16RS0037-01-2023-003031-09
дело № 2-286/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2024 года г. Бугульма РТ
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сидирякова А.М., при секретаре Кулаковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления к Совету муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и Теселкину аа об обязании ликвидировать свалку,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к ответчикам об обязании ликвидировать свалку.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках выездного обследования территории Бугульминского муниципального района выявлен факт сброса отходов производства и потребления на почву по адресу: <адрес> на 3 км 200 м к прилегающей территории автодороги по <адрес> на земельном участке с кадастровым №. Указанная территория находится в собственности муниципалитета. ДД.ММ.ГГГГ в адрес исполнительного комитета Бугульминского муниципального района выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №. ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия на устранение нарушений, ответ на которую не поступил. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен повторный выезд на указанный земельный участок и установлено, что нарушения не устранены. Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района вышеуказанные требования не исполнены, в результате чего на данной территории образована свалка отходов. От негативного воздействия свалки отходов может пострадать любое лицо.
Истец просит обязать исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ликвидировать свалку на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, за счет средств местного бюджета, путем вывоза незаконно размещенных отходов на санкционированный полигон ТБО.
В процессе рассмотрения дела к его участию в качестве ответчика привлечен Теселкин А.А.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещение произведено надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления.
Представители ответчиков Совета муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и ответчик Теселкин А.А. в суд не явились, извещение произведено надлежащим образом, возражений не заявлено.
Дело рассмотрено в отсутствие ответной стороны в порядке заочного производства.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Кроме того, предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках выездного обследования территории Бугульминского муниципального района Республики Татарстан истцом выявлен факт сброса отходов производства и потребления на почву на земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, а именно: отходы толи ФККО 82622001514, бой строительного кирпича ФККО34321001205, лом железобетонных изделий ФККО 82230101215. Общая площадь сброса составила 1500 кв.м., объемом 750 куб.м.
При этом доказательств, что кто является собственником вышеназванных отходов производства и потребления, суду не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН указанная территория находится в собственности Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
В адрес исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан истцом вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан направлена претензия на устранение нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации несанкционированного сброса отходов производства и потребления на почве, положительного ответа на которую не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен повторный осмотр земельного участка, ранее выявленные нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Доказательств устранения выявленных нарушений ответной стороной не представлено, в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что отходы производства и потребления, собственник которых не установлен, размещены на территории земельного участка принадлежащего Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан, распоряжение которыми относится к компетенции исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, суд приходит к выводу о том, что именно на данном ответчике лежит обязанность принять меры по предупреждению и устранению негативного воздействия, в том числе отходов производства и потребления, на окружающую среду в пределах территории Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании организовать работы по ликвидации свалки отходов на указанном земельном участке путем вывоза на санкционированный полигон ТБО являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования к Совету муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан и Теселкину А.А. истцом не заявлены, при этом доказательств, что указанные ответчики являются собственникам отходов производства и потребления на почве на земельном участке с кадастровым №, суду не представлено, в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам надлежит отказать.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления (ИНН 1659036508) к Совету муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1613003010), исполнительному комитету Бугульминского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1645019735) и Теселкину аа (<данные изъяты>) об обязании ликвидировать свалку удовлетворить частично.
Обязать исполнительный комитет Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать свалку на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, путем вывоза незаконно размещенных отходов на санкционированный полигон ТБО.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиками в Бугульминский городской суд Республики Татарстан в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Сидиряков А.М.
Копия верна:
Судья Сидиряков А.М.
Заочное решение вступило в законную силу «___»___________20___ года
Судья Сидиряков А.М.
Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.