Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-388/2023 (2-5064/2022;) ~ М-4805/2022 от 11.10.2022

УИД 60RS0001-01-2022-010127-77

Дело № 2-388/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2023 г.                                  город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи                Зиновьева И. Н.,

при секретаре                            Алексеевой А. С.,

с участием:

представителя истца                         Болдышевской А. И.,

представителя ответчика                     Смоляр А. М.,

представителя третьего лица                     Рытовой О. В.,

представителя третьего лица                     Илюхиной Ю. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского транспортного прокурора к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании принять меры по оснащению многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу системой принудительной остановки автотранспортных средств,

УСТАНОВИЛ:

Псковский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению (ФГКУ) «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании принять меры по оснащению многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу системой принудительной остановки автотранспортных средств, в обоснование требований указав, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в г. Пскове требований законодательства в сфере обустройства Государственной границы РФ и мест ее пересечения.

В ходе проверки установлено, что техническое оснащение автомобильного грузопассажирского постоянного многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) ** через государственную границу Российской Федерации не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вследствие чего существует угроза безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанном пункте пропуска.

В связи с указанным истец просил обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение МАПП ** системой принудительной остановки автотранспортных средств в соответствии с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011.

В судебном заседании представитель истца – помощник Псковского транспортного прокурора Болдышевская А. И. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Смоляр А. М. в судебном заседании возражала по существу исковых требований. Указала, что переоснащение/дооснащение и переоборудование/дооборудование действующих пунктов пропуска осуществляется при их реконструкции в порядке, предусмотренном разделом 7 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482. Кроме того, в настоящее время, в целях недопущения возможности несанкционированного убытия автотранспортного средства за пределы МАПП **, сотрудниками ПУ ФСБ России по Псковской области используются специальные портативные средства, а именно система принудительной остановки автотранспортных средств (СПОА) «Лиана 6000» в колиестве10 штук. Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 15.10.2021 № ВС-215-р утвержден план мероприятий по содержанию (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации до 2024 г. и модернизации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации до 2027 г., согласно которому мероприятия по реконструкции в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на МАПП ** запланированы к реализации в 2023 г. Мероприятия по реконструкции включают в себя полный перечень требований государственных контрольных органов, в том числе оснащение пункта пропуска СПОА. Таким образом, ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в рамках доведенного финансирования из средств федерального бюджета проводится плановая работа по модернизации пунктов пропуска, мероприятия по переоснащению и переоборудованию МАПП **, в том числе в части систем принудительной остановки автотранспортных средств, которые запланированы к выполнению на 2023 г. в рамках реконструкции пункта пропуска. ПУ ФСБ России по Псковской области письмом от 03.03.2021 № 21/105/7-926 предварительно согласовало модель СПОА Stopmax и в настоящее время заключен государственный контракт № ПСК 03-102-04/22 на поставку СПОА.

Представитель третьего лица Псковской таможни Рытова О. В. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России по Псковской области Илюхина Ю. Г. в судебном заседании не возражала по существу исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно- курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 9 указанного Закона под пунктом пропуска через Государственную границу понимается, в том числе иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О Государственной границе РФ» пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Постановлением Правительства РФ № 930 от 25.12.2007 утверждены Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально- техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, согласно п. 1 которых указанные требования предназначены для использования органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза при проектировании, строительстве (реконструкции) и материально-техническом оснащении пунктов пропуска через таможенную границу.

В соответствии с п. 49 раздела III Единых типовых требований в целях недопущения возможности несанкционированного убытия автотранс-портного средства за пределы автомобильного пункта, в пунктах пропуска создается система принудительной остановки автотранспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств. При оборудовании и техническом оснащении пунктов пропуска должно предусматриваться применение современного оборудования, обеспечивающего выполнение решаемых контролирующими органами задач (п. 33 Единых типовых требований).

На основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу от 25.06.2002 установлен и открыт автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «**» (МАПП **), который расположен по адресу: ** (л. д. 10-17).

Псковской транспортной прокуратурой 01.03.2022 с целью проверки соответствия технической оснащенности, проведено обследование территорий, помещений, зданий и сооружений МАПП **, в ходе которой установлено, что территория пункта пропуска (полосы выезда и въезда в пункт пропуска) не оборудована техническими средствами принудительной остановки автомобильного транспорта.

Таким образом, предусмотренная п. 49 раздела III Единых типовых требований система принудительной остановки автотранспортных средств, состоящая из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств, отсутствует, что создает угрозу безопасности Государственной границы РФ, в том числе, ставит под угрозу жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории.

В целях устранения выявленных нарушений Псковским транспортным прокурором 14.03.2022 и.о. директора Псковского филиала ФГКУ Росгранстрой внесено представление № ** об устранении нарушений федерального законодательства, регламентирующего вопросы обустройства Государственной границы РФ и мест ее пересечения, причин и условий им способствующих (л. д. 18-24).

Указанное нарушение ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» до настоящего времени не устранено, МАПП ** системой принудительной остановки автотранспортных средств не оборудовано.

Пунктом 3.1 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.5 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2016 № СА-78-р, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных, в том числе с оборудованием и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуск через государственную границу Российской Федерации.

Согласно п. 3.3.1. Устава для достижения целей деятельности Дирекция за счет средств федерального бюджета: выполняет функции государственного заказчика; организовывает выполнение работ по техническому оснащению объектов государственной границы: организовывает монтаж оборудования; организовывает осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видом контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов).

Исходя из изложенного, ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязано проводить мероприятия по оборудованию и техническому оснащению МАПП Шумилкино в соответствии с Едиными типовыми требованиями.

Псковский филиал ФГКУ Росгранстрой является структурным подразделением ФГКУ Росгранстрой, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о филиале ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», утвержденным приказом ФГУ Росгранстрой от 13.09.2019 № 267, в пределах территориальной сферы деятельности филиала.

Согласно заключению старшего инженера отдела пограничного контроля ПУ ФСБ России по Псковской области Никифоряк А. В. от 15.12.2022 имеющиеся в пункте пропуска Шумилкино средства остановки автотранспортных средств типа «ЛИАНА 6000» и «ЗАПор» предназначены для препятствия несанкционированному проезду легкового и грузового автотранспорта. Остановка автомобиля происходит за счет повреждения пневматических шин (их прокалывания). После повреждения шин транспортное средство может продолжить движение по прямой траектории на небольшое расстояние (до 100 метров). Имеющиеся в пункте пропуска средства остановки не обеспечивают в должной мере остановку транспортных средств, так как линия государственной границы Российской Федерации находится вблизи от территории пунктов пропуска (в пункте пропуска ** - 15 м.) и транспортные средства с поврежденными шинами могут осуществить выезд с территории Российской Федерации. Использование средств типа «ЛИАНА 6000» и «ЗАПор» неэффективно. Данные изделия могут использоваться как дополнительные средства остановки автотранспорта.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено нарушение законодательства в сфере обустройства Государственной границы РФ и мест ее пересечения, что является недопустимым, нарушающим конституционные права неопределенного круга лиц, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время между ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и ООО «БУДГУД» заключен государственный контракт на поставку средств принудительной остановки транспорта в МАПП **, который должен быть исполнен до 31.03.2023, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Итоговый акт, подписанный сторонами государственного контракта после его исполнения, будет свидетельствовать о надлежащим исполнении решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом позиции сторон суд полагает разумным установить срок ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» для оснащения МАПП ** системой принудительной остановки автотранспортных средств не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Псковского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об обязании принять меры по оснащению многостороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу системой принудительной остановки автотранспортных средств удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обеспечить оснащение многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) ** системой принудительной остановки автотранспортных средств в соответствии с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Псковского областного суда через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий                       И. Н. Зиновьев

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2023 г.

    

2-388/2023 (2-5064/2022;) ~ М-4805/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Псковский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры
Ответчики
ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"
Другие
Пограничное управление ФСБ России по Псковской области
Псковская таможня
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Зиновьев Илья Николаевич
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2023Дело оформлено
26.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее