Дело № 2-275/2023
66RS0003-01-2022-000114-81
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 19января 2023 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьиЗариповой И.А., при помощнике судьи Кучине Д.Р.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Модуль» о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что Уральским управлением Ростехнадзора в августе текущего года проведена внеплановая выездная проверка в отношении территориальной сетевой организации ООО «Модуль». В ходе проверки установлено, что ООО «Модуль» осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями обязательных требований безопасности и охраны труда, в том числе: отсутствует подготовленный электротехнический персонал, не ведется оперативная и эксплуатационная документация, не планируются и не проводятся текущие и капитальные ремонты электрооборудования и электрических сетей, профилактические испытания и измерения. Эксплуатация электрических сетей осуществляется неподготовленным персоналом, не прошедшим аттестацию и проверку знаний правил работы в электроустановках, не имеющим допуск и право работы в действующих электроустановках. В настоящее время в эксплуатации ООО «Модуль» находятся около 250-ти объектов электросетевого хозяйства, в том числе более 100 трансформаторных подстанций и 144 линии электропередачи, от которых осуществляется электроснабжение объектов жилого фонда, социальной сферы, а также объектов промышленности. Среди этих объектов также есть объекты напряжением 110 кВ, в том числе две воздушные линии 100 кВ и подстанция 110 кВ УЭТМ в ***, а также две воздушные линии 110 кВ и подстанция кВ «Родионовская» в ***. По окончании проведенной Уральским управлением Ростехнадзора проверки был составлен акт от ***, от подписания которого ООО «Модуль» уклонилось. В ходе проверки, проведенной ***, выявлены нарушения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. В ходе повторной проверки ООО «Модуль» от *** установлено, что ряд нарушений не устранены, а именно: отсутствует порядок проведения работы с персоналом, отсутствует организационно-распорядительный документ, определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора, отсутствуют ОРД организации, определяющий срок и периодичность измерений нагрузок и напряжений трансформаторов в период максимальных и минимальных нагрузок в сетях до 15 кВ, отсутствует график периодических осмотров ВЛ, утвержденного техническим руководителем организации, отсутствует эксплуатационная документация с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, отсутствует перечень документации на кабельные линии напряжением 1000 В, отсутствует журнал дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях, отсутствуют протоколы проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников, отсутствуют ОРД организации о предоставлении права оперативного обслуживания административно-техническому персоналу, отсутствует ОРД организации о предоставлении прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск, а также права проведения единоличного осмотра электроустановок.Нарушения, выявленные в ходе проверки, а также другая информация, поступающая в управление, подтверждает, что эксплуатация электрических сетей и электрооборудования трансформаторных подстанций ООО «Модуль» является ненадлежащей, не гарантирует надежного и безопасного электроснабжения потребителей электрической энергии и создает непосредственную угрозу жизни и здоровья людей, в том числе работников сетевой организации и подключенных к их сетям потребителей электрической энергии, а также сторонних лиц. Меры ООО «Модуль» по устранениюуказанных нарушений не предпринимаются, документы в Ростехнадзор не предоставлены до настоящего времени. На основании изложенного истец просит обязать ООО «Модуль»: принять порядок проведения работы с персоналом;принять организационно - распорядительный документ (приказ), определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР; организовать прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора; принять исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ТП-7795; принять ОРД организации, определяющий срок и периодичность измерений нагрузок и напряжений трансформаторов в период максимальных и минимальных нагрузок в сетях до 15 кВ; принять график периодических осмотров ВЛ, утвержденного техническим руководителем организации; организовать ведение эксплуатационной документации (журнал или ведомость дефектов) с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений; организовать наличие перечня документации на кабельные линии напряжением выше 1000 В; организовать ведение журнала дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях; организовать наличие протокола проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников (Прохождение электротехническим персоналом проверки знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок);принять ОРД организации (обособленного подразделения) о предоставлении права оперативного обслуживания административно-техническому персоналу, п. 3.1 ПОТЭЭ; принять ОРД организации о предоставление прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 ПОТЭЭ) допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок, п. 5.12 ПОТЭЭ.На основании изложенного с учетом уточнений исковых требований просит обязать ООО «Модуль» в срок до *** разработать и представить в Уральское управление РостехнадзораУрФО следующие документы:1) Документы, подтверждающие проведение комплексного обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (п. 2.2.1 ПТЭЭСиС РФ);2) протоколы (акты и заключения) профилактических испытаний трансформаторов (масляных реакторов) (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.3.27 ПТЭЭСиС РФ);3) протоколы (акты и заключения) периодических испытаний электрооборудования распределительных устройств (в соответствиис объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.4.30 ПТЭЭСиС РФ);4) эксплуатационная документация по ВЛ (о выполнениипроверок и измерений; выполнении отдельных работ, протоколы измерений, акты) (п. 5.7.16 ПТЭЭСиС РФ);5) протоколы (акты и заключения) профилактических испытаний и измерений кабельных линий (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.8.21 ПТЭЭСиС РФ);6) паспорта на кабельные линии (п. 5.8.9 ПТЭЭСиС РФ);7) протоколы проверки и измерений параметров заземляющего устройства (п. 5.10.6, п. 5.10.7 ПТЭЭСиС РФ);8) технологические карты или ПНР (соблюдение требований выполнения работ по замене элементов опор, монтажу и демонтажу опор и проводов, замене гирлянд изоляторов ВЛ работ под потенциалом провода, работ под наведенным напряжением) (п. 38.1, п. 38.22, п. 38.44, п. 38.47 ПОТЭЭ);9) организационно - распорядительный документ (приказ), определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР (п. 46, п. 50, п. 51ПРП);10) документы, подтверждающие прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора (п. 7, п. 47, п. 53, п. 52, п. 54 ПРП);11) исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ТП-7795 (п. 1.7.1 ПТЭЭСиС РФ);12) эксплуатационная документация (журнал или ведомость дефектов) с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений (п. 5.7.17 ПТЭЭСиС РФ);13) перечень документации на кабельные линии на напряжением выше 1000 В (п. 5.8.7 ПТЭЭСиС РФ);14) журнал дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях (п. 5.8.12 ПТЭЭСиС РФ);15) протоколы проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников (Прохождение электротехническим персоналом проверки знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) (п. 7, п. 2.3 прил. 2 ПОТЭЭ);16) ОРД организации о предоставление прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 ПОТЭЭ) допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок (п. 5.12 ПОТЭЭ).
ПредставителиКасенов Т.С., Епураш Д.В.в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Модуль» - Тимерясова Т.Ю., действующая на основании доверенности в судебном заседании 12.12.2022, возражала против доводов, изложенных в исковом заявлении, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 по делу №А60-2937/2021 исковые требования АО «АЗПТ» удовлетворены, суд принял решение расторгнуть договор аренды имущества *** от *** между АО «АЗПТ» и ООО «Модуль».Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 по делу №А60-2937/2021 оставлено без изменения.Таким образом, решение Арбитражного суда *** от 17.05.2021 по делу N9A60-2937/2021 о расторжении договора аренды имущества *** от *** между АО «АЗПТ» и ООО «Модуль» вступило в законную силу ***.С указанной даты *** договор аренды имущества *** от *** между АО «АЗПТ» и ООО «Модуль» считается расторгнутым.*** ООО «Модуль» (арендатор) фактически передало АО «АЗПТ» (арендодателю), а АО «АЗПТ» (арендодатель) принял его в свое фактическое владение и пользование имущество по договору аренды имущества *** от ***.После принятия имущества из договора аренды имущества *** от *** между АО «АЗПТ» и ООО «Модуль», АО «АЗПТ» заключило с ООО «Гелиос» договор аренды этого же имущества *** от ***, по условиям п.1.1, которого ООО «Гелиос» получает во временного владение и пользование электросетевое имущество согласно Приложению *** к Договору аренды.Согласно п.5.1. заключенного с ООО «Гелиос» договора аренды имущества *** от *** арендуемое имущество считается переданным арендодателем и принятым арендатором с момента подписания сторонами Акта приема передачи (Приложение ***).АО «АЗПТ» и ООО «Гелиос» подписали акт приема-передачи имущества по договору аренды имущества *** от ***. Данный акт является неотъемлемой частью договора, был подписан сторонами без замечаний предоставлен вместе с договором аренды в регистрирующий орган (УправленииРосреестра по Свердловской области).*** между АО "ГТ Энерго" (продавец) и ООО "Модуль" (покупатель заключен договор купли-продажи электросетевого имущества No ДКП 071.Согласно условиям данного договора (пункт 1.1) продавец продает, а покупатель приобретает в собственность следующие объекты электросетевого имущества, совместно именуемые "ПС 110 к "ПС УЭТМ", ВЛ 110кВ "УЭТМ- Калининская". Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2021 по делу NoA60- 16285/2021 суд обязал ООО "Модуль" возвратить АО "ГТ Энерго" объект недвижимого имущества. Объекты электросетевого имущества, совместно именуемые «ПС 110 кВ «ПС УЭТМ», ВЛ 110 кВ «УЭТМ - Калининская», выбыли из владения ООО «Модуль» с ***, что подтверждается Актом возврата имущества от *** и выпиской из ЕГРН, согласно которой право собственности на указанное выше электросетевое имущество зарегистрировано за АО «ГТ Энерго» с ***.Кроме того, определением Арбитражного суда Свердловской области по делу NoA60-16285/2022 от 18.04.2022 было установлено, что решение суда по делу NoA60- 16285/2022 фактически исполнено и имущество возвращено АО «ГТ Энерго» ***.Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2022 по делу N9A60-37274/2021 в отношении ООО «Модуль» (ИНН 6686078390) введена процедура банкротства - наблюдение.Решение суда, обязывающее ООО «Модуль» совершить действия, требующее осуществления затрат, будет неисполнимым.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Уральского управления Ростехнадзора – Барашкин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «МРСК Урала», АО «Энергосбыт Плюс», АО "ГТ Энерго", ООО "Гелиос", АО "АЗПТ", временный управляющий ООО "Модуль" Звонарева Александра Сергеевна, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и в срок, в судебное заседание своих представителей не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.Согласно отзыву ООО «Гелиос», АО «АЗПТ» в связи с расторжением договора аренды между ООО «АЗПТ» и ООО «Модуль» имущество, в том числе ВЛ-110кВ. и ПС-110/10 «Родионовская» возвращены собственнику, никакие правоотношения с ООО «Модуль» не связывают.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2 по делу №А60-37274/2021 в отношении ООО «Модуль» введена процедура банкротства – наблюдение, утверждена временный управляющий Звонарева А.С.
Как следует из материалов дела, актом, проведенной Уральским управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки от ***, установлено, что в ООО «Модуль» отсутствует порядок проведения работы с персоналом, отсутствует журнал регистрации проведения производственных инструктажей, отсутствует организационно-распорядительный документ (приказ), определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР, отсутствует журнал учета проверки знаний, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора, отсутствуют исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ТП-7795, отсутствуют исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ПС-110/кВ «Родионовская», отсутствуют ОРД организации, определяющий срок и периодичность измерений нагрузок и напряжений трансформаторов в период максимальных и минимальных нагрузок в сетях до 15 кВ, отсутствует перечень средств защиты для каждого объекта, утвержденный техническим руководителем, отсутствует график периодических осмотров ВЛ, утвержденный техническим руководителем организации, отсутствует график капитальных ремонтов ВЛ, отсутствует инструкция по эксплуатации ВЛ, отсутствует эксплуатационная документация (журнал или ведомость дефектов) с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ на производстве проверок и измерений, отсутствует перечень документации на кабельные линии напряжением 1000В, отсутствует журнал дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях, отсутствует защита от коррозии открыто положенных заземляющих проводников ПС-110/10кВ «Родионовская», отсутствует защита от коррозии открыто проложенных заземляющих проводников ТП-7795, отсутствуют протоколы проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников (Прохождение электротехническим персоналом проверки знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок), отсутствует ОРД организации (обособленного подразделения) о предоставлении права оперативного обслуживания административно-техническому персоналу, отсутствует ОРД организации о предоставлении прав работникам, выдающимнаряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 ПОТЭЭ) допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок,отсутствует распоряжение руководителя организации о порядке выдачи и возврата ключей от электроустановок, отсутствуют наряды-допуски для работы в электроустановках, отсутствует журнал учета работ по нарядам и распоряжениям, наличие и ведение, отсутствуетоперативный журнал, отсутствует перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, утверждённый руководителем организации, отсутствует перечень профессий и рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I по электробезопасности, отсутствует журнал для учёта присвоения группы Iпо электробезопасности, неэлектротехническомуперсоналу, отсутствует распоряжение руководителя организации о назначении работника, ответственного за поддержание исправного состояния, проведение периодических испытаний и проверок ручных электрических машин, переносныхсветильников, электроинструмента и вспомогательного оборудования, отсутствует ОРД организации о назначении работников, ответственных за состояние средств защиты, используемых в электроустановках, отсутствует ОРД организации, определяющий вид, количество и распределение средств защиты, отсутствует журнал учета и содержания средств защиты, отсутствуют документы, подтверждающие проведение комплексного обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет, отсутствуют годовые графики ремонта, согласованные с организацией, в оперативном управлении или оперативном ведении которой находятся оборудование и сооружения, отсутствуют протоколы (акты и заключения)профилактических испытаний трансформаторов (масляных реакторов) (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования), отсутствуют протоколы (акты и заключения) периодических испытаний электрооборудования распределительных устройств (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования), отсутствует эксплуатационная документация по ВЛ (о выполнении проверок и измерений;выполнении отдельных работ, протоколы измерений, акты),отсутствуют протоколы (акты и заключения) профилактических испытании и измерений кабельных линий) в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования), отсутствуют паспорта на кабельные линии, отсутствуют протоколы проверки и измерений параметров заземляющего устройства, отсутствуют технологические карты или ППР (соблюдение требований выполнения работ по замене элементов опор, монтажу и демонтажу опор и проводов, замене гирлянд изоляторовВЛ работ под потенциалом провода, работ под наведенным напряжением (л.д. 11-18).
Согласно представленному акту в последний день проверки ООО «Модуль» законный представитель организации на подписание акта не явился.
*** Уральским управлением Ростехнадзора в адрес прокурора Свердловской области направлена информация о контроле за ходом подготовки к осенне-зимнему периоду ***, с приложением выявленных нарушений. В ходе проверки выявлено 40 нарушений обязательных требований норм и правил ООО «Модуль», за что последнее привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Актом внеплановой выездной проверки от *** Уральским управлением Ростехнадзора установлены факты невыполнения ООО «Модуль» предписания от ***, срок для исполнения которого истек ***, а именно не выполнены следующие пункты предписания: отсутствует порядок проведения работы с персоналом, отсутствует организационно-распорядительный документ, определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора, отсутствуют исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ТП-7795, отсутствуют ОРД организации, определяющий срок и периодичность измерений нагрузок и напряжений трансформаторов в период максимальных и минимальных нагрузок в сетях до 15 кВ, отсутствует график периодических осмотров ВЛ, утвержденный техническим руководителем организации, отсутствует эксплуатационная документация с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, отсутствует перечень документации на кабельные линии напряжением 1000 В, отсутствует журнал дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях, отсутствуют протоколы проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников (прохождение электротехническим персоналом проверки знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок), отсутствует ОРД организации (обособленного подразделения) о предоставлении права оперативного обслуживания административно-техническому персоналу, отсутствует ОРД организации о предоставлении прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 ПОТЭЭ), допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Согласно части 3 статьи 5 названного Федерального закона субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» предметом федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики являются соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения, следующих обязательных требований:
- требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требований к подготовке и подтверждению готовности работников к работе в сфере электроэнергетики;
- требований к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленных правилами по охране труда;
- требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно пункту 7 Приказа Минэнерго России от 22.09.2020 N 796 «Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации» работа с персоналом должна проводиться в соответствии с порядком проведения работы с персоналом в организации, разработанным в каждой организации и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом организации. Порядок проведения работы с персоналом должен быть разработан на основании требований Правил, предусматривать проведение обязательных форм работы с персоналом, установленных настоящими Правилами, и учитывать обязательные мероприятия по подготовке персонала организации, предусмотренные иными нормативными актами.
В силу пунктов 48, 50, 51 указанных правил в организации должна осуществляться очередная проверка знаний по графикам проверки знаний, ежегодно утверждаемым председателями комиссий. Для проведения проверки знаний различных категорий работников в организации организационно-распорядительными документами должны создаваться постоянно действующие комиссии по проверке знаний, в составе не менее чем из пяти человек, включая председателя и заместителя(ей) председателя комиссии.
Председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации (пункт53).
В соответствии с пунктом 1.7.1 Приказа Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (далее – ПТЭЭСиС РФ)на каждом энергообъекте должны быть, в том числе, исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений.
В соответствии с пунктом 5.3.19 ПТЭЭСиС РФв распределительных электросетях напряжением до 15 кВ включительно должны быть организованы измерения нагрузок и напряжений трансформаторов в период максимальных и минимальных нагрузок.
Пунктом 5.7.17ПТЭЭСиС РФ установлено, что при эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети.
Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ. (пункт 5.7.17 ПТЭЭСиС РФ).
Согласно пункту 5.8.7 ПТЭЭСиС РФпри сдаче в эксплуатацию кабельных линий на напряжение свыше 1000 В должна быть оформлена и передана организации, эксплуатирующей электрические сети, документация, предусмотренная строительными нормами и правилами и отраслевыми правилами приемки, а также:исполнительный чертеж трассы с указанием мест установки соединительных муфт, выполненный в масштабах 1:200 и 1:500 в зависимости от развития коммуникаций в данном районе трассы; скорректированный проект кабельной линии на напряжение 110 кВ и выше, согласованный перед прокладкой с организацией, эксплуатирующей линии, а в случае изменения марки кабеля - с заводом-изготовителем и эксплуатирующей организацией;чертеж профиля кабельной линии в местах пересечения с дорогами и другими коммуникациями для кабельных линий на напряжение 35 кВ и для особо сложных трасс кабельных линий на напряжение 6 - 10 кВ; акты состояния кабелей на барабанах и в случае необходимости протоколы разборки и осмотра образцов (для импортных кабелей разборка обязательна); кабельный журнал; инвентарная опись всех элементов кабельной линии; акты строительных и скрытых работ с указанием пересечений и сближений кабелей со всеми подземными коммуникациями; акты на монтаж кабельных муфт; акты приемки траншей, блоков, труб, каналов под монтаж; акты на монтаж устройств по защите кабельных линий от электрохимической коррозии, а также результаты коррозионных испытаний в соответствии с проектом; протокол испытания изоляции кабельной линии повышенным напряжением после прокладки; результаты измерения сопротивления изоляции; акты осмотра кабелей, проложенных в траншеях и каналах перед закрытием; протокол прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах; акт проверки и испытания автоматических стационарных установок систем пожаротушения и пожарной сигнализации. Кроме перечисленной документации при приемке в эксплуатацию кабельной линии напряжением 110 кВ и выше монтажной организацией должны быть дополнительно переданы энергообъекту: исполнительные высотные отметки кабеля и подпитывающей аппаратуры (для линий 110 - 220 кВ низкого давления); результаты испытаний масла во всех элементах линий; результаты пропиточных испытаний; результаты опробования и испытаний подпитывающих агрегатов на линиях высокого давления;результаты проверки систем сигнализации давления; акты об усилиях тяжения при прокладке; акты об испытаниях защитных покровов повышенным напряжением после прокладки; протоколы заводских испытаний кабелей, муфт и подпитывающей аппаратуры; результаты испытаний устройств автоматического подогрева муфт; результаты измерения тока по токопроводящим жилам и оболочкам (экранам) каждой фазы; результаты измерения рабочей емкости жил кабелей; результаты измерения активного сопротивления изоляции; результаты измерения сопротивления заземления колодцев и концевых муфт.
Пункт 5.8.12 ПТЭЭСиС РФпредусматривает обязанность по внесению записей о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях в журналдефектов и неполадок.
Согласно пункту 2.3 Приказа Минтруда России от 15.12.2020 N 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (далее – ПОТЭЭ) работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности.
В соответствии с пунктом 3.1 ПОТЭЭ право оперативного обслуживания электроустановок предоставляется административно-техническому персоналу на основании ОРД организации (обособленного подразделения).
В силу пункта 5.12 ПОТЭЭ ОРД организации (обособленного подразделения) должно быть оформлено предоставление прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 Правил) допускающему, ответственному руководителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок.
Исследовав совокупность представленных истцом доказательств, суд приходит к выводу о том, что эксплуатация ООО «Модуль» электрических сетей и электрооборудования осуществляется с нарушением установленных норм и правил. Доказательств, подтверждающих исполнение предписания Уральского управления Ростехнадзора об устранении выявленных нарушений, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
Между тем, неустранение выявленных нарушений может привести к прекращению электроснабжения в жилые дома и социально-значимые объекты, нарушению прав потребителей на получение в необходимых объемах электроэнергии, причинению значительного материального ущерба.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных граждан интересов неопределённого круга лиц.
С учетом изложенного суд полагает, что, обращаясь сданным иском в суд, прокурор действует в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями, при этом требования прокурора об обязании устранить нарушения правил эксплуатации электроустановокявляются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом судебные решения, на которые ссылается сторона ответчика в своем отзыве, не освобождают ООО «Модуль» от обязанности устранить выявленные нарушения. Доводы ответчика о том, что из его владения выбыло электросетевое имущество, в связи с чем решения суда является неисполнимым, отклоняются судом, поскольку стороной ответчика не подтверждены.Доводы представителя ответчика о тождественности заявленных исковых требований с требованиями, рассмотренными в Кировском районном суде г. Екатеринбурга по делу №2-5846/2022, судом также не принимаются, поскольку исковые требования не совпадают по предмету и основанию, кругу лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
С учетом объема действий, необходимых для устранения выявленных нарушений, принципа разумности, а также соблюдения баланса прав и законных интересов, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда срок до ***. При этом суд полагает, что заявленный истцом срок является недостаточным с учетом сроков вступления в законную силу решения суда.
В силу положений ст. ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Модуль» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Модуль» (ИНН ***) в срок до *** и представить в Уральское управление РостехнадзораУрФО следующие документы:
1) Документы, подтверждающие проведение комплексного обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации более 25 лет (п. 2.2.1 ПТЭЭСиС РФ);
2) протоколы (акты и заключения) профилактических испытаний трансформаторов (масляных реакторов) (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.3.27 ПТЭЭСиС РФ);
3) протоколы (акты и заключения) периодических испытаний электрооборудования распределительных устройств (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.4.30 ПТЭЭСиС РФ);
4) эксплуатационная документация по ВЛ (о выполнениипроверок и измерений; выполнении отдельных работ, протоколы измерений, акты) (п. 5.7.16 ПТЭЭСиС РФ);
5) протоколы (акты и заключения) профилактических испытаний и измерений кабельных линий (в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования) (п. 5.8.21 ПТЭЭСиС РФ);
6) паспорта на кабельные линии (п. 5.8.9 ПТЭЭСиС РФ);
7) протоколы проверки и измерений параметров заземляющего устройства (п. 5.10.6, п. 5.10.7 ПТЭЭСиС РФ);
8) технологические карты или ПНР (соблюдение требований выполнения работ по замене элементов опор, монтажу и демонтажу опор и проводов, замене гирлянд изоляторов ВЛ работ под потенциалом провода, работ под наведенным напряжением) (п. 38.1, п. 38.22, п. 38.44, п. 38.47 ПОТЭЭ);
9) организационно - распорядительный документ (приказ), определяющий состав комиссии по проверке знаний рабочих и ИТР (п. 46, п. 50, п. 51ПРП);
10) документы, подтверждающие прохождение председателем комиссии, заместителем председателя и не менее двумя членами комиссии аттестации (проверки знаний) в комиссии органа федерального государственного энергетического надзора (п. 7, п. 47, п. 53, п. 52, п. 54 ПРП);
11) исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений ТП-7795 (п. 1.7.1 ПТЭЭСиС РФ);
12) эксплуатационная документация (журнал или ведомость дефектов) с наличием отметок о неисправностях, обнаруженных при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений (п. 5.7.17 ПТЭЭСиС РФ);
13) перечень документации на кабельные линии на напряжением выше 1000 В (п. 5.8.7 ПТЭЭСиС РФ);
14) журнал дефектов и неполадок с записями о выявленных при осмотрах нарушениях на кабельных линиях (п. 5.8.12 ПТЭЭСиС РФ);
15) протоколы проверки знаний, удостоверения о проверке знаний у работников (Прохождение электротехническим персоналом проверки знаний ПОТЭЭ и других нормативно-технических документов (правил и инструкций по технической эксплуатации, пожарной безопасности, пользованию защитными средствами, устройства электроустановок) (п. 7, п. 2.3 прил. 2 ПОТЭЭ);
16) ОРД организации о предоставление прав работникам, выдающим наряд-допуск, распоряжение, выдающим разрешение на подготовку рабочего места и допуск (с учетом требований пункта 5.14 ПОТЭЭ) допускающему, ответственному руководителю работ, производителю работ (наблюдающему), а также права проведения единоличного осмотра электроустановок (п. 5.12 ПОТЭЭ).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Модуль» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Зарипова