Судья: Сабанова В.Л. д. № 21-743/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 13 июня 2019 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Варфоломеева В.В. на решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 апреля 2019 года, которым
постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.14 КоАП РФ в отношении Варфоломеева Владимира Валерияновича - оставлено без изменения,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением УИН №18810063170005131211 инспектора группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г.Тольятти от 14 февраля 2019 года Варфоломеев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Варфоломеев В.В. обратился в Автозаводской районный суд Самарской области с жалобой.
Судьей Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области 30 апреля 2019 года вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Варфоломеев В.В. просит решение районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции были неверно определены обстоятельства дела, оценка доказательств судьей произведена ненадлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав Варфоломеева В.В. и его защитника Дерябину Н.А. (по устному ходатайству), поддержавших доводы жалобы, возражения защитника адвоката Телеляева А.А. в интересах З., прихожу к следующим выводам.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
В соответствии с частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 15 декабря 2018 года в 21 час 20 минут по адресу: Южное шоссе, д.6 г. Тольятти Варфоломеев В.В., управляя транспортным средством LADA 217130 государственный регистрационный знак №, на перекрестке равнозначных дорог не уступил дорогу транспортному средству Лада 2114, государственный регистрационный знак № под управлением З приближающемуся справа, в нарушение требований п.8.9 Правил дорожного движения, в результате чего произошло столкновение указанных транспортных средств.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Варфоломеева В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С состоявшимися по делу постановлением должностного лица и судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно пункту 8.9 Правил дорожного движения, нарушение которого вменено Варфоломееву В.В., в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, осуществления деятельности по организации дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ).
Во исполнение Федерального закона № 196-ФЗ и в целях использования единого подхода по применению положений государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ и Федеральным агентством был подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письмо МВД РФ от 2 августа 2006 года N 13/6-3853, Росавтодора от 7 августа 2006 года № 01-29/5313 «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах»).
Согласно п. 2.1. указанного Порядка целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
В соответствии п.1.4 Порядка, заказчиком ПОДД являются для ведомственных и частных автомобильных дорог – владельцы этих дорог.
В соответствии с п.5. Порядка ПОДД подлежит согласованию с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции МВД России. В зависимости от объекта проектирования проектная документация рассматривается: ведомственных и частных автомобильных дорог муниципального значения - службой дорожной инспекции отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел городов, районов.
В материалы дела был представлен и исследован судом Проект схемы организации дорожного движения на территории ТК «Ритейл парк».
Выводы суда, отвергнувшего данную схему организации дорожного движения по мотиву того, что дорожные знаки, установленные на территории парковочной площадки, прилегающей к ТЦ «Акварель» на балансе МКУ «ЦОДД ГОТ» не состоят и не содержатся, противоречат вышеприведенным нормам закона, который не предусматривает дополнительную передачу дорожных знаков на баланс иной организации.
Кроме того, согласно ответа отдела ГИБДД г. Тольятти от 06.06.2019 г. № 65/4-5556, 06 ноября 2015 года старшим государственным инспектором отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти была рассмотрена схема организации дорожного движения на участке дороги: Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д.6, территория (парковочная площадка), прилегающая к ТЦ «Акварель». По результатам рассмотрения, нарушений Национальных стандартов в области безопасности дорожного движения не выявлено.
Пунктом 1.3 Правил дорожного движения установлено, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
То обстоятельство, что водитель транспортного средства Лада 2114, государственный регистрационный знак № З., двигался в нарушение требований дорожного знака 4.1.5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения подтверждается: объяснениями Варфоломеева В.В., самого З; схемой дорожно-транспортного происшествия, из которой усматривается, что движение по дороге по направлению движения автомобиля под управлением З в соответствии с установленным на ней дорожными знаками 4.1.5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения возможно следующим образом: только поворот налево, однако З повернул направо.
Схема дорожно-транспортного происшествия, на которой отражены предписывающие направление движения дорожные знаки, направление движения транспортных средств под управлением водителей Варфоломеева В.В. и З, составлена и подписана самими водителями транспортных средств.
В данной дорожной ситуации водитель автомобиля Лада 2114, государственный регистрационный знак № З двигавшийся с нарушением требований дорожного знака 4.1.5 Приложения 1 к Правилам дорожного движения, не имел преимущественного права движения, а у водителя автомобиля LADA 217130 государственный регистрационный знак № Варфоломеева В.В. при движении прямо отсутствовала обязанность уступить дорогу транспортному средству под управлением З, приближающемуся справа.
Таким образом, вывод должностного лица и суда о нарушении Варфоломеевым В.В. пункта 8.9 Правил дорожного движения и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
Следовательно, решение судьи Автозаводского районного суда г.Тольятти от 30 апреля 2019 года и постановление УИН №18810063170005131211 инспектора группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г.Тольятти от 14 февраля 2019 года, вынесенные в отношении Варфоломеева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятые без учета вышеизложенного, подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Варфоломеева В.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 апреля 2019 года и постановление УИН №18810063170005131211 инспектора группы по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г.Тольятти от 14 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.14 КоАП РФ, вынесенные в отношении Варфоломеева Владимира Валерияновича – отменить, дело производством прекратить в связи с отсутствием в действиях Варфоломеева В.В. состава административного правонарушения.
Жалобу Варфоломеева В.В. – удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
.