№
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
07 августа 2023 года город Кисловодск
Судья Кисловодского городского суда Ставропольского края Супрунов В.М., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда протест первого заместителя прокурора г. Кисловодска Устиновой О.В. на постановление административной комиссии муниципального образования города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Колесникова Андрея Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1 Закона СК №20-кз от 10.04.2008 года «Об административных правонарушения в СК»,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии муниципального образования города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1 Закона СК №20-кз от 10.04.2008 года «Об административных правонарушения в СК» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор г. Кисловодска подал в Кисловодский городской суд протест, в котором указано на незаконность определения в связи с чем, оно подлежит отмене по следующим основаниям.
По результатам изучения собранного материала об административном правонарушении в отношении Колесникова А.С. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут Колесников А.С., находясь по адресу: <адрес>, назойливо приставал к гражданам с целью попрошайничества.
В материалах дела отсутствует подтверждение о направлении Колесникову А.С. определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальный административный орган не обладал и не мог обладать сведениями о получении или неполучении Колесниковым А.С. уведомления о необходимости явки для участия в совершении процессуального действия, что исключает возможность считать лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности.
В материалах административного дела имеются сведения, что Колесников А.С. неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 2.1 Закона СК№20, однако в оспариваемом постановлении сведений о наличии отягчающих обстоятельств не имеется.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кисловодска Дворовенко Д.Д., протест поддержала, просит постановление административной комиссии муниципального образования города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Колесникова А.С. по ст. 2.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» от 10.04.2008 № 20-кз отменить.
Представитель административной комиссии муниципального образования города-курорта Кисловодска Ногова А.В. считает постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении протеста отказать.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Колесников А.С. в судебное заседание не явился, суд счет возможным рассмотреть протест прокурора в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев протест прокурора г. Кисловодска, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1.6 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вместе с тем, указанные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении не выполнены.
Статьей 26.1КРФоАП предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, его вина.
Как следует из содержания ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 28.7 КРФоАП определен порядок проведения административного расследования, который предусматривает, что процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление должны проводиться в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.2.1 Закона СК №20-кз от 10.04.2008 года «Об административных правонарушения в СК», приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества, не подпадающее под признаки мелкого хулиганства, предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Административной комиссией муниципального образования города-курорта Кисловодска по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составленного ОРППСП ОМВД России по г. Кисловодску, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №, которым Колесников А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.1 Закона СК №20-кз от 10.04.2008 года «Об административных правонарушения в СК» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Из материалов дела следует, что № в 15 часов 00 минут Колесников А.С., находясь по адресу: <адрес>, назойливо приставал к гражданам с целью попрошайничества.
Прокуратурой города Кисловодска, по результатам изучения собранного материала об административном правонарушении в отношении Колесникова А.С. установлено, что на заседание административной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.С. не явился, объяснение (пояснения) по факту привлечения его к административной ответственности не давал.
Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Колесникова А.С. к административной ответственности вынесено на основании объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, данными при составлении протокола, а именно в протоколе указано «нарушать не буду», рапорта сотрудника ОМВД и показаний свидетеля Гочияева Т.С.
В материалах административного дела имеются сведения, что Колесников А.С. дважды привлекался к административной ответственности по ст. 2.1 Закона СК№20, однако в оспариваемом постановлении сведений о наличии отягчающих обстоятельств не имеется.
Данный факт противоречит принципам административного законодательства, в том числе указанным в ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, согласно которым обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, соответствующего уведомления. При этом возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.
Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отсутствие лица только при наличии у него информации о получении адресатом данного уведомления, в том числе о фиктивном, то есть предполагаемом получении, которое может иметь место в том случае, когда соответствующее извещение при строгом соблюдении органом почтовой связи всех правил доставки почтовой корреспонденции не было вручено адресату и возвращено отправителю с надлежащими отметками на конверте.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие направление Колесникову А.С., как лицу привлекаемому к административной ответственности определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальный административный орган не обладал и не мог обладать сведениями о получении или неполучении Колесниковым А.С. уведомления о необходимости явки для участия в совершении процессуального действия, что исключает возможность считать лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 29.8 КоАП РФ определено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания свидетелей и указываются исследованные документы (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В постановлении № отсутствуют объяснения Колесникова А.С., что является существенным нарушением административного законодательства.
Таким образом, установлено, что при привлечении Колесникова А.С. к административной ответственности органом административной юрисдикции допущены нарушения материального и процессуального права, которые должны послужить поводом для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении в отношении Колесникова А.С.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КРФ об АП.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1 закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» № 20-кз от 10.04.2008 года в отношении Колесникова А.С. прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.7 КРФ об АП, судья
р е ш и л:
протест прокурора г. Кисловодска - удовлетворить.
Постановление административной комиссии муниципального образования города-курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.1 закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» № 20-кз от 10.04.2008 года в отношении Колесникова Андрея Сергеевича, признанного виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнутой административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Ставропольский краевой суд.
Судья В.М. Супрунов