№ 2-297/2023
УИД 03RS0013-01-2022-000071-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2023 г. г. Нефтекамск РБ
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Валеевой Р.М.,
при секретаре судебного заседания Зиятдиновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шавалиева Р.К. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете трудовой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Шавалиев Р.К. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Шавалиева Р.К. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Нефтекамск Республики Башкортостан о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете пенсии удовлетворены. В трудовой стаж Шавалиева Р.К., являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, включен период работы с 01.02.1984 года по 21.12.1993 года в должности водителя Автобазы № 1 АТК треста «Нефтепроводмонтаж». На ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Нефтекамск РБ возложена обязанность произвести перерасчет и начисление пенсии Шавалиеву Р.К. с учетом периода работы с 01.02.1984 года по 21.12.1993 года в должности водителя Автобазы № 1 АТК треста «Нефтепроводмонтаж».
Между тем, ответчиком не применен повышенный коэффициент соотношения заработной платы, а именно - 1,2.
На основании изложенного, истец просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан произвести перерасчет пенсии Шавалиева Р.К. с применением коэффициента соотношения заработной платы 1,2 с 24 июля 2018 года.
В судебном заседании истец Шавалиев Р.К. исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель истца Мулюков Р.Г. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения заявленных требований.
Обращаясь в суд с иском, Шавалиев Р.К. указал, что при первоначальном расчете пенсии пенсионным органом был взят период работы менее выгодный для ее расчета, в связи с чем, пенсия была изначально рассчитана и назначена ответчиком в меньшем размере и подлежит перерасчету.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей данному федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Начиная с 1 января 2015 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ N Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг N перечень документов (часть 7 статьи 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, назначение, выплата и перерасчет страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, разъясняет, какие документы гражданин должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы, самостоятельно запрашивает документы в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документ, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решение установлении или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов гражданского дела следует, что Шавалиеву Р.К. с 24.07.2018 назначена страховая пенсия по старости. Исчисление размера пенсии истца произведено по более выгодному варианту с определением пенсионного капитала в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
21.09.2022 от Шавалиева Р.К. поступило обращение о предоставлении расчета размера пенсии с учетом периодов работы с 01.02.1984 по 21.12.1993.
21.10.20222 на указанное заявление в адрес истца направлен письменный ответ.
Истцом суду представлена справка от 07.06.2001 № выданная Автобаза №1№1 АТК треста «Нефтепроводмонтаж».
Довод ответчика о том, что данная справка не может быть принята для перерасчета размера пенсии, поскольку не содержит подписи бухгалтера, то есть размер заработной платы не подтверждён подлинными документами, является необоснованным, поскольку указанная справка подписана руководителем предприятия Брусник А.А. на основании книги расчетов заработной платы.
Между тем, в судебном заседании истец пояснил, что с заявлением о перерасчете пенсии обратился лишь в сентябре 2022 года.
Таким образом, требование истца о перерасчете страховой пенсии с 24.07.2018 не подлежат удовлетворению, поскольку при назначении пенсии данная справка отсутствовала.
Согласно ст. 23 Закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных Шавалиевым Р.К. по делу требований, исходя из того, что назначение страховой пенсии по старости и ее дальнейший перерасчет носят заявительный характер, данный перерасчет истцу должен быть произведен с момента подачи им соответствующего заявления, то есть с 01 ноября 2022 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шавалиева Р.К. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан произвести перерасчет пенсии Шавалиева Р.К. с применением коэффициента соотношения заработной платы 1,2 с 01 ноября 2022 года.
В остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.М. Валеева
Мотивированное решение составлено 02 февраля 2023 года.