УИД: 21RS0№-25
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Елдратова В.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Чувашской Республики к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения,
установил:
<адрес> Чувашской Республики в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения администрацией Батыревского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики законодательства при обеспечении безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
В ходе повторной проверки выявлено, что Батыревское сельское поселение <адрес> Чувашской Республики являясь собственником гидротехнического сооружения не устранила часть выявленных нарушений, а именно:
- отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения;
- не организована эксплуатация гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правилами эксплуатации;
- не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;
- не организовано проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии указанного гидротехнического сооружения
- не выделено ответственное лицо с соответствующей квалификацией для обслуживания гидротехнического сооружения.
В связи с чем, просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения закона при эксплуатации гидротехнического сооружения - гидроузел на реке <данные изъяты> в 0,5 км южнее <адрес>, Чувашской Республики:
- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать и согласовать с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- разработать и провести уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
- организовать проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения;
- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии указанного гидротехнического сооружения;
- назначить ответственное лицо с соответствующей квалификацией для обслуживания гидротехнического сооружения.
В судебное заседание прокурор <адрес> Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился. В письменном заявлении поступившем в суд, прокурор района ФИО2, в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), просит рассмотреть дело без участия прокуратуры района.
В судебное заседание ответчик – представитель администрация <данные изъяты> сельского поселения, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении глава администрации ФИО3 просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает иск в интересах пострадавших.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Эксплуатация плотин и водосбросов должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со статьей 9 вышеназванного Федерального закона N 117- ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ года проверкой установлено, что собственником гидротехнического сооружения, гидроузел на реке <данные изъяты> в 0,5 км южнее <адрес>, является муниципальное образование – Батыревского сельское поселение <адрес> Чувашской Республики.
В нарушение требований статей 9 и 10 Федерального закона N 117-ФЗ:
- отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения;
- не организована эксплуатация гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правилами эксплуатации;
- не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;
- не организовано проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии указанного гидротехнического сооружения
- не выделено ответственное лицо с соответствующей квалификацией для обслуживания гидротехнического сооружения.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы Батыревского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ № внесено представление об устранении нарушений.
В ходе проведенной в текущем ДД.ММ.ГГГГ году контрольной проверки установлено, что администрацией сельского поселения часть выявленных нарушений, указанных в представлении не устранены, а именно:
- отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения;
- не организована эксплуатация гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правилами эксплуатации;
- не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;
- не организовано проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии указанного гидротехнического сооружения
- не выделено ответственное лицо с соответствующей квалификацией для обслуживания гидротехнического сооружения.
Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законодательства при обеспечении безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
Таким образом, имеются нарушения требований законодательства при обеспечении безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него функций в сфере решения данного вопроса местного значения и принимает решение об удовлетворении исковых требований.
Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.
При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд приходит выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики об обязании устранить нарушения при эксплуатации гидротехнического сооружения, удовлетворить.
Возложить на администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики обязанность до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения закона при эксплуатации гидротехнического сооружения - гидроузел на реке <данные изъяты> в 0,5 км южнее <адрес>, Чувашской Республики:
- разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать и согласовать с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- разработать и провести уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
- организовать проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения;
- создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии указанного гидротехнического сооружения;
- назначить ответственное лицо с соответствующей квалификацией для обслуживания гидротехнического сооружения;
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Батыревский районный суд.
Председательствующий: В.В. Елдратов