УИД № № Дело № 2-163/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Максимовой С.А.
при секретаре Смовжовой И.Л.
с участием помощника прокурора Кириллова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхососенского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Красногвардейского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхососенского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.
При проведении проверки установлено, что на парковочных местах для автомобилей у здания администрации сельского поселения не определены места для инвалидов и не организована стоянка автотранспортных средств для инвалидов. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 и дорожная разметка для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренная ГОСТ Р 52289-2019, на площадке для стоянки автотранспортных средств возле здания администрации отсутствует.
Бездействие администрации по определению и обозначению специальными знаками мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, ограничивает доступ данной категории граждан к объектам администрации, что существенно ограничивает и нарушает права инвалидов, предусмотренные статьями 6,7,17,39 Конституции РФ.
Просит обязать администрацию Верхососенского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» в срок до 1 мая 2022 г. установить на автостоянке для транспортных средств у здания администрации: табличку 8.17 «Инвалиды», наложить на дорожное покрытие автостоянки горизонтальную дорожную разметку 1.1 и дорожную разметку для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренную ГОСТ Р 52289-2019.
В судебном заседании помощник прокурора района Кириллов А.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Верхососенского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Иск признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, любой другой принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничения жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу ч. 9 ст. 15 указанного закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В соответствии с п. 5, 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п.19).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к зданию администрации поселения, исходя из перечисленных выше положений и фактических обстоятельств нахождения стоянок, являющихся частью автомобильной дороги, находящейся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 3 Закону Белгородской области от 2 апреля 2009 г. № 265 к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории Белгородской области, а также к предоставляемым в них услугам, к которым обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения, относятся следующие здания, строения, сооружения (далее также - объекты), места: многоквартирные жилые здания; административные здания и сооружения; объекты организаций культуры (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи и другие); объекты, используемые для предоставления услуг в сфере образования, науки, здравоохранения, труда, занятости и социальной защиты населения, в том числе многофункциональные центры; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-кредитные организации; гостиницы, отели, иные места временного проживания; объекты физкультурно-оздоровительных, спортивных организаций, места отдыха, парки, скверы, пляжи и находящиеся на их территории объекты оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты транспортного обслуживания населения, включая железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского, пригородного и междугороднего транспорта, стоянки транспортных средств; культовые здания и сооружения; объекты связи и информации; иные производственные и общественные здания, строения и сооружения; тротуары, пешеходные переходы улиц, дорог и магистралей.
В соответствии с п. 5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предписано применять совместно со знаком 6.4. табличку 8.17 «Инвалиды» для указания, что стояночная площадка (или часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами 1 и 2 групп или перевозящими таких инвалидов. Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами 16 января 2022 г. прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.
Согласно акту от 17 января 2022 г. и рапорту помощника прокурора Красногвардейского района при проведении проверки установлено, что на парковочных местах для автомобилей у здания администрации сельского поселения не определены места для инвалидов и не организована стоянка автотранспортных средств для инвалидов. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 и дорожная разметка для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренная ГОСТ Р 52289-2019, на площадке для стоянки автотранспортных средств возле здания администрации отсутствует. По выявленным нарушениям прокурором района в адрес главы администрации сельского поселения 21 января 2022 г. внесено представление, однако нарушения не устранены до настоящего времени.
Согласно ответу главы администрации Верхососенского сельского поселения принимаются меры к устранению нарушений законодательства. Определено место для парковки инвалидов. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 и дорожная разметка для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренная ГОСТ Р 52289-2019, на площадке для стоянки автотранспортных средств возле здания администрации, будет нанесена весной 2022 г., в связи с невозможностью выполнения данных работ в зимний период.
Отсутствие парковочных мест нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, предусмотренные федеральным законодательством.
Суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных на администрацию Верхососенского сельского поселения обязанностей по созданию условий для беспрепятственного пользования зданием администрации, путём организации выделения мест для парковки автотранспортных средств инвалидов у здания администрации, срок до 1 мая 2022 г., который отвечает требованиям разумности и достаточности.
Ответчик не возражает против удовлетворения исковых требований, заявленный в иске срок устранения нарушений, является реальным.
При таких обстоятельствах иск прокурора Красногвардейского района подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Красногвардейского района удовлетворить.
Обязать администрацию Верхососенского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» в срок до 1 мая 2022 г. установить на автостоянке для транспортных средств у здания администрации: табличку 8.17 «Инвалиды», наложить на дорожное покрытие автостоянки горизонтальную дорожную разметку 1.1 и дорожную разметку для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренную ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Председательствующий судья Максимова С.А.