№
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 30 июля 2024 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Матюниной Ю.С.,
при секретаре Зайнуллиной Н.Ю.,
с участием старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора Заставской К.А.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» Сафронова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» об обязании проведения технического обследования очистных сооружений,
установил:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в защиту прав Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» (далее - ООО СУ-53) об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в порядке предусмотренном СП 272.1325800.2016. Свод правил "Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования", утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 877/пр, техническое обследование очистных сооружений. В обоснование указал, что согласно п. 1.1 Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрациями Валдайского муниципального района, Валдайского городского поселения и ООО «СУ-53» (далее - Концессионное оглашение) организации переданы сети водоснабжения и водоотведения Валдайского муниципального района в состав которых входят в том числе следующие очистные сооружения: биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в о. <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в ручей без названия. Согласно положениям Концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества; осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения и иного имущества в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «СУ-53» определено в качестве гарантирующего поставщика в области водоснабжения и водоотведения. С момента принятия в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных биологических очистных сооружений ООО «СУ-53» в силу ч.5 ст. 37 Закона № 416-ФЗ, п. 5.1 Свода правил обязано провести их техническую оценку в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры. Однако техническое обследование сетей водоотведения в порядке, предусмотренном п. 5.2 - 5.24 Свода правил, организацией не проводилось в связи с отсутствием финансирования. Неисполнение ООО «СУ-53» установленных требований по проведению технического обследования эксплуатируемых очистных сооружений препятствует своевременной оценке их состояния и технических возможностей по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также оценке технических возможностей очистных сооружений по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании истец – старший помощник Боровичского межрайонного прокурора Заставская К.А., действующая на основании поручения заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, уточнив срок в течении которого необходимо провести техническое обследование очистных сооружений, а именно в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» Сафронов В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что Свод правил СП 272.1325800.2016 устанавливает требования к проведению обследований при оценке состояния сетей водоотведения и распространяется на перекладку, восстановление или ремонт трубопроводов систем водоотведения, которые ООО СУ-53 не осуществлялись и не осуществляются в настоящее время.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Валдайского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Валдайского муниципального района.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Как предусмотрено частью 2 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения: 1) технических возможностей очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; 2) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; 3) экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; 4) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
В силу части 3 статьи 37 указанного Федерального закона техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4 статьи 37).
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее Требования).
Согласно пункту 4 Требований обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.
Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 9 Требований).
Согласно пункту 10 Требований состав работ по техническому обследованию включает в себя: а) камеральное обследование; б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления вправе запросить у организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, информацию о результатах проведения технического обследования, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 29 Требований).
По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 30 Требований).
Главой V Требований установлен порядок согласования результатов технического обследования с органом местного самоуправления поселения, городского округа, согласно которому после подписания акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган местного самоуправления.
Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями, либо уполномоченным представителем органа местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа.
Согласно части 6 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Пункт 4.1 СП 272.1325800.2016. Свод правил. Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования, утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 877/пр, определяет, что техническое обследование систем водоотведения проводится для определения:
- состояния очистных сооружений, их технических возможностей по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод;
- технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности;
- экономической эффективности технических решений и целесообразности проведения реконструкции и внедрения новых технологий;
- значений параметров, применяемых при оценке надежности и качества водоотведения;
- энергетической эффективности объектов систем водоотведения.
Пункт 5.1 СП 272.1325800.2016. Свод правил. "Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования", утвержденный Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 877/пр, определяет, что техническое обследование городских и поселковых систем водоотведения, в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, следует производить не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что между администрациями Валдайского муниципального района, Валдайского городского поселения и ООО «СУ-53» заключено Концессионное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом соглашения является обязанность ООО «СУ-53» построить имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 Соглашения, предназначенное для осуществления водоотведения на территории <адрес> городского поселения, право собственности, на которое будет принадлежать <адрес> городскому поселению и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и (или) технической) воды, приему, передаче, очистке сточных вод. созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод <адрес> муниципального района с Объектом соглашения, которым является система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, предназначенные для приема, передачи сточных вод, которые подлежат постройке. В том числе ООО «СУ-53» переданы сети водоснабжения и водоотведения <адрес> муниципального района в состав которых входят очистные сооружения: биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>; биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> - выпуск № в ручей без названия.
Согласно п. 6.2 Концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества; осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения и иного имущества в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (п. 8.4).
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования указанными в исковом заявлении Новгородского межрайонного природоохранного прокурора биологическими очистными сооружениями была осуществлена по Концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае, обязанность по содержанию имущества (биологических очистных сооружений) возложена на ООО «СУ-53», как на юридическое лицо, наделенное статусом гарантирующей организации в области водоснабжения и водоотведения на территории <адрес> муниципального района.
Суд находит установленным, что в нарушение требований части 6 статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" техническое обследование централизованных систем водоснабжения не проводилось. Доказательств обратного суду не представлено.
Непроведение технического обследования биологических очистных сооружений препятствует своевременной оценке их состояния и технических возможностей по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод, а также оценке технических возможностей очистных сооружений по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу вышеприведенных положений закона, установив вышеуказанные обстоятельства неисполнения ответчиком ООО «СУ-53» возложенной законом обязанности по организации технического обследования биологических очистных сооружений, переданных по концессионному соглашению, и нарушение прав Российской Федерации, в интересах которой обратился прокурор, суд пришел к выводу о возложении на ООО «СУ-53» обязанности провести техническое обследование указанных очистных сооружений в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в порядке предусмотренном СП 272.1325800.2016. Свод правил. "Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования", утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 877/пр.
Доводы представителя ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, поскольку Свод правил определяет, что техническое обследование систем водоотведения проводится в том числе для определения состояния очистных сооружений, их технических возможностей по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод.
Устанавливаемый судом срок для исполнения обязанности должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что заявленный в иске и впоследствии уточненный срок исполнения возложенной обязанности (12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда) соответствует требованиям разумности и необходимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, - удовлетворить.
обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 53» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в рамках комплексного подхода к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, в порядке предусмотренном СП 272.1325800.2016. Свод правил. "Системы водоотведения городские и поселковые. Правила обследования", утвержденного Приказом Минстроя России от 03.12.2016 № 877/пр, техническое обследование следующих очистных сооружений:
- биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>;
- биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в <адрес>;
- биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в о<адрес>;
- биологические очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> - выпуск № в ручей без названия.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.С. Матюнина
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2024 года.