Дело № 2-365/2024
УИД 13RS0013-01-2024-000553-76
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 01 августа 2024 г.
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,
при секретаре судебного заседания Батаевой О.А.,
с участием представителя истца- помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Ломшина А.М.,
представителя ответчика директора МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова» Тишкина А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению проведения анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молний, и их выбора,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению проведения анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молний, и их выбора.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Указанным учреждением в нарушение требований закона не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Школьная, д.1, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении учреждением требований законодательства, регулирующего обеспечение пожарной безопасности, и ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, неопределенного круга лиц.
Просит возложить обязанность на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова» обеспечить проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также возложить на администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель истца – помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Ломшин А.М. заявленные исковые требования к МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова» поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова» Тишкин А.И. исковые требования признал и пояснил, что образовательное учреждение готово устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности при содействии администрации Ковылкинского муниципального района, осуществляющей финансирование возглавляемого ею бюджетного учреждения.
Представитель ответчика администрации Ковылкинского муниципального района не явилась, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, при этом Вавилкина З.А. представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, относительно исковых требований возражает.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства. Указанным учреждением в нарушение требований закона не обеспечено проведение в установленном порядке анализа риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Школьная, д.1, с целью определения защитных мер от удара молнии, и их выбора.
Положениями Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, гарантировано, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ст. 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), детство находится под защитой государства (ст. 38).
Согласно ч. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г № 1559-I) государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии со ст. ст. 1, 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
На основании ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с частью 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2022 № 389/пр утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
Согласно таблице Б.1 СП 118.13330.2022 перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении Б, в котором указаны дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования.
При этом в п. 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003).
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.
Согласно абз.1 разд.1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружения и промышленные коммуникации, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, и предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы, детские сады.
Таким образом, СП 118.13330.2022 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений.
Согласно абз. 1 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 все возрастающее использование сложного электронного оборудования в уже существующих зданиях требует более надежной защиты от молнии и других электромагнитных помех. Принимается во внимание, что в существующих зданиях необходимые меры по молниезащите выбирают с учетом особенностей здания, таких как конструктивные элементы, существующее силовое и информационное оборудование.
В абз. 2 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 установлено, что необходимость в защитных мерах и их выбор определяют на основании исходных данных, которые собирают на стадии предпроектных изысканий. Примерный перечень таких данных приведен в таблицах 4.34.6 данной инструкции.
В соответствии с абз. 3 п. 4.7 СО 153-34.21.122-2003 на основании анализа риска и данных, приведенных в таблицах 4.3 - 4.6 данной инструкции, принимается решение о необходимости построения или реконструкции системы молниезащиты.
На основании абз. 3 п. 3.3 СО 153-34.21.122-2003 в общем случае выбор молниеотводов должен производиться при помощи соответствующих компьютерных программ, способных вычислять зоны защиты или вероятность прорыва молнии в объект (группу объектов) любой конфигурации при произвольном расположении практически любого числа молниеотводов различных типов.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования.
В соответствии с п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены вопросы материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Кроме этого, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом, понуждение администрации Ковылкинского муниципального района к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Одной из основных задач образовательного учреждения, согласно Уставу вышеуказанного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Анализ вышеуказанных требований закона, а также положений Устава учреждения позволяет сделать вывод о том, что обязанность оборудовать здание образовательного учреждения лежит именно на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова».
Аналогичная позиция содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 19.12.2023г. №18КГ-23-195-К4.
Определить круг лиц, посещающих Учреждение, не представляется возможным, в связи с чем, данное заявление предъявляется в интересах неопределённого круга лиц.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие устройств молниезащиты на зданиях образовательных учреждений отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая пожарная безопасность. Осуществление деятельности образовательными учреждениями в отсутствие устройств молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имуществу. Согласно действующему законодательству обязанность оборудования зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты распространяется также на здания, уже находящиеся в эксплуатации вне зависимости от типа крыши, и наличие иных заземляющих устройств не может подменить устройство молниезащиты.
При таких обстоятельствах, исковое требование истца в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обеспечению проведения анализа риска и данных о здании образовательного учреждения с целью определения защитных мер от удара молний, и их выбора, подлежит частичному удовлетворению.
В связи с изложенным, обязанность по устранению выявленных нарушений, должна быть возложена на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа им.генерал-лейтенанта И.А.Арапова», непосредственно использующего данное здание.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с предоставлением срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени генерал- лейтенанта И.А.Арапова» обязанность обеспечить проведение в установленном порядке анализ риска и данных о здании образовательного учреждения, расположенного по адресу Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул.Школьная, д.1 с целью определения защитных мер от удара молний, и их выбора, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2024г.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия С.В.Андронов