Дело № 5-43/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления оглашена 4 марта 2022 года
Мотивированное постановление изготовлено 5 марта 2022 года
5 марта 2022 года п. Домбаровский
Судья Домбаровского районного суда Оренбургской области Горященко В.Н., при секретаре Котельниковой О.В.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Еремеева С.В.,
защитника Болдырева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Еремеева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, имеющего среднее образование, состоящего в зарегистрированном браке, работающего в <данные изъяты>, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
18 января 2022 года в 16 часов 20 минут Еремеев С. В. находился в помещении магазина «Фирменный», расположенного по адресу: <адрес>, не выполнил предусмотренные законодательством правила поведения при введении режима повышенной готовности, а именно: в нарушение п. 10.3 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук (в редакции от 10 января 2022 года) «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», не использовал средства индивидуальной защиты (маска).
Еремеев С.В. в судебном заседании вину признал, в содеянном раскаялся. Об Указе Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук ему известно. О введенных ограничениях на территории Оренбургской области ему также известно. Сообщил, что медицинскую маску оставил в автомобиле, приобретал продукты питания (чипсы). Ранее в судебном заседании пояснил, что он находится на представленной должностным лицом видеозаписи в момент совершения административного правонарушения, после чего ему предложили надеть маску и он ее надел, в дальнейшем опустил маску до уровня подбородка.
Защитник Болдырев Д.Н. в судебном заседании пояснил, что Еремеев С.В. находился без средств индивидуальной защиты в магазине, после того, как ему предложили надеть средства индивидуальной защиты – он надел маску, предложенную продавцом. В магазине он пришел, чтобы приобрести предметы первой необходимости (хлеб). Полагает, что указанный магазин не относится к общественным местам в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук. Просил назначить наказание Еремееву С.В. в виде предупреждения, учитывая, что в магазине никто кроме него не находился, отсутствуют вредные последствия от указанного административного правонарушения. Полагал, что административное наказание должно быть соразмерно деянию. Сообщил, что Еремеев С.В. выполнил требования Указа, он находился в средствах индивидуальной защиты после того, как ему сотрудник полиции сделал замечание.
Должное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Г.А.А. пояснил, что 18 января 2022 года в магазине «Фирменный» Еремеев С.В. с ребенком находились без средств индивидуальной защиты. Еремеев С.В. сообщил, что забыл средства индивидуальной защиты. При составлении протокола об административном правонарушении он разъяснил Еремееву С.В. его права. Пояснил, что Еремеев С.В. находился в магазине разливных напитков.
Исследовав материалы дела, заслушав Еремеева С.В. и его защитника Болдырева Д.Н., допросив в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Г.А.А., прихожу к следующему выводу.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается, в том числе, осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункты «в» и «г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п. «б» п. 6 ст. 4.1, пункты «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального № 68-ФЗ).
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Оренбургской области введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 10.3 данного Указа (в редакции от 10 января 2022 года) на всех лиц, находящихся на территории Оренбургской области возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские, гигиенические маски): при проезде во всех видах транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения, в том числе такси, а также на станциях и остановках всех видов транспорта общего пользования городского, пригородного и местного сообщения; при посещении торговых объектов, торговых залов, мест оказания услуг, зданий (строений, сооружений), помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не приостановлена; при посещении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений; при посещении зданий (строений, сооружений) автовокзалов, железнодорожных вокзалов, аэропортов; при посещении иных общественных мест.
Таким образом, из вышеуказанных правовых актов следует, что в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в Оренбургской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности, и действуют определенные правила поведения граждан при введении режима повышенной готовности.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос № 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
Из материалов дела следует, что 18 января 2022 года в 16 часов 20 минут Еремеев С. В. находился в помещении магазина «Фирменный», расположенного по адресу: <адрес>, не выполнил предусмотренные законодательством правила поведения при введении режима повышенной готовности, а именно: в нарушение п. 10.3 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук (в редакции от 10 января 2022 года) «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», не использовал средства индивидуальной защиты (маска).
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и вина Еремеева С.В. подтверждены совокупностью доказательств:
- протоколом об административном правонарушении серии № от ДД.ММ.ГГГГ;
- рапортом УУП ОУУП и ПДН Отд. МВД России Г.А.А., согласно которому 18 января 2022 года в 16 часов 20 минут Еремеев С.В. находился в помещении магазина «Фирменный», расположенном по адресу: <адрес>, не выполнил предусмотренные законодательством правила поведения при введении режима повышенной готовности, а именно: в нарушение п. 10.3 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук, находясь в данном помещении не использовал средства индивидуальной защиты (перчатки, маску), а именно: не одел маску;
- письменными объяснениями Еремеева С.В., согласно которым 18 января 2022 года в 16 часов 20 минут он находился совместно со своим несовершеннолетним сыном Е.З.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в помещении магазина «Фирменный», расположенного по адресу: <адрес>, не выполнил предусмотренные законодательством правила поведения при введении режима повышенной готовности, а именно: в нарушение Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук находился в данном помещении и не использовал средства индивидуальной защиты (перчатки, маску), а именно: не одел маску. Вину признает в полном объеме, в содеянном раскаивается;
- видеозаписью, из которой усматривается, что Еремеев С.В. с ребенком зашел в магазин без средств индивидуальное защиты, после чего к нему подошел сотрудник полиции. Далее Еремеев С.В. надел маску, после того как сотрудник полиции покинул магазин Еремеев С.В. спустил маску до уровня подбородка.
Достоверность и допустимость вышеперечисленных доказательств не вызывает сомнений. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Еремеева С.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что вина Еремеева С.В., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, полностью доказана.
Доводы защитника о том, что Еремеев С.В. в указанном магазине приобретал товары первой необходимости, опровергаются представленной видеозаписью.
Доводы защитника о том, что магазин не является общественным местом, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку магазин является местом массового пребывания людей.
Вопреки доводам защитника действующим законодательством предусмотрена обязанность гражданина по правильному использованию средства индивидуальной защиты, в том числе по его применению в надлежащем состоянии, с закрытием верхних дыхательных путей - рта и носа.
Доводы защитника о том, что Еремеев С.В. опустил медицинскую маску в связи с состоянием здоровья, опровергаются видеозаписью и пояснениями Еремеева С.В., согласно которым он не имеет проблем со здоровьем.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Санкция ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
При назначении вида и размера административного наказания принимаю во внимание характер совершенного правонарушения, личность виновного лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренную ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом характера совершенного Еремеевым С.В. административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принимая во внимание, что Еремеев С. В. совершил правонарушение в период пандемии, что создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, учитывая поведение Еремеева С.В. после совершения административного правонарушения (снятие маски до уровня подбородка, при этом были открыты верхние дыхательные пути), а также данные, подтверждающие действительную необходимость применения к Еремееву С. В. меры ответственности, ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа.
Оснований для назначения Еремееву С.В. наказания в виде предупреждения не имеется, поскольку в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
признать Еремеева С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Сумма административного штрафа должна быть внесена или перечислена в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель УФК по Оренбургской области (ГУ МЧС России по Оренбургской области) л/с 04531783350, р/с 03100643000000015300, Банк: отделение Оренбург г. Оренбург, БИК 015354008, ИНН 5628020978, КПП 5628020978, ОКТМО 53617408, КБК 18811601201010021140, идентификатор 18880256210008902877.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путем подачи жалобы через Домбаровский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/ В.Н. Горященко