11RS0002-01-2023-004293-46
Дело №2-243/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре Шакировой П.А.
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
29 февраля 2024 года гражданское дело по иску Занина Ю.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о назначении досрочной страховой пенсии, выплате неполученной суммы пенсии,
установил:
Занин Ю.В. обратился с иском, в обоснование (с учетом заявления от 23.01.2024) указал, что 29.07.2023 подал в ОСФР по Республике Коми заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии по указанному основанию истцу отказано по причине недостаточности специального стажа. Из представленных ответчиком сведений следует, что специальный стаж истца составил 23 года 11 мес. 16 дней, вместо требуемых по закону 25 лет. В то же время, при подсчете стажа пенсионный орган неправомерно исключил периоды медицинских осмотров, обучения ОТ и ТБ с отрывом от производства с оплатой, а также исполнения государственных обязанностей. При включении указанных периодов в специальный стаж истец имеет право на назначение пенсии по указанному выше основанию, так как его специальный стаж составляет более 25 лет. В связи с этим Занин Ю.В. просил обязать ответчика назначить ему пенсию в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента определения права и выплатить ему недополученную сумму пенсии с даты назначения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гочелашвили С.В. заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске, а также в заявлении, поступившем в суд 23.01.2024.
Истец и ответчик, уведомленные о слушании дела, в судебное заседание не явились.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В письменном отзыве представитель ответчика ОСФР по Республике Коми по доверенности Федина А.В. с иском не согласилась и указала, что страховая пенсия по старости по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 25,8 (в 2023г.) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет. Периоды работы Занина Ю.В., указанные в исковом заявлении, а именно: с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004 включены Отделением в стаж подземной работы истца по ведущим профессиям в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Период работы с 20.03.2005 по 12.04.2005 включен ответчиком в стаж истца в календарном порядке согласно сведениям представленным работодателем в ИЛС. Также ответчиком включены в стаж работы истца периоды: с 01.01.2023 по 19.01.2023, с 21.01.2023 по 24.01.2023, с 15.02.2023 по 30.07.2023. Ранее эти периоды не были включены в связи с отсутствием необходимой информации от работодателя за 2023г. Невключенными в стаж работы истца на подземных и открытых горных работах являются следующие периоды: с 23.04.2007 по 27.04.2007, 04.05.2007, 03.12.2007, 08.02.2008, 19.02.2008, 11.07.2008, 20.11.2008, 13.01.2009, 17.04.2009, с 21.04.2010 по 23.04.2010, 03.05.2011, 02.04.2012, с 20.08.2012 по 24.08.2012, 16.10.2012, с 22.11.2012 по 12.11.2012, 17.05.2013, 24.10.2013, 31.07.2014. Указанные периоды работодателем отражены без кода условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Также ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды обучения на курсах повышения квалификации (09.09.2015, 06.10.2015, 08.10.2015, с 19.05.2016 по 20.05.2016, 06.09.2016, с 19.12.2016 по 20.12.2016, 14.03.2017, 14.07.2017, 21.05.2018, 20.09.2019, 27.09.2022, 21.10.2022, 30.12.2022), поскольку включение периодов обучения с отрывом от производства, в течение которых истец не был занят на соответствующих видах работ не менее 80% рабочего времени, не соответствует положениям пенсионного законодательства. Учитывая, что на дату подачи истцом заявления в пенсионный орган у него было недостаточно стажа, дающего основание для установления пенсии, его требования не могут быть удовлетворены.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, отказное пенсионное дело Занина Ю.В., суд приходит к следующему.
29.07.2023 Занин Ю.В. обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Коми от 03.08.2023 истцу отказано в установлении страховой пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 указанного Федерального закона по причине недостаточности специального стажа.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с п.2 указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991, в разделе I «Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геологоразведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений» в пункте 1 «Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков» под кодом 1010100а, в подпункте «а» предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах. Под кодом 1010100б, в подпункте «б» указанного пункта и раздела поименованы руководители и специалисты подземных участков.
Периоды подземных работ подлежат подтверждению в соответствии с п.2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.4 Порядка от 31.03.2011 №258н).
Положениями ст.66 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 №258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды истец работал на шахте «Воркутинская»:
- с 22.12.1997 по 19.02.1998 – ...;
- с 20.02.1998 по 16.04.1998 – ...;
- с 29.06.1998 по 13.11.1998 – ...;
- с 04.09.2000 по 10.07.2001 – ...;
- с 11.07.2001 по 04.01.2003 – ...;
- с 05.01.2003 по 28.02.2007 – ...;
- с 01.03.2007 по 14.11.2023 (дата выдачи справки) – ....
В соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (на 2023г. - 25,8) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как следует из отзыва на иск, на дату обращения за назначением пенсии (29.07.2023) у ответчика имелись сведения о наличии у истца трудового стажа по 31.12.2022 (по выписке из ИЛС). По подсчёту ответчика, на 31.12.2022 общий страховой стаж истца составил 25 лет 03 мес. 20 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера – 22 года 09 мес. 5 дней; подземные и открытые горные работы (неведущие профессии календарно) – 17 лет 06 мес. 14 дней; подземные и открытые горные работы (ведущие профессии календарно) – 05 лет 02 мес. 10 дней; подземные и открытые горные работы (с учетом суммирования неведущих профессий и ведущих профессий в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца) – 23 года 11 мес. 24 дня.
В исковом заявлении истец просил зачесть в его специальный стаж на подземных работах по ведущим профессиям следующие периоды: с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 20.03.2005 по 12.04.2005.
В отзыве на иск ответчик указал, что периоды работы с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004 включены Отделением в стаж подземной работы истца по ведущим профессиям в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Период работы с 20.03.2005 по 12.04.2005 включен ответчиком в стаж истца в календарном порядке.
Из материалов отказного пенсионного дела усматривается, что периоды с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004 учтены в страховой стаж истца по ведущим профессиям, а стаж работы в период с 20.03.2005 по 12.04.2005 по неведущим.
При таких обстоятельствах оснований для повторного учета периодов работы истца: с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004 по ведущим профессиям у суда не имеется.
Относительно периода с 20.03.2005 по 12.04.2005, суд приходит к следующему.
Как уже указано, начиная с 11.07.2001 по 28.02.2007, истец работал ... забоя, то есть являлся работником ведущей профессии.
В то же время, из справки, уточняющей особый характер или условия труда, от 16.12.2022 №301-22 следует, что в период с 01.01.2005 по 20.04.2005 истец работал ... (в связи с временным переводом по производственной необходимости) шифр 1010100б Список №1 раздел I подраздел 1Б.
Следовательно, оснований для учета данного спорного периода (с 20.03.2005 по 12.04.2005) в льготном исчислении у суда не имеется, так как профессия – ... не относится к ведущим.
В судебном заседании представитель истца сообщила, что перечисленные в первом пункте просительной части периоды (с 28.01.2002 по 10.06.2002, с 15.09.2003 по 03.10.2003, с 01.03.2004 по 04.03.2004, с 20.03.2005 по 12.04.2005) были указаны ошибочно. Истец не настаивает на повторном включении этих периодов в его трудовой стаж. На это также указывает представленное суду заявление от 23.01.2024.
Действительно, 23.01.2024 в суд поступило заявление об изменении заявленных требований, путем изложения первого пункта просительной части иска иным образом.
В то же время, учитывая, что в установленном законом порядке на основании ст. 39 ГПК РФ от ранее заявленных требований истец не отказался, суд не может расценить представленное заявление от 23.01.2024 в качестве отказа истца от иска.
Также в иске указано, что ответчик необоснованно не учел при исчислении специального страхового стажа работы по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды обучения по ОТ и ТБ, на курсах УКК, обучения ВГС с оплатой.
Согласно справкам, уточняющим особый характер работы и условий труда, истец проходил обучение по ОТ и ТБ, на курсах УКК, обучение ВГС с сохранением заработной платы: с 22.12.1997 по 24.12.1997, с 09.02.1998 по 13.02.1998, с 29.06.1998 по 02.07.1998, с 04.09.2000 по 07.09.2000, 03.03.2006, с 23.04.2007 по 27.04.2007, 04.05.2007, 03.12.2007, 19.02.2008, 20.11.2008, 13.01.2009, 17.04.2009, 03.05.2011, 02.04.2012, 20.08.2012 по 24.08.2012, 16.10.2012, 22.11.2012 по 23.11.2012, 17.05.2013, 24.10.2013, 09.09.2015, 06.10.2015, 08.10.2015, с 19.05.2016 по 20.05.2016, 06.09.2016, с 19.12.2016 по 20.12.2016, 14.03.2017, 14.07.2017, 21.05.2018, 20.09.2019, 27.09.2022, 21.10.2022, 30.12.2022.
Параграфом 6 действовавших в спорный период Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, установлено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, - 10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах - 1 день. Технический минимум является вводным и первичным инструктажем, подготовкой к профессиональной деятельности и совмещается с осуществлением в этот период работы, поскольку он проходит, в том числе и на рабочем месте.
Пунктом 17 Правил безопасности в угольных шахтах, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 50 (зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2003 № 4737, утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 19.11.2013 №550) было предусмотрено, что для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, обязательно проведение инструктажа по безопасности труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим.
Положения о необходимости прохождения обучения также указаны в Правилах безопасности в угольных шахтах, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 19.11.2013 №550 (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 06.08.2020 № 1192).
30.12.1994 были утверждены Госгортехнадзором РФ Правила безопасности в угольных шахтах, действовавшие до 30.07.2003.
Согласно указанным Правилам все шахты в период строительства, реконструкции, эксплуатации и погашения должны обслуживаться военизированными горноспасательными частями (ВГСЧ), статус и функции которых определены Положением, утвержденным Правительством. Дислокация подразделений ВГСЧ согласовывается с Госгортехнадзором.
Для выполнения горноспасательных работ в начальной стадии аварии на каждой шахте должна быть организована вспомогательная горноспасательная служба (ВГС), состоящая из участковых горноспасательных команд (УГК). Правила устанавливают обязательные требования к профессиональной подготовке рабочих. Необходимо, чтобы подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих проводились учебными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора, в порядке, предусмотренном Инструкцией по обучению работников шахт.
Аналогичные требования содержались и в Правилах безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 №50, действовавших в период с 30.07.2003 по 17.02.2014 (п.42 Шахта в периоды строительства, расширения, реконструкции, эксплуатации и ликвидации обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а также создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников шахты в установленном Госгортехнадзором России порядке).
Федеральный закон от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязывает организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Постановление Госгортехнадзора РФ от 13.05.2003 №30 «Об утверждении Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом», принятое во исполнение указанного закона, также предписывает организациям, осуществляющим деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом, в соответствии со ст.10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязаны заключать договора на обслуживание со специализированными профессиональными аварийно-спасательными формированиями (военизированными горноспасательными частями - ВГСЧ), создавать собственные горноспасательные формирования, вспомогательные (нештатные) горноспасательные команды из числа работников, а также планировать и осуществлять мероприятия по локализации, ликвидации последствий аварий.
Пункт 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599, действовавших с 03.10.2014 по 31.12.2020, устанавливал обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), вспомогательные горноспасательные команды.
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505 утверждены, действующие с 01.01.2021 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», в соответствии с п.10 которых, организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых обязаны, в том числе разрабатывать системы управления промышленной безопасностью; разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами); а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), вспомогательные горноспасательные команды.
Согласно ранее действовавшей ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 Трудового кодекса РФ, действующего с 01.02.2002, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В рассматриваемом случае все перечисленные выше периоды обучения истца охране труда и технике безопасности, обучения на курсах повышения квалификации, а также периоды обучения военизированной горноспасательной службы являются периодами работы с сохранением средней заработной платы.
Учитывая, что прохождение обучения было обусловлено приказами работодателя и необходимостью осуществления дальнейшей трудовой деятельности истца, направление на обучение не зависело от воли истца, а являлось его трудовой обязанностью, от выполнения которой он не мог отказаться, при этом в указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд, такие периоды (с 22.12.1997 по 24.12.1997, с 09.02.1998 по 13.02.1998, с 29.06.1998 по 02.07.1998, с 04.09.2000 по 07.09.2000, 03.03.2006, с 23.04.2007 по 27.04.2007, 04.05.2007, 03.12.2007, 19.02.2008, 20.11.2008, 13.01.2009, 17.04.2009, 03.05.2011, 02.04.2012, 20.08.2012 по 24.08.2012, 16.10.2012, 22.11.2012 по 23.11.2012, 17.05.2013, 24.10.2013, 09.09.2015, 06.10.2015, 08.10.2015, с 19.05.2016 по 20.05.2016, 06.09.2016, с 19.12.2016 по 20.12.2016, 14.03.2017, 14.07.2017, 21.05.2018, 20.09.2019, 27.09.2022, 21.10.2022, 30.12.2022) в общей сложности 1 месяц 25 дней (55 дней) подлежат включению в специальный стаж работы истца.
Также истец просил включить в специальный стаж период прохождения им медкомиссии 31.07.2014.
Согласно п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н, действовавшего в спорный период, для работников занятых на подземных работах предусмотрено обязательное прохождение предварительных и периодических медосмотров с периодичностью 1 раз в год.
Поскольку из представленной в материалы дела справки АО «Воркутауголь» от 31.01.2024 следует, что в указанный день за истцом была сохранена заработная плата, суд включает в специальный стаж истца день прохождения им медкомиссии 31.07.2014.
Также истец просил включить в специальный стаж дни исполнения гособязанностей с оплатой с 23.10.1998 по 03.11.1998, 08.02.2008, 11.07.2008.
Справками АО «Воркутауголь» от 16.11.2002 №12-5/573, от 14.11.2023 №527-23, от 31.01.2024 №29-24 подтверждено, что истец имел отвлечения от работы, связанные с исполнением гособязанностей с 23.10.1998 по 03.11.1998, 08.02.2008, 11.07.2008,
Как уже указано выше, п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Руководствуясь вышеприведенными Правилами, суд приходит к выводу, что дни привлечения работника к исполнению государственных обязанностей подлежат включению в его специальный стаж при условии сохранения за ним заработной платы и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
Согласно ст.111 КЗоТ РСФСР, действовавшего по 01.02.2002, на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
В силу ст.170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.
Поскольку из материалов дела следует, что на время выполнения истцом гособязанностей с 23.10.1998 по 03.11.1998, 08.02.2008, 11.07.2008 за истцом сохранялась заработная плата и, соответственно, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, перечисленные периоды подлежат включению в специальный стаж истца. Всего в специальный стаж истца подлежат включению периоды выполнения государственных и общественных обязанностей в количестве 14 дней.
Кроме того, из материалов дела следует, что Занин Ю.В. продолжал трудовую деятельность в качестве ... СП «Шахта Воркутинская» АО «Воркутауголь».
За период с 01.01.2023 по 29.07.2023 (дата обращения истца за назначением пенсии) его стаж за вычетом периода отстранения от работы без оплаты (с 25.01.2023 по 31.01.2023), а также периода временной нетрудоспособности без оплаты (31.01.2023 по 14.02.2023) составил 06 мес. 09 дней.
Таким образом, соответствующий стаж Занина Ю.В. на день его обращения к ответчику по вопросу назначения пенсии 29.07.2023 составил:
- по неведущим профессиям календарно: 18 лет 02 мес. 04 дня (17 лет 06 мес. 14 дней – подсчитано ОСФР по РК, а также 07 мес. 20 дней исчисленных судом: периоды обучения:
с 23.04.2007 по 27.04.2007, 04.05.2007, 03.12.2007, 19.02.2008, 20.11.2008, 13.01.2009, 17.04.2009, 03.05.2011, 02.04.2012, 20.08.2012 по 24.08.2012, 16.10.2012, 22.11.2012 по 23.11.2012, 17.05.2013, 24.10.2013, 09.09.2015, 06.10.2015, 08.10.2015, с 19.05.2016 по 20.05.2016, 06.09.2016, с 19.12.2016 по 20.12.2016, 14.03.2017, 14.07.2017, 21.05.2018, 20.09.2019, 27.09.2022, 21.10.2022, 30.12.2022 (01 мес. 08 дней), медкомиссия: 31.07.2014 (01 день), исполнение гособязанностей с оплатой: 08.02.2008, 11.07.2008 (2 дня); период работы горным мастером: с 01.01.2023 по 24.01.2023, с 15.02.2023 по 29.07.2023 (06 мес. 09 дней)
- по ведущим профессиям календарно: 05 лет 03 мес. 09 дней (05 лет 02 мес. 10 дней – подсчитано ОСФР по РК, а также 29 дней – исчисленные судом: периоды обучения: с 22.12.1997 по 24.12.1997, с 09.02.1998 по 13.02.1998, с 29.06.1998 по 02.07.1998, с 04.09.2000 по 07.09.2000, 03.03.2006 (17 дней), исполнение гособязанностей: с 23.10.1998 по 03.11.1998 (12 дней)
Таким образом, стаж истца для определения права на пенсию по п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» на дату обращения в пенсионный орган – 29.07.2023 составил 24 года 08 мес. 13 дней с учетом суммирования неведущих профессий и ведущих профессий в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), что недостаточно для назначения пенсии.
Занин Ю.В. просил назначить ему пенсию с даты определения права на её назначение.
Согласно справке АО «Воркутауголь» от 31.01.2024 №29-24 Занин Ю.В. продолжает работать по настоящее время (по 31.01.2024) в качестве ... СП «Шахта Воркутинская» АО «Воркутауголь», то есть по неведущей профессии.
В период с 29.07.2023 по 25.11.2023 периодов не подлежащих включению в специальный стаж истец согласно указанной справке не имел (с 25.11.2023 по 31.01.2024 отстранен от работы без оплаты).
Как уже отмечалось, из отказного пенсионного дела усматривается, что истец за назначением пенсии обратился 29.07.2023. На эту дату у истца не определялось право на назначение пенсии по указанным выше основаниям.
Однако, учитывая, что Занин Ю.В. по настоящее время продолжает работать в подземных условиях по неведущей профессии, уже на 16.11.2023 такое право у него возникло.
После 29.07.2023 истец в ОСФР по Республике Коми за назначением пенсии не обращался. Ответчик в решении об отказе в установлении пенсии, вынесенном 03.08.2023, не разъяснил истцу о возникновении у него права на назначение пенсии с иной даты, что позволило бы ему подать соответствующее заявление повторно. В то же время, учитывая, что на 16.11.2023 специальный стаж работы истца составил 25 лет требуемых по закону, он приобрел право на получение страховой пенсии по п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При указанных обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требования Занина Ю.В. о возложении на ОСФР по Республике Коми обязанности назначить ему пенсию с 16.11.2023, а также о возложении обязанности по выплате неполученных своевременно сумм пенсии с указанной даты.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Занина Ю.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о назначении досрочной страховой пенсии, выплате неполученной суммы пенсии удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить Занину Ю.В. страховую пенсию по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 16 ноября 2023 года и выплатить неполученную сумму пенсии за период с 16 ноября 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 01.03.2024.
Судья У.Н. Боричева