Дело № 2-689/2023
УИД: 59RS0005-01-2022-006035-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Орловой А.Ю.,
при секретере Соловьевой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» к Аникиной Ирине Евгеньевне о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности сделки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» обратилось в суд с иском к Аникиной Ирине Евгеньевне о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительности сделки, указывая, что 24 ноября 2021 года между Аникиной И.Е. и Страховщиком – ООО СК «Сбербанк страхование жизни» на основании Правил страхования в редакции, утвержденной приказом Генерального директора ООО СК «Сбербанк страхование жизни», был заключен договор страхования жизни ЗЗСБОЛ №. Между сторонами были согласованы все существенные условия договора, о чем свидетельствует подписанный договор страхования, в котором четко указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Однако в дальнейшем ООО СК «Сбербанк страхование жизни» стало известно, что при заключении договора страхования страхователь не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что является обязанностью страхователя в соответствии со ст. 944 ГК РФ. При заключении договора страхования страхователь был ознакомлен с заявлением на заключение договора страхования (заявление) и согласился со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается его подписью. В соответствии с декларацией застрахованного лица страхователь подтвердил, что у него не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня. Из поступивших в адрес ООО СК «Сбербанк страхование жизни» медицинских документов, а именно протокола МСЭ №, выданного Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» от 23 марта 2022 года, следует, что до заключения договора страхования страхователь обращался за медицинской помощью с диагнозом: от 30 апреля 2021 года <данные изъяты>. Таким образом, на момент заключения договора страхования у застрахованного лица имелись заболевания, о которых не было известно ООО СУ «Сбербанк страхование жизни». Также согласно условиям страхования, а также правил страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным. Просит признать недействительным договор страхования ЗЗСБОЛ №, заключенный между Аникиной И.Е. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», применить последствия недействительности сделки к договору страхования ЗЗСБОЛ №, который заключен между Аникиной И.Е. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни».
Истец ООО СК «Сбербанк страхование жизни» просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ответчик Аникина И.Е. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело без ее участия. В представленном в суд заявлении указала, что на момент заключения договора страхования жизни по ипотечному кредиту в 2019 году у нее не было онкологического заболевания. Срок действия договора с 11 декабря 2019 года по 10 декабря 2024 года. Онкологическое заболевание ей диагностировали в апреле 2021 года, оплату по ипотеке и страховые взносы она оплачивала согласно графику. Впервые инвалидность установлена в марте 2022 года. С 03 апреля 2023 года инвалидность ей установлена повторно (вторая группа).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Как следует из ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица (п. 2 ст. 934 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
Согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
На основании п. 2 ст. 943 ГК РФ условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей (п. 1 ст. 947 ГК РФ).
Из положений п. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Судом установлено, что 24 ноября 2021 года между Аникиной И.Е. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» на основании Правил страхования №, утвержденных приказом ООО СК «Сбербанк страхование жизни» № от 28 августа 2020 года, заключен договор страхования жизни серии ЗЗСБОЛ № (л.д. 6-9).
Застрахованным лицом по страхованию риска, в том числе, диагностирование у застрахованного лица впервые в течение срока действия договора страхования заболевания, повлекшего установление федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы застрахованному лицу инвалидности 1 или 2 группы после окончания срока действия договора страхования и в срок не более 1 (одного) года с даты диагностирования заболевания (страховой риск «Инвалидность 1 или 2 группы вследствие заболевания») является страхователь – Аникина И.Е.
Срок действия страхового полиса - с 11 декабря 2021 года по 10 декабря 2024 года.
Между сторонами при заключении договора страхования согласованы все его существенные условия договора: указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством.
При заключении договора страхования Аникина И.Е. была ознакомлена с заявлением на заключение договора страхования (заявление) и согласилась со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается ее подписью.
В соответствии с условиями договора страхования, а также Правилами страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным.
При этом, обязанность сообщить страховщику все известные сведения о состоянии своего здоровья возложена на страхователя положениями п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В соответствии с п. 3 ст. 944 ГК РФ если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали.
В силу ст. 179 ГК РФ обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
На основании п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения.
В соответствии с декларацией застрахованного лица, изложенной в п. 5.2 договора страхования, страхователь подтверждает, что не является инвалидом 1-ой, 2-ой или 3-ей группы, не имеет действующего направления на медико-социальную экспертизу, а также не имеет и не имел в прошлом следующих заболеваний: <данные изъяты>.
Между тем, что согласно протоколу ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России № от 23 марта 2023 года Аникино И.Е. 30 апреля 2021 года был диагностирован <данные изъяты>, то есть до заключения договора страхования.
Анализируя указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Аникина И.Е. умышленно сообщила страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска.
На основании изложенного, имеются основания для признания недействительным заключенного сторонами договора страхования серии ЗЗСБОЛ № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом признав договор страхования недействительным, следует применить последствия его недействительности.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчик обязана возместить истцу расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193,194, 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать недействительным договор страхования серии ЗЗСБОЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Аникиной Ириной Евгеньевной и обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», применить последствия недействительности сделки к договору страхования серии ЗЗСБОЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Аникиной Ириной Евгеньевной и обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни».
Взыскать с Аникиной Ирины Евгеньевны (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по Пермскому краю в Мотовилихинском районе <адрес>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (ИНН №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья: