Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-17/2022 (12-846/2021;) от 08.12.2021

УИД: 04RS0007-01-2021-010100-60                                   Дело № 12-17/2022

РЕШЕНИЕ

10 января 2022 года                                                                             г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Ивановой М.Э. на постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по РБ Цыбенова Б.Ц. от *** о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ Цыбеновым Б.Ц. *** Министерство социальной защиты населения РБ (далее по тексту - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось с жалобой, в которой просит отменить постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывая, что решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от *** удовлетворены исковые требования Вторушиной К.А. к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. *** судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство ...-ИП. В адрес судебных приставов направлялась информация по исполнительному производству о невозможности исполнения решения в силу объективных обстоятельств, в связи с формированием специализированного фонда. Процедура формирования специализированного жилищного фонда определена «Дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Республики Бурятия от *** ...-р.

*** Минсоцзащиты РБ заключили Соглашение о предоставлении субсидий из генерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений ... определена сумма федеральной субсидии в размере 236 184,0 тыс. руб. (94%), минимальная сумма софинансирования 15 075,574 тыс. руб. (6%). Общая сумма - 251 259,574 руб.

Ответственными по настоящим мероприятиям являются ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия».

***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлялась информация о потребности, в том числе с указанием по судебным решениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения судебных решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений.

Министерством финансов РБ рассмотрено письмо МСЗН РБ о выделении дополнительных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (по судебным решениям) и предложено доработать бюджетную заявку. После доработки Министерством вновь направлена бюджетная заявка Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия на сумму 954,21 млн. руб. Заявка рассмотрена на июньской сессии Народного Хурала, выделено 10 млн.руб.

Учитывая отсутствие сформированного специализированного жилищного фонда, длительность процедуры приобретения жилых помещений, а также отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, предоставить Вторушиной К.А., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам, исключающим возможность исполнения решения суда.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Данные требования корреспондируют положениям ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Особыми субъектами исполнения судебных решений являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу об исполнении судебных решений по искам к казне Российской Федерации, вынесение подобных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта коллизия, исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них, подлежит разрешению, в том числе, на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур (решения и действия которых стали причиной вынесения судебного решения) и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина (Определение Конституционного суда РФ от 01.10.2009 № 1312-О-О).

Как следует из постановления от *** о привлечении к административной ответственности, Министерство не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от *** об исполнении решения Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ о предоставлении Вторушиной К.А. жилого помещения в течение 30 дней со дня поступления требования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ.

Однако, по мнению суда, в действиях Министерства отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Выводы о доказанности вины Министерства в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.

Ст. 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

    Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от *** на Министерство возложена обязанность предоставить Вторушиной К.А. из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение по норме предоставления жилого помещения по месту жительства.

*** судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство ...-ИП.

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В силу ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Также ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

На основании постановления Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот определено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

Согласно Закона Республики Бурятия от 14.12.2019 № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Народным Хуралом РБ 05.11.2019) исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, а именно на Министерство социальной защиты населения РБ (ст. 11 данного закона).

***, ***, ***, ***, ***, ***, *** в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлялась информация о потребности, в том числе с указанием по судебным решениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения судебных решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений.

Министерством финансов РБ рассмотрено письмо МСЗН РБ о выделении дополнительных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (по судебным решениям) и предложено доработать бюджетную заявку. После доработки Министерством вновь направлена бюджетная заявка Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия на сумму 954,21 млн.руб. Заявка рассмотрена на июньской сессии Народного Хурала, выделено 10 млн.руб.

Таким образом, из материалов дела следует, что на момент исполнения решения суда у истца сформированный специализированный жилищный фонд отсутствовал, также не имелось достаточного финансирования с республиканского бюджета. В связи с чем, решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, и вина Министерства как должника в исполнительном производстве, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Вторушиной К.А. отсутствует.

Судебный пристав на судебное заседание не явился, доказательств наличия специализированного жилищного фонда, жилых помещений в распоряжении должника, а так же умышленных виновных действий должника суду не представлено.

Вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности администрации в совершении вмененного правонарушения и подлежал выяснению по настоящему делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства умышленного неисполнения решения суда, а, следовательно, и вины.

На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия Цыбеновым Б.Ц. от *** о привлечении Министерства социальной защиты населения РБ к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                      О.В.Мотошкина

12-17/2022 (12-846/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Министерсто социальной защиты населения Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Мотошкина Ольга Викторовна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
zheleznodorozhniy--bur.sudrf.ru
09.12.2021Материалы переданы в производство судье
10.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
04.02.2022Вступило в законную силу
04.02.2022Дело оформлено
25.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее