Дело № 12-46/2024
УИД № 66RS0031-01-2023-000790-77
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 19 января 2024 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,
государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А.,
рассмотрев жалобу защитника ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» Журавлева С.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ»,
установил:
постановлением № 66/6-303-23-ИЗ/12-53903-И/57-336 от 25.09.2023 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. вынесенным в отношении ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, в качестве основания к тому указано, что в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 09.08.2023 с машинистом по стирке и ремонту белья и спецодежды Б. выявлено нарушение требований:
- ст. 214, 228.1 ТК РФ, выразившееся в нарушении сроков представления извещения о несчастном случае;
- п.115 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 997н в части необеспечения Чистяковой средствами индивидуальной защиты;
- п.10 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н в части не выдачи Чистяковой регенерирующих, восстанавливающих кремов, эмульсии;
- Приказа Минтруда от 12.05.2022 N 291н, приказа №50/1-п от 01.03.2023 «О бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными условиями труда молока и других равноценных пищевых продуктов», в части не обеспечения выдачи Чистяковой молока и других равноценных продуктов.
В жалобе защитник ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» Журавлев С.А. просит постановление отменить, ссылаясь на положения ч.ч. 2,6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Учреждение в рамках расследуемого несчастного случая также привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В дополнениях к жалобе защитник ссылается на неподсудность настоящего спора Железнодорожному районному суду г. Екатеринбурга, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. просил оставить обжалуемое постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Законный представитель ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» извещенный надлежаще и своевременно, в судебное заседание не явился.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью первой статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 названного Кодекса подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно части третьей указанной статьи расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя.
В силу части первой статьи 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 названного Кодекса.
Согласно ст.228.1 Трудового кодекса Российской Федерации, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту происшедшего несчастного случая.
Из представленных материалов следует, что 09.08.2023 с машинистом по стирке и ремонту белья и спецодежды Б. произошел тяжелый несчастный случай.
Сведения о произошедшем тяжелом несчастном случае направлены в ГИТ в СО 16.08.2023.
Таким образом, извещение в государственную инспекцию труда в Свердловской области о произошедшем тяжелом несчастном случае на производстве направлено с нарушением предусмотренного статьей 228.1 ТК РФ срока.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 997н (приложение к указанному приказу), машинист (рабочий) по стирке и ремонту спецодежды (п.115) должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. в год), перчатки с полимерным покрытием (6 шт. в год).
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств, форма которой приведена в приложении к данным Правилам.
Требования указанных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н (далее - Типовые нормы (приложение N 1 к приказу), Стандарт (приложение N 2 к приказу)).
Согласно пунктам 3 - 5 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя. Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные средства, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1 к приказу.
Указанными Типовыми нормами установлено, что перечисленные в них смывающие и (или) обезвреживающие средства соответствующего вида для конкретного типа работ и производственных факторов выдаются в установленной данным актом норме выдачи на одного работника в месяц.
В соответствии с пунктом 10 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии подлежат выдаче при выполнении работ с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой и водными растворами (предусмотренные технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работ, выполняемых в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки); негативном влиянии окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда, производится бесплатная выдача 500 мл молока за рабочий день (смену) или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с таблицей 1, приведенной в Нормах и условиях бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (утв. Приказом Минтруда России от 12.05.2022 N 291н).
Согласно карте *** по должности машиниста по стирке и ремонту белья и спецодежды условия труда оценены как 3.1 (вредные), в том числе по биологическому фактору (п.2.4 Приказа №302н от 12.12.2011).
Согласно п. 7 приложения *** к Приказу от *** *** ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» «О бесплатной выдаче работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» по должности занимаемой Б. имеется воздействие вредного производственного фактор как биологического, так и физического.
Из материалов проверки следует, что машинист (рабочий) по стирке и ремонту спецодежды Б. в нарушение п.115 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от *** N 997н, п. 10 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н не обеспечена средствами индивидуальной защиты (костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками с полимерным покрытием), а также регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями, кроме того, Чистяковой не была обеспечена выдача молока или других равноценных продуктов, при отсутствии ее заявления на замену молока или других равноценных продуктов денежной компенсацией.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: заключением государственного инспектора труда, извещением о несчастном случае, личной карточкой выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, и карточкой выдачи СИЗ, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, рапортом, приказом *** от *** и приложением к нему, протоколом по делу об административном правонарушении от 21.09.2023 №66/6-303-23-ИЗ/12-53645-И/57-336, картой *** и иными материалами дела, по существу в жалобе не оспариваются, всем доказательствам в их совокупности, судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Квалификация административного правонарушения должностным лицом определена верно. Согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по части 4 названной статьи административная ответственность наступает за необеспечение средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, что в рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается, поскольку каких-либо доказательств отнесения вышеуказанных средств индивидуальной защиты ко 2 классу риска суду не представлено, в материалах дела не имеется.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьей 5.27.l Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному и максимальным не является.
Должностным лицом учтен характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
В силу ст.3.4., п. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения назначается случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, анализ положений ч. 2 ст. 3.4, п. 3.5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» административного штрафа на предупреждение, поскольку поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило расследование тяжкого несчастного случая, причины которого связаны с необеспечением безопасных условий труда со стороны работодателя.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, не имеется.
Оснований для применения положений ч.3.2 ст. 4.1, ст.4.1.1, ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Довод защитника о необходимости применения положений ч.6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания судом не принимается. По настоящему делу инспекция труда действовала в соответствии с возложенными на нее задачами - проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (абзац восьмой ч.1 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации), а не в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Оснований для применения положений ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не имеется. Так, одним из обязательных условий применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является факт совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы двух и более административных правонарушений.
В рамках проведенного расследования тяжкого несчастного случая в отношении ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства, образующие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена различными частями 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом соответствующие нарушения допущены в результате не одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействий), в связи с чем положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неприменимы.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела, за исключением постановлений, вынесенных в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 и ст. 29.10 названного Кодекса, то есть по делам об административных правонарушениях, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Настоящее дело рассмотрено Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мельковская, 12, что относится к территории Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области А. № 66/6-303-23-ИЗ/12-53903-И/57-336 от 25.09.2023, которым ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» признано виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в сумме 50 000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья Т.А. Евдокимова