Дело № 2-575/2019
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юркиной Н.И.,
с участием представителя истца- старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании недвижимой вещи – автомобильной дороги бесхозяйной и возложении обязанности по постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного,
установил:
Прокуратура Моргаушского района Чувашской Республики обратилась в Моргаушский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании недвижимой вещи–автомобильной дороги, протяженностью 400 м, проходящей по <адрес>, расположенной на территории Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, бесхозяйной; возложении на администрацию Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество- Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, расположенной на территории Ярославского сельского поселения. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проверки соблюдения Ярославским сельским поселением соблюдения законодательства о распоряжении имуществом, было установлено, что автомобильная дорога, протяженностью 400 м, проходящая по <адрес>, является бесхозяйной. Участок дороги является дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. Между тем, она не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена. Статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта и создает повышенную опасность для населения и окружающей среды.
Истец, ссылаясь на нормы ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), ст. ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 5, 6, 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», просит удовлетворить заявленные им требования.
В судебном заседании представитель истца- старший помощник прокурора Моргаушского района ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района в суд не явился, заявлением просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица- Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Суд, с учетом мнения лица, участвующего в деле, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы гражданского дела, которых, по его мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 5 этого же Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Дороги, не включенные в указанные перечни, и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью в соответствии с понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ст. 7 Устава Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к вопросам местного значения относится, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах населенных пунктов Ярославкого сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения.
Таким образом, органом местного самоуправления, осуществляющим содержание автомобильных дорог в границах населенного пункта <адрес> является администрация Ярославского сельского поселения Моргаушского района.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, что предусмотрено п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
Судом установлено, что спорный участок дороги, проходящий по <адрес> собственника не имеет, не числится в реестре муниципального имущества.
Данный участок является автомобильной дорогой, этой дорогой пользуются местные жители.
В связи с изложенным, требования прокурора Моргаушского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по осуществлению мер по приведению автодороги в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, возложена на местную администрацию.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст. ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недвижимую вещь – автомобильную дорогу, проходящую по <адрес>, расположенную на территории Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, бесхозяйной; возложить на администрацию Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество- Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, расположенной на территории Ярославского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 года.