копия
Дело (номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Кстово 04 мая 2022 года
Судья Кстовского городского суда Нижегородской области Матвиенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Ждановский» на постановление от (дата обезличена) заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по (адрес обезличен) и (адрес обезличен) Эл о привлечении ООО «Ждановский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, с участием представителя ООО «Ждановский» по доверенности ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление ФИО3, потерпевших ФИО4, ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ждановский» обратился в суд с жалобой на постановление от (дата обезличена) заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по (адрес обезличен) и (адрес обезличен) Эл о привлечении ООО «Ждановский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе представитель общества просит отменить постановление и прекратить производство по делу, так как считает, что постановление вынесено необоснованно, факт нарушения законодательства с достоверностью неустановлен. Просит также применить наказание ниже низшего предела.
В судебном заседании представитель ООО поддержал жалобу.
Должностные лица, потерпевшие с жалобой не согласны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить жалобу частично.
Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются в частности Федеральным законом от (дата обезличена) № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются – презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным изменениям окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. (ч. 1 ст. 4 ФЗ).
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель, как указано в ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения, согласно ст. 78 ЗК РФ, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), Управление является уполномоченным органом на проведение земельного надзора по соблюдению требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории – в том числе, - земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Положением ст. 6 Федерального закона от (дата обезличена) № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу абзацев первого и второго ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По делу установлено следующее.
На основании решения Управления от (дата обезличена), в связи с обращениями ФИО4, ФИО5, сотрудниками Управления проведена внеплановая выездная проверка земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО «Ждановский».
Согласно результатам проведенного (дата обезличена) Управлением Россельхознадзора осмотра территории земельные участки (земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства) КН: 52:26:0010014:100, 52:26:0010014:191, 52:26:0010014:243, 52:26:0010014:267, 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:242, 52:26:0010014:165, 52:26:0010014:239, 52:26:0010014:106, 52:26:0010014:97, 52:26:0010014:220, 52:26:0010014:99, 52:26:0010014:190, 52:26:0010014:249, 52:26:0010014:104, 52:26:0010014:77, 52:26:0010014:76, 52:26:0010014:250, 52:26:0010014:75, 52:26:0010014:9, 52:26:0010014:193, 52:26:0010014:20, 52:26:0010014:13, принадлежащие ООО «Ждановский» на праве собственности, заросли многолетними сорными растениями, кустарниками, покрыты порослью деревьев, территории захламлены древесными отходами, ряд участков затоплены водой, заболочены.
В целях охраны земель (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям.
Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по (адрес обезличен) и (адрес обезличен) Эл ФИО2 был составлен протокол (номер обезличен) от (дата обезличена) по обвинению ООО «Ждановский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 2 ст. 8.7 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении ООО установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания древесно-кустарниковой растительностью. Земельные участки заросли кустарниковой растительностью и отдельно стоящими деревьями.
Вынесено постановление о привлечении ООО «Ждановский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
Со всеми процессуальными документами юридическое лицо ознакомлено, копии получены, действия проводились в присутствии законного представителя юридического лица, с правами и обязанностями в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ представитель общества ознакомлен, взяты при составлении протокола письменные объяснения.
Судьей учтены требования ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данное административное правонарушение ООО «Ждановский» могло предотвратить, но им не были предприняты все зависящие от него меры по его предотвращению, то есть, не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, подтверждения своего не нашли.
По мнению судьи, довод заявителя о наличии санитарно-защитной зоны не освобождает собственника земельного участка от надлежащего его (участка) содержания.
Факт зарастания, затопления, захламления участков подтверждается актом осмотра, протоколом об административном правонарушении, актом обследования, фототаблицами, иными документами.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с учетом последствий и обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление от (дата обезличена) вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с фактически установленными по делу обстоятельствами.
В то же время, суд считает возможным применить п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ООО «Ждановский» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и отсутствие по делу отягчающих наказание обстоятельств. Суд приходит к выводу о возможности назначения ООО «Ждановский» наказания ниже низшего предела санкции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.7 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 3.2, 3.3 ░░. 4.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.7 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░: