Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Булацкой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-275/2024 по административному исковому заявлению Харитонова А.В. об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Новиковой Ю.А.,
у с т а н о в и л:
Харитонов А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 84 591 347,63 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 74 510 582,06 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 82 103 274,10 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных нежилых зданий, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Новикова Ю.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: ГБУ СО ЦКО, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Администрация п.г.т. Стройкерамика, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых зданий находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые здания, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Харитонову А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 11589,5 кв. м., нежилое здание с кадастровым номером № площадью 9080,1 кв.м, нежилое здание с кадастровым номером № площадью 10713,6 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>,
Кадастровая стоимость нежилых зданий утверждена приказом Министерства имущественных отношений Самаркой области № 2451 от 25.11.2021 года по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 180 387 570,48 руб., нежилого здания с кадастровым номером № - в размере 171 706 353,6 руб., нежилого здания с кадастровым номером № - в размере 205 895 462,95 руб.
Считая кадастровую стоимость нежилых зданий завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, 27 декабря 2023 года административный истец обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 029-ФЛ от 15 ноября 2023 года, выполненный оценщиком ООО «НПО «Азимут», которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 84 591 347,63 руб.
Отчетом об оценке № 031-ФЛ от 15 ноября 2023 года, выполненным ООО «НПО «Азимут». Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 82 103 274,10 руб.
Отчетом об оценке № 030-ФЛ от 15 ноября 2023 года, выполненным ООО «НАП «Азимут» с учетом исправления технической ошибки, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 74 510 582,06 руб.
Давая оценку отчетам об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2021 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Приведённые в отчетах выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых зданий на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного, затратного и доходного подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иных величин рыночной стоимости нежилых зданий, а также замечаний к отчетам об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетами об оценке рыночная стоимость нежилых зданий является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Харитонова А.В. удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах: нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 84 591 347,63 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 74 510 582,06 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 82 103 274,10 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 27 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.