... Дело № 2-8169/2023
16RS0046-01-2023-012715-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой,
при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хватковой Ф.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Хваткова Ф.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что 14.07.2022 г. Хваткова Ф.Г. обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 19.10.2022 г. № 566032/22 Ответчиком истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности. По мнению Ответчика, истцом выработано только 23 года 03 мес. 06 д. педагогического стажа.
Считает, что отказ Ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик необоснованно исключил из специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующий период трудовой деятельности: Период работы в должности воспитателя в КДОУ №158 с 29.04.1998 г. по 18.02.2001 г.
Исключение из трудового стажа вышеуказанного периода работы по причине отсутствия наименования учреждения «КДОУ» в Списке учреждений, дающих право на досрочную пенсию, поскольку из приложенных к материалам дела справок (также представленных ответчику) и копии трудовой книжки следует, что истцом непрерывно весь этот период велась трудовая педагогическая деятельность.
Истец также считает, что указанный период работы подлежит включению в стаж и потому основанию, что главной целью указанного учреждения являлось обеспечение реализации права граждан на получение дошкольного образования, т.е. вышеуказанная организация являлась дошкольным учреждением, что подтверждается уставом.
Просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца: период работы в должности воспитателя в КДОУ №158 с 29.04.1998 г. по 18.02.2001 г.; обязать ответчика произвести перерасчет трудового стажа с момента обращения к ответчику и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Истец в судебном заседании исковое заявление поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам независимо от их возраста, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что истец обратилась в адрес ответчика 14 июля 2022 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19. ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 19 октября 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности, выработано 23 года 3 месяца 6 дней, а при условии представления индивидуальных сведений за период с 01.01.2022-13.07.2022 при отсутствии отвлечений, продолжительность стажа составит 23 года 9 месяцев 18 дней.
Данным решением помимо прочих в стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с 29.04.1998г. по 18.02.2001г. (в том числе отпуск без сохранения заработной платы с 24.01.2000г. по 26.01.2000г., ученический отпуск с 09.06.1998г. по 11.06.1998г.) в качестве воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №158, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости" в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из содержания трудовой книжки истца следует, что 19 июля 1994 года истец принята помощником воспитателя в ясли-сад №158. 1 сентября 1995 года переведена на должность воспитателя в я/с №158.
Согласно справки МАОУ «Лицей-инженерный центр» истец с 19.07.1994г. по 31.08.1995г. работала в должности помощника воспитателя, с 01.09.1995г. по 16.09.2022г. – в должности воспитателя; имеются начисления заработной платы за период с 1994г. по октябрь 2002г.
Согласно справки МАОУ «Лицей-инженерный центр» Советского района г. Казани, истец работала в дошкольном образовательном учреждении ясли-сад №158 с 19.07.1994г. по 31.08.1995г. в качестве помощника воспитателя, с 01.09.1995г. по 16.09.2002г. в качестве воспитателя. С 19.07.1994г. по 16.09.2002г. выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Отпуск без сохранения заработной платы с 24.01.2000г. по 26.01.2000г.
Согласно справки о переименовании, ДОУ ясли-сад №158 неоднократно переименовывалось и в настоящее время именуется как МАОУ «Лицей-инженерный центр» Советского района г. Казани.
Факт трудоустройства истца в спорный период времени сторонами не оспаривается, подтверждается материалами пенсионного дела.
Спорный период работы истца в качестве воспитателя в КДОУ №158 с 29 апреля 1998 года по 18 февраля 2001 года имел место в период действия Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463. Данным постановлением утверждены Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей соответственно. Согласно данным Спискам в графе "наименование учреждений" значились - детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а в графе "наименование должностей" значится воспитатель.
Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному 01 января 1976 года Госкомитетом СССР по статистике, Госпланом ССР, Госкомитетом по стандартам, действовавшему в момент работы истца, раздел дошкольное воспитание предусматривал такие виды детских дошкольных учреждений, как детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Коммунальное дошкольное образовательное учреждение - это иное наименование яслей-сада, является детским дошкольным образовательным учреждением, в котором истец работала в качестве воспитателя, осуществляя образовательный процесс детей дошкольного возраста, то есть осуществляла педагогическую деятельность, следовательно, периоды работы истца в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении с учетом указанного выше, подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Как видно из материалов дела, приказом Управления образования администрации г. Казани от 13.12.2000г. приказано привести наименования дошкольных образовательных учреждений г. Казани в соответствие с перечнем, на основании письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.02.1997г. №150/14/12 «О наименовании государственных и муниципальных учреждений». Согласно перечня к данному приказу Коммунальное дошкольное образовательное учреждение ДОУ №158 именуется как «Коммунальное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад №158».
Согласно выписки из Акта документальной проверки специального трудового стажа застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования истец с 19 июля 1994 года по 31 августа 1995 года работала в качестве помощника воспитателя, с 01 сентября 1995 года по 16 сентября 2002 года работала в качестве воспитателя К(М)ДОУ – детский сад №158 с татарским языком воспитания и обучения. С 01 января 1998 года по 28 апреля 1998 года, с 19 февраля 2001 года по 16 сентября 2002 года засчитывается в специальный страховой стаж в соответствии с п.19. ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». с 29.04.1998г. по 18.02.2001г. не засчитывается в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью, так как наименование «Коммунальное дошкольное образовательное учреждение №398» не предусмотрено Перечнем наименований учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.
Согласно акта проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, МАОУ «Лицей-инженерный центр» Советского района г. Казани, в лицевых счетах истца имеются сведения о заработной плате: с июля 1994г. по декабрь 2001г.
Исходя из анализа законодательства, регулирующего досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия реализации права на досрочную пенсию по старости является педагогическая деятельность в учреждениях образования.
При этом неправильное и неточное именование образовательного учреждения не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение при выполнении функций, условий и характера деятельности тех работ (должностей, профессий), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что Коммунальное дошкольное образовательное учреждение №158 являлось образовательным учреждением для детей. Истец осуществляла функциональные обязанности воспитателя.
Кроме того, приказом Минтруда России от 24.09.2015 N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" приказано установить по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.
Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.
В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для включения периодов работы с 29 апреля 1998 года по 23 января 2000года и с 27 января 2000 года по 18 февраля 2001 года в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Отказывая во включении в специальный стаж периода отпуска без сохранения заработной платы ( с 24.01.2000г. по 26.01.2000г.) суд исходит из того, что в указанный период за истцом не сохранялась заработная плата и работодателем не производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, связи с чем правовых оснований для включения данного периода в подсчет специального стажа истца не имеется.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии со ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней.
Такие отпуска предоставляются работникам ежегодно на всем протяжении обучения в образовательном учреждении.
На основании вышеизложенного, период нахождения истца в отпуске с сохранением среднего заработка в связи с обучением в период с 9.06.1998 г. по 11.06.1998 г. должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит отклонению в силу следующего.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», в том числе в части сроков назначения страховых пенсий.
В частности, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в том числе в связи с осуществлением педагогической деятельности, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), то есть ввел период ожидания возможности реализовать возникшее исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности право на пенсию по старости.
Таким образом, начиная с 2019 года право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» считается отложенным и возникает при совокупности двух условий – наличия требуемого стажа на соответствующих видах работ и истечения упомянутого ранее периода ожидания.
Согласно части 1.1. статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Учитывая включенный период работы с 29 апреля 1998 года по 23 января 2000года и с 27 января 2000 года по 18 февраля 2001 года., требуемые 25 лет педагогической выслуги выработаны в 2021 г., с учетом Приложения №7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», срок назначения страховой пенсии по старости в таком случае составляет не ранее чем, через 36 месяцев со дня возникновения такого права, но в любом случае - не ранее даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
Таким образом, учитывая, что у истца право на страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникло в 2021 году и учитывая срок назначения данной страховой пенсии в 36 месяцев, то суд приходит к выводу о том, что страховая пенсия истцу не может быть назначена ранее 2024 года, в то время как обращение истца за назначением пенсии было в 2022., в связи с чем исковые требования в данной части подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить в специальный стаж Хватковой Ф.Г.) период работы в должности воспитателя в КДОУ №158 с 29 апреля 1998 года по 23 января 2000года и с 27 января 2000 года по 18 февраля 2001 года.
В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Я.В. Малкова