Дело № 2-128/2024
УИД 04RS0020-01-2024-000037-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования СП «Ангоянское» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО СП «Ангоянское» о возложении обязанности опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что мониторингом официальных сайтов органов местного самоуправления установлены нарушения бюджетного законодательства в деятельности администрации МО СП «Ангоянское». Вопреки требованиям федерального законодательства администрацией МО СП «Ангоянское» на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» не опубликованы сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов. Отсутствие данных сведений в свободном доступе нарушает принцип прозрачности бюджетной системы и ущемляет право неопределенного круга лиц - жителей МО СП «Ангоянское» на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающими их права и свободы.
В судебном заседании прокурор Тихонова О.Ю. иск поддержала, суду пояснила, что до настоящего времени сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов на официальном сайте администрации МО СП «Ангоянское» не размещены, нарушения не устранены.
Представитель ответчика администрации МО СП «Ангоянское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласии с требованиями прокурора.
Суд, учитывая мнение участника процесса, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.
В части 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов (ст. 36 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами на официальных сайтах, содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В части 6 ст. 52 вышеуказанного Федерального закона установлено, что и проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вопреки вышеприведенным требованиям федерального законодательства администрацией МО СП «Ангоянское» на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» не опубликованы сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов.
Отсутствие данных сведений в свободном доступе подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом осмотра сайта, скриншотами страниц сайта муниципального образования.
Неопубликование сведений об исполнении местного бюджета нарушает принцип прозрачности бюджетной системы и ущемляет право неопределенного круга лиц - жителей МО СП «Ангоянское» на ознакомление с документами и материалами, непосредственного затрагивающими их права и свободы.
Таким образом, суд считает требования прокурора о возложении на ответчика обязанности опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов на официальном сайте администрации МО СП «Ангоянское» законными и обоснованными.
Учитывая, что опубликование вышеназванных сведений на официальном сайте муниципального образования требует определенного времени, суд, согласно ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Ангоянское» опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о бюджетах на 2021г. и плановый период 2022,2023 годов, на 2023г. и плановый период 2024, 2025 годов, отчеты об исполнении бюджета за 2021,2022годы, сведения о ходе исполнения местного бюджета за 1,2,3 кварталы 2021,2022,2023 годов, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решения принято в окончательной форме 22.02.2024г.
Судья Н.Г. Рабдаева