Копия
Дело № 2а-519/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
в порядке упрощенного (письменного) производства
с.Кочкурово Республики Мордовия 30 декабря 2015 г.
Кочкуровский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Аитовой Ю.Р.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии надлежащих мер по противодействию терроризму, возложении на администрацию обязанности создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных на территории поселения, провести их обследование и категорирование,
установил:
и.о. прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по исполнению законодательства по противодействию терроризму, возложении на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, деятельность по профилактике которой, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется администрациями сельских поселений, выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия. Административным ответчиком до настоящего времени обследование и категорирование мест массового пребывания людей, расположенных на территории сельского поселения, не проведено, межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей не создана. Между тем на территории поселения функционирует муниципальное учреждение культуры, библиотека, религиозная организация и общеобразовательное учреждение, в которых может одновременно находиться 50 и более человек.
На основании изложенного, просит признать бездействие администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по исполнению законодательства по противодействию терроризму незаконным; обязать администрацию сельского поселения создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных на территории поселения, провести их обследование и категорирование.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административным ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, в соответствии со статьей 291 КАС Российской Федерации, суд считает необходимым рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий.
В силу статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Из содержания заявления и.о. прокурора следует, что им предъявлено требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления (администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия) по непринятию надлежащих мер по организации мероприятий по противодействию терроризму, что входит в круг вопросов местного значения, отнесенных к компетенции сельских поселений. Следовательно, указанные требования подлежат рассмотрению судом в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, в котором предметом публично-правового спора является бездействие органа местного самоуправления.
Согласно информации, предоставленной администрацией Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей не создавалась, их обследование и категорирование не проводилось. Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что на территории сельского поселения имеются места массового пребывания людей.
В силу пункта 7.1. части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии со статьей 2 Закона Республики Мордовия Республики Мордовия от 12.11.2014 №83-З «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Мордовия» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Статьей 5 данного закона определены организационные основы противодействия терроризму, согласно которой Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Пунктами 6-13 вышеуказанных Требований определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий проводится категорирование мест массового пребывания людей. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Возможные последствия совершения террористического акта в месте массового пребывания людей определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. Для проведения категорирования места массового пребывания людей решением главы муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей. Комиссию возглавляет глава муниципального образования, на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо. В состав комиссии включаются собственник места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей, устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может
одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может
одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового
пребывания людей, в котором при определенных условиях может
одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в 5 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.
Как установлено проведенной прокуратурой района проверкой, деятельность по профилактике терроризма осуществляется администрацией Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия ненадлежащим образом.
Непринятие администрацией сельского поселения надлежащих мер по противодействию терроризму, а фактически неисполнение обязанностей, возложенных на нее вышеуказанных положений закона, по мнению суда, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности их жизни и здоровья.
Таким образом, административное исковое заявление и.о. прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-228, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии надлежащих мер по противодействию терроризму, возложении на администрацию обязанности создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных на территории поселения, провести их обследование и категорирование, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии надлежащих мер по противодействию терроризму.
Обязать администрацию Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в течение шести месяцев, с момента вступления в законную силу настоящего решения, создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей, расположенных на территории Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, провести их обследование и категорирование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.
Судья Кочкуровского районного суда
Республики Мордовия подпись Ю.Р. Аитова
Копия верна. Судья Ю.Р. Аитова