Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-824/2022 ~ М-353/2022 от 03.03.2022

Дело № 2-824/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года                                    город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Окуневой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по иску Дьяченко-Оре И. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на завершение оформления права собственности на земельный в порядке бесплатной приватизации, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью 432 кв. м., в порядке бесплатной приватизации, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Свои требования мотивировала тем, что в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ года на основании решений Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истцом с привлечением землеустроительной организации было обеспечено выполнение работ по подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка и установление его границ и площади в натуре (на местности), после, подготовив и согласовав проект землеустройства по отводу земельного участка гр. Дьяченко-Оре И.А. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес> он был своевременно предоставлен в Орлиновский сельский Совет, о чем свидетельствует соответствующая отметка на экземпляре проекта землеустройства, но в виду подписания Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ, на сессии вопрос об его утверждении рассмотрен не был, в том числе и с утратой Советом соответствующих полномочий. Учитывая, что хотя срок действия решения Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия гр. Дьяченко-Оре И.А. на разработку проекта отвода проектируемого земельного участка и истек ДД.ММ.ГГГГ, в рамках предоставленного указанным решением сроков истцом были выполнены все действия, которые она обязана была выполнить в указанный срок, но с учетом того, Орлиновским сельским Советом не был своевременно рассмотрен вопрос по утверждению проекта землеустройства. За защитой своих прав истец обратилась в суд..

Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, представитель истца направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит исковые требования удовлетворить по изложенным иске основаниям.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен, письменных возражений на исковые требования не направил.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к сельскому голове Орлиновского сельского Совета с заявлением с просьбой передать ей бесплатно в собственность земельный участок площадью 0,0486 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>.

Решением ХХ сессии 24 созыва Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено согласие гр. Дьяченко-Оре И. А. на подготовку проекта землеустройства по отводу земельного участка и установлению его границ и площади в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>

В соответствии с п. 2.1. указанного решения гр. Дьяченко-Оре И.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка и установление его границ и площади в натуре (на местности) и представить технические материалы и документы, подтверждающие размер земельного участка., на рассмотрение депутатской комиссии Орлиновского сельского Совета по земельным ресурсам.

Решением Х сессии 25 созыва Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ срок оформления проекта землеустройства по отводу земельного участка и установлению его границ и площади в натуре (на местности) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>А, гр. Дьяченко-Оре И. А. продлен.

В соответствии с п. 2.1. указанного решения гр. Дьяченко-Оре И.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана предоставить проект землеустройства по отводу указанного земельного участка на рассмотрение депутатской комиссии Орлиновского сельского Совета по земельным ресурсам.

Решением ХХХII сессии 25 созыва Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ гр. Дьяченко-Оре И. А. предоставлено согласие на продление срока для разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка с установлением его границ в натуре (на местности) ориентировочной площадью 0,0486 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>

В соответствии с п. 2 указанного решения гр. Дьяченко-Оре И.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана предоставить проект землеустройства по отводу указанного земельного участка, согласованный в установленном порядке, на рассмотрение депутатской комиссии Орлиновского сельского Совета по земельным ресурсам и экологии.

Решением 3 сессии VI созыва Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ гр. Дьяченко-Оре И. А. предоставлено согласие на продление срока для подготовки и согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0486 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>

В соответствии с п. 2 указанного решения гр. Дьяченко-Оре И.А. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана предоставить на рассмотрение депутатской комиссии Орлиновского сельского Совета по земельным ресурсам и экологии согласованный проект землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка.

Решением 14 сессии VI созыва Орлиновского сельского <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ гр. Дьяченко-Оре И. А. предоставлено согласие на продление срока для подготовки и согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>

В соответствии с п. 2 указанного решения внесены изменения в решение Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ., продлив до ДД.ММ.ГГГГ. срок действия п. 2 указанного решения. В соответствии с п. 3 указанного решения гр. Дьяченко-Оре обязана завершить до 16.11.2013г. подготовку и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставить в Орлиновский сельский Совет.

В течение периода с ДД.ММ.ГГГГ года истцом с привлечением землеустроительной организации было обеспечено выполнение работ по подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка и установление его границ и площади в натуре (на местности).

Материалами дела подтверждается, что проект землеустройства земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек был согласован в установленном порядке с Управлением градостроительства и архитектуры СГГА г. Севастополя, Управлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе, Севастопольской городской СЭС, отделом охраны памятников, Государственным управлением охраны окружающей природной среды в г. Севастополе, Национальным заповедником «Херсонес Таврический», Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе, были установлены границы испрашиваемого земельного участка в натуре (на местности), согласованы со смежными землепользователями, по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ переданы межевые знаки на хранение, кадастровый план земельного участка был согласован с главой Орлиновского сельского Совета, землеустроителем Орлиновского Совета ДД.ММ.ГГГГ, внесены сведения о земельном участке в автоматическую систему Государственного земельного кадастра Севастопольским городским филиалом государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый .

В материалы дела представлен истцом ответ от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>», в котором последний сообщает, что испрашиваемый участок расположен в зоне существующей жилой застройки усадебного типа. Кроме того, на смежных территориях, функциональная зона которых также не определена, уже существуют жилые дома и землеотводы под строительство и обслуживание жилых домов. Дополнительно также было разъяснено, что Генеральный план разрабатывался на топографической основе М 1:10000 (для городской застройки) и М 1:25000 (для пригородной зоны) и по этой причине не может служить основанием для детальной проработки территории. Цель выкопировки из Генерального плана – концептуальное соответствие принятому в Генеральном плане зонированию.

Предоставленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что, подготовив и согласовав проект землеустройства по отводу земельного участка гр. Дьяченко-Оре И.А. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес> он был своевременно предоставлен в Орлиновский сельский Совет, о чем свидетельствует соответствующая отметка на экземпляре проекта землеустройства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поданный в Орлиновский сельский Совет проект землеустройства по отводу земельного участка гр. Дьяченко-Оре И. А. площадью 0,0486 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>А, не был утвержден по вине органов местного самоуправления, а также в связи с событиями, произошедшими в 2014 году на территории города Севастополя, так как выходит за пределы контроля и какого-либо влияния со стороны истца.

Далее, реализуя свое право на завершение оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.

В материалы дела представлено решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу было отказано в утверждении Схемы. Основанием для отказа послужило заключение к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ исх. согласно которому со ссылкой на п. 2.9 административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» указано, что, так как срок действия решения Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия гр. Дьяченко-Оре И.А. на разработку проекта отвода проектируемого земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ, формирование испрашиваемого земельного участка должно осуществляться в соответствии со ст. 39.15-39.19 ЗК РФ.

Не согласившись с позицией Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, полагая, что, так как проект отвода земельного участка по <адрес>, прошел все согласования и получил положительные заключения именно в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , а также учитывая, что испрашиваемый земельный участок был сформирован в 2010 году, о чем свидетельствует факт того, что сведения о земельном участке внесены в автоматическую систему Государственного земельного кадастра Севастопольским городским филиалом государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра» ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый , истец повторно обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ <адрес>, запись от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью 432 кв. м

В материалы дела представлено решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу было повторно отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на п. 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденным Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ По мнению Департамента, выявлено отсутствие документов, подтверждающих право заявителя на приобретением земельного участка без проведения торгов, предусмотренные Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», так как срок действия решения Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ касаемо гр. Дьяченко-Оре И.А. истек ДД.ММ.ГГГГ.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 № 36-ФЗ.

21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее по тексту – Закон № 6-ФКЗ).

Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Согласно статье 12 названного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Во исполнение приведенной нормы Закона № 6-ФКЗ Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).

В соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 1 января 2023 года.

Исходя из анализа вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что хотя срок действия решения Орлиновского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия гр. Дьяченко-Оре И.А. на разработку проекта отвода проектируемого земельного участка и истек ДД.ММ.ГГГГ, в рамках предоставленного указанным решением сроков истцом были выполнены все действия, которые она обязана была выполнить в указанный срок, но с учетом того, Орлиновским сельским Советом не был своевременно рассмотрен вопрос по утверждению проекта землеустройства, административный истец вынужден теперь обращаться для окончания процедуры оформления прав на земельный участок в органы власти Российской Федерации, а получив отказ – в суд с настоящим иском.

При этом, суд отмечает, что само по себе отсутствие правового регулирования правовой ситуации, в которой оказалась истец не может служить причиной для отказа в реализации ее законных прав, более того оснований считать, что согласованный проект отвода земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в 2010 году, всеми уполномоченными органами Украины, не будет утвержден, нет.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

По смыслу статьи 9 указанного выше Федерального конституционного закона к спорным правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных отношений.

Те же положения содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, согласно статье 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 16, 20 Закона Украины «О государственном земельном кадастре», ст. 202 Земельного кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сведения государственного земельного кадастра являются официальными. Внесение в Государственный земельный кадастр предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах государственного земельного кадастра является обязательным. Земельному участку, сведения о котором внесены в Государственный земельный кадастр, присваивается кадастровый номер. Кадастровый номер земельного участка является его идентификатором в Государственном земельном кадастре. Система кадастровой нумерации земельных участков является единой на всей территории Украины. Структура кадастровых номеров земельного участка определяется Кабинетом Министров Украины. Кадастровые номера земельных участков указываются в решениях органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или пользование, изменении их целевого назначения, определения их денежной оценки, об утверждении документации по землеустройству и оценке земель в отношении конкретных земельных участков. Кадастровый номер отменяется только в случае отмены государственной регистрации земельного участка. Смена собственника или пользователя земельного участка, изменение сведений о нем не является основанием для отмены кадастрового номера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт наличия сведений о земельном участке на Публичной кадастровой карте Украины по состоянию на момент обращения истца с настоящим иском подтверждает факт наличия сформированного земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, как объекта права.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее по тексту – ЗК Украины), к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относится, в том числе, распоряжение землями территориальных общин.

В соответствии со ст. 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают права собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом или по результатам аукциона. Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.

В соответствии со ст. 118 ЗК Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывается по заказу граждан субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству согласно закону, в сроки, обусловливаемые соглашением сторон. Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность. Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Суд соглашается с позицией истца, что само по себе наличие решения о даче согласия истцу на разработку проекта землеотвода бесспорно свидетельствует о соответствии места расположения испрашиваемого объекта (в данном случае земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес> требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Более того, проект отвода земельного участка гр. Дьяченко-Оре И.А. по адресу: г. Севастополь, <адрес>, был согласован в соответствии с требованиями, указанными в ст. 1861 ЗК Украины. Отказ органом исполнительной власти или местного самоуправления, равно как и решение об оставлении ходатайства Дьяченко-Оре И.А. об утверждении проекта отвода земельного участка площадью 486 кв.м. по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, не принимались и поэтому процедура, все основные этапы которой пройдены в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках предоставленных сроков, должна быть завершена.

Согласно п.11 ст.151 ЗК Украины в редакции от 25.06.2009 срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований относительно его отвода составляет один год и может быть продлен одноразово на такой же самый срок. В случае, если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требований относительно его отвода считаются аннулированными.

На основании изменений, внесенных Законом Украины от 05 ноября 2009 года № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю» норма в ст.151 ЗК Украины о сроке действия разрешений на разработку проекта отвода земельного участка и требований относительного его отвода исключена.

Таким образом, <адрес> г. Севастополя, принимая решение ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на продление срока для подготовки и согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, и устанавливая срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2), далее продляя срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушил свои полномочия, выйдя за их пределы, так как не обладал правом устанавливать срок действия данного распоряжения.

Решением Конституционного Суда Украины от 16.04.2009 года № 7-рп/2009, дело по делу об официальном толковании положений части второй статьи 19, статьи 144 Конституции Украины, статьи 25, части четырнадцатой статьи 46, частей первой, десятой статьи 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» указано, что органы местного самоуправления, разрешая вопросы местного значения‚ представляя общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, принимают нормативные и ненормативные акты. К нормативным относятся акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие нормы права, имеющие локальный характер, рассчитанные на широкий круг лиц и применяющиеся неоднократно, а ненормативные акты предусматривают конкретные предписания, обращенные к отдельному субъекту или юридическому лицу, применяются единовременно и после реализации исчерпывают свое действие.

В пункте 5 решения Конституционного Суда Украины отмечается, что в Конституции Украины закреплен принцип, по которому права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, отвечающего перед человеком за свою деятельность (статья 3). Органы местного самоуправления являются ответственными за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами (статья 74 Закона). Таким образом, органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если согласно предписаниям этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или приостановления. Это является «гарантией стабильности общественных отношений» между органами местного самоуправления и гражданами, порождая у граждан уверенность в том, что их существующее положение не будет ухудшено принятием более позднего решения, согласовывающегося с правовой позицией, изложенной в абзаце втором пункта 5 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 13.05.1997 года № 1-зп в деле о несовместимости депутатского мандата.

Из вышеуказанного следует, что и решение <адрес> г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ , и решение <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ являются ненормативными правовыми актами, соответственно, между истцом и <адрес> <адрес> г. Севастополя возникли правоотношения, связанные с реализацией права на оформление и получение в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, данные решения не могли быть ограничены во времени и исчерпывают своё действие фактом их выполнения. Соответственно решения <адрес> г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ устанавливающие срок их действия на момент принятия в этой части противоречили законодательству Украины и позиции Конституционного Суда Украины.

Закон города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Правовой основой регулирования на территории города Севастополя земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов-Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Законом города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

В соответствии со статьей 12 указанного закона, завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельный участок — особый вид имущества. Правомочия собственника владеть, использовать и распоряжаться дальнейшей судьбой земли имеют некоторые ограничения. Они связаны не только с соблюдением прав других лиц, но и с необходимостью сохранения определенных качеств самого участка.

Гражданам доступно приобретение участков для индивидуального жилищного строительства. Они могут быть куплены у другого собственника или получены в порядке приватизации на возмездной или безвозмездной основе, получены в аренду, в том числе без проведения торгов.

В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, в аренду за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности либо передаваться в аренду.

При этом, истец не может нести ответственность за действия органов власти находящимися за пределами ее контроля. В данном случае стороны находятся не в равном положении, так как данные вопросы, возникают из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением государственных или иных публичных полномочий. Особенностью публичных правоотношений состоит в том, что им присущ особенный состав участников. В отличие от частных правоотношений, где обе стороны равноправны, в публичных правоотношениях субъекты не обладают равным правовым положением. При вступлении в публичное правоотношение субъекты не могут проявлять свободы воли, поскольку связаны возложенной на них компетенцией, закрепленным статусом, функциями, пределами деятельности и т. д. Таким образом, это правоотношения, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Исходя из приведенных правовых норм, позиция Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя опровергается предоставленными доказательствами, предоставленным в материалы дела, и противоречит нормативно-правовым актам действовавшим на момент принятия решения о даче согласия гр. Дьяченко-Оре И.А. на разработку проекта отвода земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью 432 кв.м., и Российской Федерации, и субъекта федерации – города федерального значения Севастополя, что недопустимо, так как любое ограничение права собственности должно быть предусмотрено законом, и свидетельствует о произвольном толковании и игнорировании норм права должностными лицами Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что привело к нарушению прав заявителя.

На основании изложенного суд приходит к убеждению, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать за Дьяченко-Оре И. А. право на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью 432 кв. м., в порядке бесплатной приватизации, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                             В.В.Казацкий

2-824/2022 ~ М-353/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дьяченко-Оре Инна Александровна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее