УИД 35RS0028-01-2023-000796-23
Дело № 2-566/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
посёлок Шексна 02 октября 2023 года.
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе
судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Солодовой Ж.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцовой Т.Н. к КУ ВО «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Представитель истца Кольцовой Т.Н. по доверенности Федотова И.Г. обратилась в суд с иском к КУ ВО «Центр социальных выплат», указав, что 15 марта 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионера из числа педагогических работников. В назначении ЕДК ей было отказано письмом № от 15 марта 2023 года в связи с отсутствием права на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Основанием для отказа послужило то, что стаж её работы в ведомственных детских садах не включается в стаж, необходимый для получения ЕДК, так как данные организации не являются государственными или муниципальными образовательными организациями. Из представленных документов с учетом выбранной льготной категории следует, что стаж работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях составляет менее 10 лет и на момент выхода на пенсию она не имела права на предоставление мер социальной поддержки. Данный отказ в назначении ЕДК считает незаконным. С 30 августа 1982 года она была принята на должность няни-уборщицы в ведомственном саду Государственного учреждения Шекснинский район гидросооружений (приказ № от 30 августа 1982 года), 11 августа 1986 года переведена на должность воспитателя детского сада (приказ № от 04 августа 1986 года), 13 мая 1987 года переведена на должность медсестры яслей (приказ № от 13 мая 1987 года), 01 сентября 1987 года переведена на должность воспитателя детских яслей (приказ № от 29 сентября 1987 года), на которой проработала до 15 июня 1992 года (приказ № от 11 июня 1992 года). 22 октября 2013 года истец была принята на должность воспитателя отделения диагностики и социальной реабилитации с формированием семейных воспитательных групп и группы длительного пребывания Бюджетного учреждения социального обслуживания Шекснинского района «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Альтаир». 07 декабря 2015 года переведена на должность воспитателя стационарного отделения временного проживания. 01 февраля 2016 года переведена на должность воспитателя отделения содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 05 декабря 2016 года переведена на должность воспитателя стационарного отделения, 03 марта 2023 года трудовой договор прекращен. Полагает, что периоды работы истца с 11 августа 1986 года по 12 мая 1987 года и с 01 сентября 1987 года по 15 июня 1992 года должны учитываться при подсчете стажа, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в образовательной организации – детском саду ведомственной принадлежности. В данные периоды действовал Гражданский кодекс РСФСР, предусматривавший только государственную собственность в отношении предприятий. Следовательно детский сад, в котором она работала, несмотря на его принадлежность к Шекснинскому району гидросооружений, являлся государственной образовательной организацией, поскольку иной формы собственности на тот момент законом не было установлено. Действовавшим в указанным период законодательством было предусмотрено предоставление льгот на жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам, работающим в сельской местности и рабочих посёлках вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных организаций, поэтому требуемые к зачету периоды педагогической деятельности подлежат включению в стаж работы. Исходя из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица указан период работы в Шекснинский район гидросооружений и что он включен в общий стаж, однако спорные периоды не включены в специальный стаж. Считает, что на момент подачи заявления о предоставлении мер социальной поддержки у неё имелось право на их получение в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». С учетом уточнённых исковых требований просит:
признать незаконным решение № от 15 марта 2023 года об отказе в назначении Кольцовой Т.Н. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
признать право Кольцовой Т.Н. на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 1 закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», с момента подачи заявления о их назначении, то есть с 15 марта 2023 года, с включением в специальный стаж работы истца в образовательной организации периодов работы с 11 августа 1986 года по 12 мая 1987 года и с 01 сентября 1987 года по 15 июня 1992 года;
обязать КУ ВО «Центр социальных выплат» назначить Кольцовой Т.Н. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения.
Истец Кольцова Т.Н. в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.
Представитель истца по доверенности Федотова И.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в иске.
Представитель КУ ВО «Центр социальных выплат» уведомленный о времени и месте предварительного судебного заседания, в суд не прибыл. Поступили возражения на иск, где просят в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Кроме этого указано, что КУ ВО «Центр соцвыплат» создано путём его учреждения на основании постановления Правительства Вологодской области от 14.12.2015 № 1100 «О создании КУ ВО «Центр соцвыплат» путем его учреждения». В соответствии с уставом КУ ВО «Центр соцвыплат», утверждённым приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 30.12.2015 № 833 и Положением о филиале по Шекснинскому району КУ ВО «Центр соцвыплат», утвержденным приказом КУ ВО «Центр соцвыплат» от 01.03.2016 № 21/9, филиал по Шекснинскому району является обособленным структурным подразделением КУ ВО «Центр соцвыплат», расположенным вне места его нахождения и осуществляющим часть его функций, в том числе функции представительства. Соответственно, филиал по Шекснинскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» не обладает статусом юридического лица и не может выступать в качестве самостоятельного ответчика по делу в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 закона области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета имеют лица, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе: педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства; пенсионеры из числа указанных лиц, проработавшие в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 01 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 закона области № 1285-ОЗ; пенсионеры, а также члены семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в абз. 2,4-7 настоящего пункта, при условии предоставления им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2004 года. Указанным категория граждан предоставляются меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, обращения с ТКО. Предоставление ЕДК лицам из числа указанных категорий осуществляется в соответствии с Порядком предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2010 № 402. Для назначения ЕДК граждане должны предоставить в КУ ВО «Центр соцвыплат» заявление и документы, установленные подпунктом 2.3.2 Порядка. 15 марта 2023 года Кольцова Т.Н. обратилась в филиал по Шекснинскому району КУ ВО «Центр соцвыплат» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации как пенсионер из числа педагогических работников. Кольцовой Т.Н. назначена пенсия с 18 октября 2013 года, согласно пенсионному удостоверению №. Из сведений в трудовой книжке следует, что Кольцова Т.Н. осуществляла трудовую деятельность, в том числе в ведомственном саду государственного учреждения Шекснинский район гидросооружений в период с 11 августа 1996 года по 12 мая 1987 года в должности воспитателя детского сада указанного учреждения, в период с 01 сентября 1987 года по 15 июня 1992 года в должности воспитателя детских яслей указанного учреждения. Указанный стаж работы в ведомственном детском саду не включается в стаж, необходимый для получения ЕДК, так как данная организация не является государственной или муниципальной образовательной организацией. Из представленных ею документов с учетом выбранной льготной категории следует, что стаж её работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях составляет менее 10 лет, и на момент выхода на пенсию Кольцова Т.Н. не имела права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законом области № 1285-ОЗ. В связи с отсутствием права на предоставление мер социальной поддержки 15 марта 2023 года было принято решение об отказе Кольцовой Т.Н. в назначении меры социальной поддержки в форме ЕДК №, которое является законным, поскольку принято в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами Вологодской области, регулирующими рассматриваемые правоотношения.
Представитель Департамента социальной защиты населения Вологодской области, уведомленный о времени и месте предварительного судебного заседания, в суд не прибыл. Поступили возражения на иск, где имеется просьба о рассмотрении дела в отсутствии их представителя и указано, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 04 июля 2011 года № 791, к функциям и полномочиям Департамента относится, в том числе, организация назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных законами области (ЕДК). В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 закона области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки, установленные данным законом области (в их числе ЕДК), имеют, в том числе: педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства (абз. 2); пенсионеры из числа лиц, указанных в абз. 2-7 пунктом 9 части 1 статьи 1 закона области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ, проработавшие в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент выхода на пенсию (после 01 января 2005 года) они имели право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 закона области № 1285-ОЗ (абз. 8). Норма абзаца 8 не содержит указания на государственные и (или) муниципальные образовательные организации, учреждения здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы. Таким образом, при определении права пенсионеров из числа лиц, указанных в абз. 2-7 закона области № 1285-ОЗ, на меры социальной поддержки, установленные данным законом для данной категории граждан, учитывается работа в любых в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства, ветеринарной службы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) независимо от их ведомственной принадлежности или принадлежности к бюджетной сфере и наличие у пенсионеров права на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 закона области № 1285-ОЗ на момент выхода на пенсию после 01 января 2005 года. Поскольку законодательством в сфере пенсионного обеспечения дано определение понятия «установление страховой пенсии» и определено, с какой даты назначается страховая пенсия, то такое понятие как «выход на пенсию» и момент выхода на пенсию законодательством не определены, в рамках закона области № 1285-ОЗ для граждан, продолживших трудовую деятельность после назначения пенсии, момент выхода на пенсию считается дата увольнения с последнего места работы. По сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Вологодской области», Кольцовой Т.Н. до 01 апреля 2023 года ЕДК предоставлялась как лицу, имеющему удостоверение «Ветеран труда Вологодской области», и педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
Представитель Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Вологодской области, уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Суд, заслушав представителя истца Федотову И.Г., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закон Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», право на меры социальной поддержки имеют следующие категории граждан:
педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, областных государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства;
пенсионеры из числа лиц, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, проработавшие в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и искусства в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет, при условии, что на момент увольнения после 1 января 2019 года они имели стаж, предусмотренный пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6 настоящего закона.
На основании части 1 статьи 6 Закон Вологодской области от 01.06.2005 № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», лицам, указанным в пункте 9 части 1 статьи 1 настоящего закона, предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 года № 402 утверждён Порядок предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Кольцовой Т.Н. назначена пенсия с 18 октября 2013 года, согласно пенсионному удостоверению №, выданному 01 ноября 2013 года и она является получателем страховой пенсии по старости.
15 марта 2023 года Кольцова Т.Н. обратилась в КУ ВО «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионер проработавший на педагогической работе в образовательных организациях более 10 лет.
Решением КУ ВО «Центр социальных выплат» № от 15 марта 2023 года Кольцовой Т.Н. отказано в назначении мер социальной поддержки «ЕДК на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в связи с отсутствием права на меры социальной поддержки (отсутствие льготной категории, дающей право на получение выплаты).
Анализ трудовой деятельности Кольцовой Т.Н., исходя из сведений, содержащихся в её трудовой книжке, показывает, что она в периоды работы с 11 августа 1986 года по 12 мая 1987 года воспитателем детского сада «Солнышко», с 01 сентября 1987 года по 15 июня 1992 года воспитателем детских яслей филиала ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» (ШРГСиС).
Действовавшим в указанные периоды законодательством, было предусмотрено предоставление льгот на жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам, работающим в сельской местности и рабочих посёлках вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных организаций, таким образом, требуемые к зачёту периоды педагогической деятельности подлежали включению в стаж работы Кольцовой Т.Н. при рассмотрении её заявления о назначении мер социальной поддержки. Иной вывод противоречил бы положениям Конституции Российской Федерации о праве граждан на социальное обеспечение.
Работой, предшествующей подаче Кольцовой Т.Н. 15 марта 2023 года заявления о назначении мер социальной поддержки, являлась её работа в БУСО ШМР «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Альтаир», расположенный в п. Шексна, где она работала до 03 марта 2023 года в должности воспитателя стационарного отделения.
Установленные судом, приведённые выше юридически значимые для рассмотрения данного дела обстоятельства, свидетельствуют о наличии у Кольцовой Т.Н. на момент подачи заявления о предоставлении мер социальной поддержки права на их получение в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является незаконным, в связи с чем, исковые требования Кольцовой Т.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Кольцовой Т.Н. удовлетворить.
Признать решение Казенного Учреждения ВО «Центр социальных выплат» от 15 марта 2023 года № об отказе в назначении Кольцовой Т.Н. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, незаконным.
Включить Кольцовой Т.Н. в специальный стаж периодов работы образовательной организации: с 11 августа 1986 года по 12 мая 1987 года воспитателем детского сада «Солнышко»; с 01 сентября 1987 года по 15 июня 1992 года воспитателем детских яслей филиала ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» (ШРГСиС).
Признать с 15 марта 2023 года право Кольцовой Т.Н. на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 1 закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Обязать КУ ВО «Центр социальных выплат» назначить Кольцовой Т.Н. с 15 марта 2023 года меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 1 закона Вологодской области от 01 июня 2005 года № 1285-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 09 октября 2023 года.
Судья Т.А. Попова