РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 г. город Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Фатеевой Е.В.,
с участием представителя истца прокурора г. Кузнецка Пензенской области помощника прокурора г. Кузнецка Пензенской области Абушахманова Р.Р.,
при секретаре Агеевой Е.В.,
с участием представителя ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» Борзовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД 58RS0017-01-2024-000303-71 по исковому заявлению прокурора города Кузнецка Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кузнецка Пензенской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» о возложении обязанности, указав, что при проведении проверки по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения, а именно: по улице Калинина, 615 высота искусственной неровности составляет 0,1м, по улице Фабричная, 75 высота искусственной неровности составляет 0,8 м, по улице Фабричная, д. 39 высота искусственной неровности составляет 0,17 м, по улице Радищева, д. 88 высота искусственной неровности составляет 0,09м, что превышает допустимое значение на 0,07 м в нарушение п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006.
С целью устранения выявленных нарушений 12.12.2023 директору МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» внесено представление, по результатам рассмотрения которого, меры к устранению нарушений не приняты. До настоящего времени надлежащих и достаточных мер к устранению выявленных нарушений закона МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» не принято, нарушения, отраженные в представлении не устранены.
Таким образом ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» не обеспечивает нормативное содержание автомобильных дорог местного значения, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» привести в соответствие искусственные неровности по улице Калинина, 615, по улице Фабричной, 75, по улице Фабричной, 39, по улице Радищева, 88 в соответствии с п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 в срок до 31.05.2024.
В судебном заседании представитель истца прокурора города Кузнецка Пензенской области – помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Абушахманов Р.Р. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и доводам, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» Борзова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица администрации г. Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предусмотрены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (ст. 215).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) (ст. 209).
В силу Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 13).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.ч. 1 и 2 ст. 17).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1).
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2).
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения (ст. 5).
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12).
Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.ч. 1 и 2 ст. 21).
Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).
Согласно Федеральному закону от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (ч. 1 ст. 8).
Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 1 ст. 9).
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ч.10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, исходя из положений п.3, п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Технические требования к искусственным неровностям установлены «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст.
Настоящий стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации.
Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения (пункт 1).
Искусственная неровность – это специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги (пункт 3).
В соответствии с п. 6 указанного Национального стандарта, искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением. Искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий. Искусственные неровности устраивают, в том числе, перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями.
Не допускается устраивать искусственные неровности на остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части, на мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами, на расстоянии менее 100 метров от железнодорожных переездов, на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств, над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.
Искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее (п. 4.1.1).
В соответствии с п. 4.2.3 «ГОСТ 52605-2006» параметры искусственных неровностей следует принимать исходя из максимально допустимой скорости движения на участке дороги, указываемой на знаке, в соответствии с таблицей 1. При обнаружении какого-либо дефекта искусственной неровности срок его устранения не должен превышать трех суток (п.5.4).
Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения прокурором города Кузнецка Пензенской области установлено, что в нарушении п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 по улице Калинина, 615 высота искусственной неровности составляет 0,1м, по улице Фабричная, 75 высота искусственной неровности составляет 0,8 м, по улице Фабричная, д. 39 высота искусственной неровности составляет 0,17 м, по улице Радищева, д. 88 высота искусственной неровности составляет 0,09м, что превышает допустимое значение на 0,07 м.
Согласно постановлению администрации г. Кузнецка Пензенской области № 1453 от 23.08.2017 «О закреплении имущества на праве оперативного управления за МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка», на праве оперативного управления закреплено имущество, в том числе муниципальные автомобильные дороги общего пользования, входящие в состав казны города Кузнецка.
Приведенные требования ГОСТ Р 52605-2006 предусмотрены в области обеспечения безопасности дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес директора МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» 12.12.2023 внесено представление об устранении нарушений.
Однако, до настоящего времени выявленное нарушение не устранено, что подтверждается сообщением директора МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Кузнецка» Калинкина С.П. от 25.12.2023 № 1751, из которого следует, что высота искусственных неровностей по адресам: улица Калинина, 315, улице Фабричной, д. 75, улице Фабричной, 39, улице Радищевой, 88 будет приведена в соответствие в мае 2024 года, поскольку механическое воздействие дорожной фрезы при проведении работ в зимний период, в сочетании с перепадом температур и повышенной влажностью, может привести к разрушению самого тела неровности и дорожного покрытия, которое непосредственно соприкасается с ней.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – привести искусственные неровности по улице Калинина, 615, по улице Фабричной, 75, по улице Фабричная, 39, по улице Радищева, 88 в соответствии с п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006.
Согласно ст.206 ГПКРФ в случае принятия решения суда, обязывающие ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» обязано исполнить возложенные на неё законом обязанности в установленном порядке. Срок для исполнения решения, суд считает необходимым установить до 31.05.2024.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кузнецка Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кузнецка» в срок до 31.05.2024 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – привести искусственные неровности по улице Калинина, 615, по улице Фабричной, 75, по улице Фабричная, 39, по улице Радищева, 88 в г. Кузнецке в соответствии с п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 в срок до 31 мая 2024 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья