Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1609/2023 ~ М-1088/2023 от 11.04.2023

Дело № 2-1609/2023

УИД 59RS0027-01-2023-001395-07

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край          17 мая 2023 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Натаровой Ю.Ф.,

    с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.,

    представителя ответчика Мальцевой Ю.Б., доверенность от 10.04.2023,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании обеспечить транспортную доступность к земельным участкам,

установил:

Кунгурский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края и просит обязать в срок до 01.09.2024 обеспечить транспортную доступность к земельным участкам в с. Зарубино Кунгурского муниципального округа Пермского края: по ул. Советская, д.50 (кадастровый номер 59:24:0430101:1063); по ул. Советская, д.52 (кадастровый номер 59:24:0430101:849); по ул. Советская, д.53 (кадастровый № 59:24:0430101:901); по ул. Советская, д.59 (кадастровый № 59:24:0430101:911); по ул. Советская (кадастровый № 59:24:0430101:1077); по ул. Советская (кадастровый № 59:24:0430101:1042); по ул. Советская (кадастровый № 59:24:0430101:1067).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой рассмотрено коллективное обращение жителей с. Зарубино Кунгурского муниципального округа о несоблюдении органами местного самоуправления требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В ходе проверки по обращению Пихтовниковой О.В. установлено, что отсутствует автомобильная дорогая к земельному участку и жилому дому по ул. Советская в с. Зарубино Кунгурского муниципального округа (кадастровый номер 59:24:0430101:849). 23.04.2021 в адрес ответчика вынесено представление, однако транспортная доступность земельного участка и жилого дома не обеспечена до настоящего времени, покрытие проезжей части отсутствует, движение транспорта осуществляется по самонакатанному участку земельного полотна. По сведениям ответчика в 2023 году будут проведены работы по признанию дороги бесхозяйной. Мероприятия по обустройству подъезда не предусмотрены. Также не обеспечена транспортная доступность к указанным выше земельным участкам. Полномочия по финансовому обеспечению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения ответчиком не реализуются, не принимаются меры по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования признал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, из которых следует, что в предложенный прокурором срок исполнить решение суда невозможно в связи с отсутствием в бюджете Кунгурского муниципального округа Пермского края денежных средств.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу ст.15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, что предусмотрено ст.5 Закона «О безопасности дорожного движения».

Согласно п.4 ст.6 Закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Из статьи 12 Закона «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 1 ст.24 Закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч.10 ст.6 Закона об автомобильных дорогах к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании ч.1 ст.17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Судом установлено.

Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края является исполнительным органом местного самоуправления. Указанные в иске земельные участки располагаются в границах муниципального образования Кунгурский муниципальный округ Пермского края.

В марте 2023 года в Кунгурскую городскую прокуратуру поступило коллективное обращение жителей с. Зарубино Кунгурского муниципального округа Пермского края по факту отсутствия автомобильной дороги к земельным участкам ул. Советская, д.50, д. 52, д.53, д.59, к земельным участкам с кадастровыми номерами 59:24:0430101:1077, 59:24:0430101:1042, 59:24:0430101:1067 (л.д.8-9, 10-17).

По данному обращению проведена проверка о несоблюдении органами местного самоуправления требований законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. Также 23.04.2021 Кунгурским городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, противопожарного законодательства, из которого следует, что в ходе надзорной деятельности Кунгурской городской прокуратурой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. По обращению Пихтовниковой О.В. проведена проверка в части отсутствия автомобильной дороги по ул. Советская с. Зарубино. Установлено, что заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:24:0430101:849 с целевым использованием для ведения личного подсобного хозяйства. При этом участок улицы Советская с. Зарубино до земельного участка Пихтовниковой О.В. в состав дороги не входит, в реестре муниципального имущества не числится, на кадастровый учет не поставлен. Таким образом, органами местного самоуправления меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам не приняты (л.д.19-27).

Согласно ответу на представление от 16.08.2021 Управлением имущественных и земельных отношений администрации города Кунгура инициирована процедура признания земельного участка прилегающего к земельному участку по адрес: ул. Советская с. Зарубино до земельного участка с кадастровым номером 59:24:0430101:849, бесхозяйным, постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности (л.д.28-30).

Согласно ответу от 16.12.2022, в целях обеспечения транспортной доступности к земельному участку с кадастровым номером 59:24:0430101:849 и индивидуальному жилому дому (кадастровый номер 59:24:0430101:1036), расположенным по адресу: Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, с. Зарубино, ул. Советская, д.52, автомобильная дорогая к земельному участку по ул. Советская, д.52 в с. Зарубино (участок по ул. Советская в с. Зарубино до земельного участка с кадастровым номером 59:24:0430101:849) включена Управлением имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края в план работ по подготовке технической документации и признанию дороги бесхозяйной на 2023 год. После регистрации права собственности на автомобильную дорогу за муниципальным образованием «Кунгурский муниципальный округ Пермского края» и передачи дороги в установленном порядке в Управление развития территории, будет рассмотрен вопрос включения в план дорожной деятельности по обустройству автомобильных дорог в Кунгурском муниципальном округе (л.д.31).

Аналогичная информация на обращение жителей с. Зарубино предоставлена в Кунгурскую городскую прокуратуру 05.04.2023 (л.д.32-33).

Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что в соответствии с планом работ Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, работы по постановке на государственный кадастровый учет участка бесхозяйной автомобильной дороги в с. Зарубино ул. Советская, д.д. 50, 52, 53, 59, а также к земельным участка с кадастровыми номерами 59:24:0430101:1077, 59:24:0430101:1042, 59:24:0430101:1067 включены в план на 2023 год. Данные работы будут проведены, с учетом экономии от проведения электронных аукционом на выполнение работ по постановке на государственный кадастровый учет 105 автомобильных дорог, определенных администрацией как первоочередные. После регистрации права собственности на указанный участок автомобильной дороги за муниципальным образованием и передачи дороги в установленном порядке в Управление развития территории, будет рассмотрен вопрос включения в план дорожной деятельности по обустройству автомобильных дорог в Кунгурском муниципальном округе. 15.12.2022 решением Думы Кунгурского муниципального округа Пермского края №627 «О бюджете Кунгурского муниципального округа Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Кунгурского муниципального округа Пермского края. На сегодняшний день дополнительные финансовые средства на обеспечение транспортной доступности к земельным участкам в с. Зарубино Кунгурского муниципального округа Пермского края в бюджете Кунгурского муниципального округа Пермского края на плановый период 2024 и 2025 годов не предусмотрены. Полагают, что исполнить требования прокурора с учетом отсутствия предусмотренных бюджетом Кунгурского муниципального округа Пермского края денежных средств на плановый период 2024-2025 гг. возможно не ранее 01.12.2026 (л.д.38-39). В подтверждение данных доводов, представителем ответчика представлено копия решения от 15.12.2022 № 627 (л.д.40-47).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, технически нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу норм ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативное регулирование застройки территорий населенных пунктов должно осуществляться в соответствии с Кодексом и основанным на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования – правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты.

Согласно п.4 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для использования его в соответствии с видом разрешенного использования с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, в том числе для целей ведения личного подсобного хозяйства, предусматривающего возведение жилых домов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что органом местного самоуправления не обеспечена транспортная доступность к земельным участкам, мероприятия по обустройству дорог не осуществляется, что не оспаривается ответчиком.

Полномочия по финансовому обеспечению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения ответчиком не реализуются, не принимаются меры по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

Недостаточность финансовых средств, не может являться основанием для освобождения от выполнения функций по обустройству автодорог и обеспечению транспортной доступности к земельным участкам.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствие транспортной доступности к указанным земельным участка в с. Зарубино нарушает права участников дорожного движения, жителей населенного пункта. Отсутствие транспортной доступности к земельным участкам нарушает права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, а также может привести к аварийной ситуации, что ставит под угрозу безопасность граждан, их жизнь, здоровье и общественную безопасность, в результате чего может пострадать неопределенный круг лиц.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Ответчик не представил доказательств и не привел убедительных доводов невозможности обеспечения транспортной доступности к земельным участкам в срок, указанный истцом.

Сроки исполнения решения, предложенный прокурором с учетом интересов граждан в целях защиты нарушенных прав, суд считает обоснованным, разумным и считает возможным определить данный срок для исполнения решения суда.

На основании изложенного суд находит требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кунгурского муниципального округа об обязании обеспечить транспортную доступность к земельным участкам, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383) в срок до 01 сентября 2024 года обеспечить транспортную доступность к земельным участкам в с. Зарубино Кунгурского муниципального округа Пермского края:

по ул. Советская, д.50 (кадастровый номер 59:24:0430101:1063);

по ул. Советская, д.52 (кадастровый номер 59:24:0430101:849);

по ул. Советская, д.53 (кадастровый номер 59:24:0430101:901);

по ул. Советская, д.59 (кадастровый номер 59:24:0430101:911);

по ул. Советская (кадастровый номер 59:24:0430101:1077);

по ул. Советская (кадастровый номер 59:24:0430101:1042);

по ул. Советская (кадастровый номер 59:24:0430101:1067).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                               Л.Г. Оборин

2-1609/2023 ~ М-1088/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кунгурский городской прокурор
Ответчики
Администрация Кунгурского муниципального округа Пермского края
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Оборин Лев Геннадьевич
Дело на странице суда
kungur--perm.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2023Передача материалов судье
12.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Подготовка дела (собеседование)
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2023Дело оформлено
22.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее