требовалось обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил в объемах, предусмотренных п. 6.8 СанПиН 2.1.7.1038-01.

Законный представитель ООО «Сапфир», выражая несогласие с постановлением мирового судьи от 24.01.2019, просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает:

в предписании содержатся требования о производстве работ, связанных с обращением с отходами производства и потребления, на выполнение которых у ООО «Сапфир» отсутствует лицензия;

ООО «Сапфир» имеет лицензию на сбор и транспортирование отходов IV, V класса, деятельность по эксплуатации полигона ТКО и санкционированных свалок не осуществляет, поэтому не может быть субъектом рассматриваемого административного правонарушения;

должностное лицо Роспотребнадзора превысило свои полномочия, поскольку требования, указанные в предписании не относятся к требованиям по исполнению норм санитарного законодательства и не усматривается причинно-следственной связи выявленного нарушения с фактами причинения вреда;

требования Роспотребнадзора, указанные в предписании носят общий характер, из них невозможно установить объем и перечень требуемых работ, их характер, способ выполнения, применимы ли к данным требованиям требования Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В судебном заседании законный представитель ООО «Сапфир» Ш. и его защитник доводы жалобы поддержали.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении Б. просила в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 19.5 ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 16.10.2018 в отношении ООО «Сапфир» вынесено предписание № 61 об устранении выявленных при проведении внеплановой выездной проверки нарушений санитарных правил, выразившихся в том числе, в обеспечении проведения работ по изоляции наружным изолирующим слоем грунта последнего слоя отходов на объекте размещения ТБО (ТКО) в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка), обеспечении наличия верхнего изолирующего слоя на объекте размещения ТБО (ТКО) в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка) в соответствии с гигиеническими требованиями; обеспечении проведения мероприятий по предотвращению самовозгорания ТБО на объекте размещения ТБО – площадке утилизации промышленных и бытовых отходов в д. Зубари Котельничского района Кировской области (свалка); обеспечении проведения производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил в объемах, предусмотренных п. 6.8 СанПиН 2.1.7.1038-01. Установлен срок исполнения указанных требований – до 15.11.2018.

С целью контроля исполнения ООО «Сапфир» предписания № 61, территориальным управлением Роспотребнадзора с участием представителя юридического лица 03.12.2018 была проведена проверка, составлен акт № 1298, в котором зафиксировано невыполнение п. 2, 3, 4 предписания № 61, а так же составлен протокол об административном правонарушении № 253. Акт и протокол получены представителем ООО «Сапфир» 03.12.2018.

24.01.2019 мировой судья судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении установила факт невыполнения ООО «Сапфир» в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства и квалифицировала его действия по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст.ст.11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Статья 22 указанного Закона № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 «О введении в действие санитарных правил», предусматривают:

п. 2.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

п. 5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.

п. 5.2. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала, можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мела, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.

п. 5.7. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

п. 5.8. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10%, превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.

п. 5.9. Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.

п. 5.10. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.п. 6.8. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

п. 8.5. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно - гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.

В соответствии с п. 4.4 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.

Невыполнение ООО «Сапфир» в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства подтверждается исследованными в судебном заседании мировым судьей письменными материалами дела: уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки от 12.11.2018 № 932, распоряжением № 1298 от 12.11.2018 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, актом проверки № 1298 от 03.12.2018 с фототаблицей, предписанием № 61 от 16.10.2018 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, протоколом об административном правонарушении № 253 от 03.12.2018, договором № 1528 аренды земельного участка от 01.01.2014, лицензией <№> от 30.04.2009, лицензией <№> от 10.05.2016, а так же иными материалами дела.

Доводы заявителя жалобы о том, что в предписании содержатся требования о производстве работ, на выполнение которых у ООО «Сапфир» отсутствует лицензия, не влечет за собой признание указанного предписания незаконным, поскольку ООО «Сапфир» предписано обеспечить проведение необходимых работ, при этом не запрещается привлекать стороннюю специализированную лицензированную организацию. Каких-либо доказательств невозможности исполнения указанного пункта предписания ООО «Сапфир» не представлено.

Доводы ООО «Сапфир» о том, что их организация не может быть субъектом рассматриваемого административного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность по эксплуатации полигона, не состоятельны. Требования к ООО «Сапфир» о необходимости выполнения пунктов предписания вытекают из действующего договора №1528 аренды земельного участка, согласно которому ООО «Сапфир» обязано, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, иных правил и нормативов, при расторжении договора передать земельный участок в состоянии, пригодном для его дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Доказательств того, что указанный договор аренды расторгнут и земельный участок передан в надлежащем состоянии, ООО «Сапфир» не представлено.

Как следует из обжалуемого постановления, законность вынесенного в отношении ООО «Сапфир» предписания, была предметом оценки мирового судьи.

Из материалов дела следует, что предписание N 61 было вынесено уполномоченным лицом - главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Б., в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в судебном порядке оно не обжаловалось и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, отменено не было.

Ссылка в жалобе на превышение должностным лицом Роспотребнадзора своих полномочий так же не состоятельна, поскольку требования, изложенные в предписании, направлены именно на устранение нарушений санитарных норм и обеспечение безопасности окружающей среды и здоровья населения.

Состав ст.19.5 ч. 1 КоАП РФ является формальным, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания и наступления вредных последствий для квалификации не требуется.

В соответствии с п.70 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров», в предписании должны быть указаны, в том числе, требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.

Таким образом, предписание должно содержать характеристику допущенных нарушений и требование об их устранении, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения. Конкретные способы и порядок действий должны определяться лицом самостоятельно, но в рамках требований санитарного законодательства.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, лежит на юридическом лице, однако ООО «Сапфир» не представлены суду доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения указанных в предписании № 61 требований санитарных норм.

В ходе рассмотрения мировым судьей дела об административном правонарушении, представитель и защитник ООО «Сапфир» сослались на незаконность предписания, но при этом факт неисполнения его не отрицали.

В судебном заседании при рассмотрении данной жалобы законный представитель юридического лица пояснил, что какие-либо мероприятия по исполнению предписания юридическим лицом до настоящего времени не проводились, предписание № 61 об устранении выявленных при проведении внеплановой выездной проверки нарушений санитарных правил от 16.10.2018 в установленном законом порядке не обжаловалось.

Таким образом, в действиях ООО «Сапфир», выразившихся в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, мировым судьей правильно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, мировым судьей, как и судом апелляционной инстанции не установлено. Размер наказания соответствует минимальному размеру санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, представителями ООО «Сапфир» ходатайство о применении ст.2.9 КоАП РФ и прекращении дела в связи с малозначительностью, не заявлялось.

Совершенное юридическим лицом правонарушение к малозначительному не относится, поскольку невыполнение предписания связано со здоровьем и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и может повлечь негативные последствия и ущерб в этой области.

Учитывая изложенное, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

При рассмотрении административного материала в отношении ООО «Сапфир», мировым судьей не было допущено нарушений, касающихся процедуры рассмотрения административного материала.

Иных нарушений, влекущих изменение или отмену постановления по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

При таких обстоятельствах, постановление от 24.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, вынесенное мировым судьей судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области, в отношении ООО «Сапфир», подлежит оставлению без изменения, а жалоба генерального директора ООО «Сапфир» Ш., оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы генерального директора ООО «Сапфир» Ш., отказать.

Постановление от 24.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, вынесенное мировым судьей судебного участка № 20 Котельничского судебного района Кировской области, в отношении ООО «Сапфир», ИНН 4313105760, КПП 431301001, ОГРН 105430750433, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Сапфир» Ш. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в порядке надзора.

Судья П.В. Колотовкин

12-46/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО Сапфир
Другие
Шатов Олег Леонидович
Воронов Александр Валентинович
Суд
Котельничский районный суд Кировской области
Судья
Колотовкин П.В.
Статьи

ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kotelnichesky--kir.sudrf.ru
05.02.2019Материалы переданы в производство судье
04.03.2019Судебное заседание
04.03.2019Вступило в законную силу
06.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее