Дело №2-683/2023
УИД 86RS0007-01-2023-000253-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2023 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Морозовой Е.Н.
с участием Нефтеюганского
межрайонного прокурора Андреевой В.В.
представителей Подъяпольской В.А. Брюхова А.В.
Кротиковой О.А.
представителя ДМИ администрации
города Нефтеюганска Гафурьяновой А.З.
представителя администрации
города Нефеюганска Гафурьяновой А.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска к Подъяпольской Валентине Александровне о выселении из жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения
и по исковому заявлению Подъяпольской Валентины Александровны к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного, возмещении понесенных судебных расходов
У С Т А Н О В И Л :
Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска обратился с исковыми требованиями к Подъяпольской Валентине Александровне о выселении из жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу – (адрес), без предоставления другого жилого помещения (л.д.5).
Исковые требования мотивированы тем, что данное жилое помещение является муниципальной собственностью, расположено в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение предоставлено Подъяпольской В.А. на период трудовых отношений в качестве дворника с ЖЭУ-6 на состав семьи три человека – ответчику, супругу и дочери. 28 марта 1999 года между ЖЭУ-5 Нефтеюганского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства и Подъпольской В.А. заключен договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в РФ (служебная). Согласно сведений трудовой книжки, Подъяпольская В.А. состояла в трудовых отношениях с ЖЭУ-6 с 20 января 1997 года. 21 ноября 2012 года трудовые отношения прекращены по инициативе работника, по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. В настоящее время в спорном жилом помещении значится зарегистрированной только Подъяпольская В.А. Ответчик не относится к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих на территории муниципального образования город Нефтеюганск, не состоит. Ответчику направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения, однако ответчик жилое помещение не освободила.
Подъяпольская В.А. обратилась с исковыми требованиями к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением площадью 15,2 квадратных метра, расположенным в трехкомнатной квартире по адресу – (адрес), на условиях договора социального найма, обязании предоставить ей жилое помещение на условиях договора социального найма в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее 42,0 квадратных метра, являющееся благоустроенным применительно к условиям города Нефтеюганска и отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска, взыскании с ответчика понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, по оплате юридической помощи за подготовку искового заявления в сумме 5 000 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 30 000 рублей (л.д.77,249).
Исковые требования мотивированы тем, что в жилом помещении, расположенном по адресу – (адрес), она проживает с 19 апреля 1994 года. Данная квартира предоставлена ей на основании ордера № от 29 марта 1999 года администрацией города Нефтеюганска. 28 марта 1999 года между ею и ЖЭУ-5 Нефтеюганского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства заключен договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в РФ. Данное жилое помещение ей предоставлено в связи с работой в ЖЭУ-6. Общая площадь указанного жилого помещения составляет 42 квадратных метра. Решением администрации города Нефтеюганска № от 05 марта 2014 года жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время производится расселение дома. 29 ноября 2022 года департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска направил ей уведомление об обязании освободить жилое помещение в связи с прекращением трудовых отношений с организацией, по ходатайству которой ей было предоставлено служебное жилое помещение. 01 декабря 2022 года департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска отказал ей в заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения. Считает, что ответчик незаконно отказывает ей в предоставлении жилого помещения в связи со сносом авариной жилого дома. Она проработала в ЖЭУ-6 дворником с 20 января 1997 года по 21 ноября 2012 года, ее трудовой стаж в ЖЭУ-6 составил 15 лет 10 месяцев.
Определением Нефтеюганского районного суда от 08 февраля 2023 года вышеуказанные дела объединены в одно производство (л.д.122).
В судебное заседание ответчик/истец Подъяпольская В.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.225).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика/истца Подъяпольской В.А.
Представитель Гафурьянова А.З., действующая в интересах департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска на основании доверенности № от (дата) (л.д.11), в интересах администрации города Нефтеюганска на основании доверенности от № от 09 января 2023 года (л.д.108), в судебном заседании исковые требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, исковые требования Подъяпольской В.А. не признала и пояснила, что с 1994 года спорное жилое помещение находится в собственности администрации города Нефтеюганска на основании постановления Верховного Совета РФ №3020-1 Приложения №3 от 27 декабря 1991 года и решения городской Думы № от 30 апреля 1998 года. Подъяпольская В.А. занимает не всю квартиру, а только одну комнату в трехкомнатной квартире размером 15,2 квадратных метра. Спорное жилое помещение является служебным на основании постановления главы города Нефтеюганска № от 03 декабря 1993 года, но данное постановление не найдено. Спорное жилое помещение из муниципальной собственности не выбывало. Решением городской Думы № от 30 апреля 1998 года в муниципальную собственность был принят весь жилой дом. Также ею предоставлены возражения (л.д.102).
Представитель Подъяпольской В.А. - Брюхов А.В., действующий на основании доверенности от (дата) (л.д.118) и ордера № от (дата) (л.д.121), в судебном заседании пояснил, что исковые требования Подъяпольской В.А. подлежат удовлетворению, так как жилое помещение принято в муниципальную собственность 30 апреля 1998 года, а отнесено к служебному постановлением главы города Нефтеюганска № от 03 декабря 1993 года. Соответственно, после принятия квартиры в муниципальную собственность 30 апреля 1998 года, она перестала быть служебной. Доказательства того, что спорное жилое помещение является служебным, отсутствуют. Кроме того, в дополнительном соглашении, заключенном сторонами 28 ноября 2022 года, отсутствуют сведения о том, что спорное жилое помещение является служебным. Также им предоставлены возражения (л.д.114).
Представитель Подъяпольской В.А. – Кротикова О.А., действующая на основании доверенности от (дата) (л.д.215) и ордера № от (дата) (л.д.224), в судебном заседании пояснила, что у Подъяпольской В.А. другого жилого помещения нет, в предприятии, предоставившем жилое помещение, Подъяпольская В.А. проработала 15 лет, соответственно, по истечению 10 лет, у нее возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. В регистрационных органах отсутствуют сведения, что спорное жилое помещение является служебным. Поскольку Подъяпольская В.А. пользуется жилым помещением на условиях договора социального найма, соответственно, ей должно быть предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма взамен подлежащего сносу.
Выслушав участников судебного заседания, заключение Нефтеюганского межрайонного прокурора, считающего, что исковые требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска подлежат удовлетворению, исковые требования Подъяпольской В.А. удовлетворению не подлежат, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 30 мая 1993 года между администрацией города Нефтеюганска и У.К.У, У.Г.К, У.Д.К., У.А.К. заключен договор № передачи и продажи квартиры в доме государственного, муниципального жилого фонда в собственность граждан. Данный договор зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации под реестровым номером № за У. (л.д.216-217).
08 сентября 1993 года между У.К.У и Нефтеюганским Управлением водоснабжения и канализации НПО «ЖКХ», заключен договор купли-продажи. Данный договор удостоверен нотариусом Ш.Н.Б., однако не был зарегистрирован в Бюро технической инвентаризации (л.д.216,219).
Из Положения о Нефтеюганском управлении водоснабжения и канализации, утвержденном НПО ЖКХ от 02 февраля 1991 года следует, что оно создано приказом производственного объединения «Жилкомхоз» № от 28 апреля 1989 года, входит в состав НПО ЖКХ в качестве структурной единицы (л.д.187).
Из Положения о Нефтеюганском управлении водоснабжения и канализации, утвержденном НПО ЖКХ 16 декабря 1993 года следует, что оно является муниципальным предприятием, входит в состав НПО ЖКХ в качестве структурной единицы, правами юридического лица не обладает (л.д.192).
Из Устава муниципального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного 10 февраля 1994 года следует, что муниципальное производственное объединение «Жилкомхоз» учреждено комитетом по управлению муниципальным имуществом города Нефтеюганска, принимает в полное хозяйственное ведение от собственника объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности (п.1.1, 2.1) (л.д.196,198).
Решением Думы города Нефтеюганска № от 30 апреля 1998 года жилой дом (адрес) принят в муниципальную собственность (л.д.131).
20 января 1997 года Подъяпольская В.А. принята дворником в хозрасчетный жилищно-эксплуатационный участок № НПО «ЖКХ» города Нефтеюганска, в котором проработала по 21 ноября 2012 года, уволилась по собственному желанию, по п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 24-25).
Администрацией города Нефтеюганска 23 марта 1999 года жилое помещение в виде комнаты площадью 15,2 квадратных метра в квартире (адрес) предоставлено Подъяпольской В.А. на основании ордера на служебное жилое помещение как работнику ЖЭУ-6 - дворнику. Служебное жилое помещение предоставлено на состав семьи три человека – Подъяпольскую В.А., супруга П.В.В., дочь П.А.В. Основанием выдачи ордера является постановление главы города № от 03 декабря 1993 года о предоставлении служебного жилого помещения.
Постановление главы города Нефтеюганска № от 03 декабря 1993 года в архиве не найдено (л.д.129).
28 марта 1999 года между Подъяпольской В.А. и ЖЭУ-5 Нефтеюганского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства заключен договор найма служебного жилого помещения, в который в качестве членов семьи нанимателя Подъяпольской В.А. включены супруг П.В.В. и дочь П.А.В. (л.д.15-18), которые на основании дополнительного соглашения от 28 ноября 2022 года, заключенного между департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска и Подъяпольской В.А., исключены из договора найма служебного жилого помещения (л.д.19).
Из устава дочернего муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок №5», зарегистрированного распоряжением главы администрации 27 марта 1997 года следует, что ДМУП «ЖЭУ-5» принимает в хозяйственное ведение от учредителя, которым является, по согласованию с комитетом по управлению муниципальным имуществом - муниципальное унитарное предприятие «Нефтеюганское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства», объекты жилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности (п.1.4, 3.1)(л.д.228). Распоряжением главы города Нефтеюганска № от 28 марта 1997 года исключено из реестра государственной регистрации структурное подразделение муниципального предприятия Нефтеюганского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства, ЖЭУ-5, как не являющееся юридическим лицом (л.д.226).
Исследовав вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу, что квартира (адрес) является муниципальной собственностью муниципального образования город Нефтеюганск на основании договора купли-продажи, заключенного 08 сентября 1993 года, между У.К.У и представителем Нефтеюганского управления водоснабжения и канализации.
При этом, суд учитывает, что Нефтеюганское управление водоснабжения и канализации, заключившее договор купли-продажи, являлись структурными подразделениями ПО «Жилкомхоз», которое являлось муниципальным производственным объединением, было учреждено комитетом по управлению муниципальным имуществом города Нефтеюганска, в его функции входило принятие в полное хозяйственное ведение от собственника объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности.
Кроме того, суд также учитывает, что дочернее муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок №5», заключившее 28 марта 1999 года с Подъяпольской В.А. договор найма служебного жилого помещения, также являлось структурным подразделением ПО «Жилкомхоз».
Подъяпольская В.А. в жилом помещении проживает одна (л.д.28).
Распоряжением администрации города Нефтеюганска №-р от 05 марта 2014 года жилой дом (адрес) признана аварийным, подлежащим сносу (л.д.13).
В настоящее время департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска проводятся мероприятия по расселению вышеуказанного жилого дома для его последующего сноса.
30 ноября 2022 года Подъяпольской В.А. вручено уведомление о необходимости освобождения спорного жилого помещения в течение 10 календарных дней, поскольку ею прекращены трудовые отношения с организацией, предоставившей служебное жилое помещение (л.д.29).
Подъяпольская В.А. требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, указанные в уведомлении не исполнила, а обратилась с исковыми требованиями к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Судом установлено, что спорные отношения между сторонами возникли в 1999 году, то есть в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 10 (части 1 и 2) Жилищного кодекса РСФСР( действовавшего до 01 марта 2005 года), граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, либо жилищно-строительных кооперативов. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда согласно статье 50 Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено Подъяпольской В.А. в качестве служебного 23 марта 1999 года, государственным предприятием или учреждением оно в муниципальную собственность не передавалось, суд приходит к выводу, что исковые требования Подъяпольской В.А. о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Поскольку отсутствуют основания для признания за Подъяпольской В.А. права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, отсутствуют основания для удовлетворения требований об обязании департамента муниципального имущества предоставить ей жилое помещение по договору социального найма взамен подлежащего сносу.
Доводы стороны Подъяпольской В.А. о том, что отсутствуют доказательства об отнесении спорного жилого помещения к служебному, суд оценивает критически и не принимает, поскольку данные доводы опровергаются имеющимися в материалах дела ордером на служебное жилое помещение № от 23 марта 1999 года и договором найма служебного жилого помещения от 28 марта 1999 года.
Доводы стороны Подъяпольской В.А. о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации спорного жилого помещения в качестве служебной и отнесения ее к специализированному жилищному фонду являются несостоятельными, поскольку отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного не свидетельствует об утрате жилым помещением статуса служебного жилого помещения.
Государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии данного статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Разрешая исковые требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным указанным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пенсионеры по старости.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в силу предписаний статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Исходя из приведенных положений законодательства для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло ранее введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года).
В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещением и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Подъяпольская В.А. по состоянию на 01 марта 2005 года ( введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) не относилась к категории лиц, которые не могли быть выселены из служебного жилого помещения, поскольку на указанную дату она проработала в ЖЭУ-6 менее десяти лет.
Подъяпольская В.А. является пенсионером по старости с (дата) (л.д.149), размер страховой пенсии по старости составляет 23 949 рублей 55 копеек (л.д.150).
Подъяпольская В.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.32). Доказательств того, что она может состоять на таком учете в судебном заседании не установлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Подъяпольская В.А. по состоянию на 01 марта 2005 года не относилась к категории лиц, которые не могли быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В настоящее время она также не относится к категории указанных лиц.
Учитывая, что Подъяпольская В.А., после прекращения трудовых отношений с ЖЭУ-6, проживает в спорном жилом помещении без законных оснований, чем нарушает право собственности муниципального образования город Нефтеюганск на данное имущество, лишая возможности распоряжаться жилым помещением в установленном законом порядке, исковые требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о выселении ее из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд взыскивает с другой стороны расходы на оплате услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку исковые требования Подъяпольской В.А. удовлетворению не подлежат, понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины и по оплате услуг представителя не подлежат возмещению администрацией города Нефтеюганска (л.д.97,100).
Поскольку департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Подъяпольской В.А., не освобожденной от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета города Нефтеюганска взыскивается государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Подъяпольской Валентине Александровне к администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу - (адрес), комната 15,2 квадратных метра на условиях договора социального найма, обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма взамен аварийного, возмещении понесенных судебных расходов отказать.
Исковые требования департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска удовлетворить.
Выселить Подъяпольскую Валентину Александровну из жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу - (адрес), без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Подъяпольской Валентины Александровны (паспорт (иные данные)) в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда