УИД 57RS0023-01-2023-005497-88
Дело № 2-4585/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Доровых Е.А.,
при секретаре Городничевой К.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района Орловской области в интересах Аношина Сергея Викторовича к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
установил:
прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах Аношина С.В. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами медицинскими изделиями.
В обоснование требований, что Аношин С.В. состоит на учете в <данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>», имеет право бесплатное обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных денежных средств.
По назначению врача Аношин С.В. нуждается в обеспечении лекарственными препаратами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и изделиями медицинского назначения – «<данные изъяты>».
Ссылаясь на то, что вышеуказанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Аношин С.В. обеспечивается ненадлежащим образом, просил суд взыскать обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно бесплатно обеспечить Аношина Сергея Викторовича лекарственными препаратами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
В судебном заседании помощник прокурора Орловского района Орловской области Гущина И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Истец Аношин С.В. извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание, не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора Орловского района Орловской области Гущину И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе «<данные изъяты>» (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в соответствии с которым в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. N 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Аношин А.С. имеет заболевания «<данные изъяты>», включен в регистр лиц, имеющих право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача за счет бюджетных денежных средств.
По назначению врача, в связи с имеющимся заболеванием, Аношин С.В. нуждается в лекарственных препаратах «<данные изъяты>» и медицинских изделиях «<данные изъяты>».
При этом лекарственные препараты «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.
Согласно сведениям обеспечения Аношина С.В. лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по рецептам, выписанным не только от 17.08.2023, но и от 20.09.2023 г. и 07.11.2023, Аношин С.В. до настоящего времени не обеспечен лекарственными препаратами «Дапаглифлозин», «<данные изъяты>» и изделиями медицинского назначения «<данные изъяты>».
Принимая во внимание, что необеспечение Аношина С.В. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его конституционное право на получение медикаментов и медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности своевременно бесплатно обеспечить Аношина Сергея Викторовича лекарственными препаратами «Дапаглифлозин», «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Кроме того, суд полагает необходимым в порядке, установленном ст. 212 ГПК РФ, обратить решение суда к немедленному исполнению, так как не принятие указанных препаратов и отсутствие медицинских изделий, назначенных Аношину С.В. создает угрозу жизни и здоровья истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Орловского района Орловской области в интересах Аношина Сергея Викторовича к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями - удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) своевременно бесплатно обеспечить Аношина Сергея Викторовича, ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: №***) лекарственными препаратами «Дапаглифлозин», «<данные изъяты>» и медицинскими изделиями «<данные изъяты>» в соответствии с назначенной схемой лечения вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 17 ноября 2023 г.
Председательствующий Е.А. Доровых