Дело № 12-256/2022
РЕШЕНИЕ
13 сентября 2022 года г. Ялта
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым (298600, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дмитриева, д. 4) Романенко Владимир Викторович, с участием защитника – Колеватова К.В., представителя должностного лица – Михалюнчика С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой Е. С. на постановление должностного лица № 50/50-25 от 28 апреля 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора в г. Ялта Республики Крым по использованию и охране земель-начальник Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. № 50/50-25 от 28 апреля 2022 года Иванова Е. С. привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Иванова Е.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что постановление принято без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу в их совокупности. Должностным лицом не осуществлено надлежащее уведомление заявителя о рассмотрении дела, не обеспечено право на личное участие, не обеспечена возможность предоставления доказательств, ходатайство об отложении рассмотрения дела безосновательно не рассмотрено должностным лицом, что привело к нарушению права на защиту.
Защитник в суде доводы жалобы поддержал, дополнительно указал, что выявленные государственным органом нарушения в части частичного занятия земель муниципального органа в настоящее время устранено, с администрацией г. Ялты заключено соглашение о перераспределении земли, которое в установленном законном порядке зарегистрировано. Относительно занятия части земельного участка находящегося в частной собственности, то при вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом не в полной мере проведена проверка наличия наложения именно по вине Ивановой Е.С.. настоящее время в Ялтинском городском суде РК рассматривается дело по иску ФИО2 к ФИО1, Ивановой Е.С. о сносе (демонтаже) строительных конструкций, приведение земельного участка в пригодное для использования состояние. В рамках указанного дела назначена судебная землеустроительная, строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой в том числе поставлен вопрос о расположении спорного объекта недвижимости в границах земельного участка принадлежащего ФИО2. Без специальных познаний, и без проведения по делу землеустроительной экспертизы, должностное лицо преждевременно сделало вывод о наличии в действиях Ивановой Е.С. состава административного правонарушения в данной части.
Представитель должностного лица в суде просил суд отказать в удовлетворении жалобы, считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав Колеватова К.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, и дополнительно представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 30.1, 25.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные процессуальные требования были в полной мере соблюдены должностным лицом, вынесшим постановление, при рассмотрении дела.
Кроме того, как следует из ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (абз. 2 п. 6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Доводы жалобы о том, что Иванова Е.С. не была извещена о дне, времени и месте рассмотрения дела опровергаются материалами дела. Так, 06 апреля 2022 года в адрес ФИО1 была направлена судебная повестка, конверт с которой возвращен в адрес должностного лица, в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше разъяснения, должностное лицо правомерно рассмотрело дело об административном правонарушении в отсутствие Ивановой Е.С. Не может свидетельствовать о нарушении права на защиту Ивановой Е.С. и тот факт, что должностным лицом не рассмотрено поданное ходатайство об отложении рассмотрения дела, поскольку заявителем нарушен порядок его подачи. Нормами действующего КоАП РФ не предусмотрено право подачи документов в электронном формате, за исключением определенных законом случаев, к которому категория данного дела не относится. Оценивая действия должностного лица в данной части, суд также принимает во внимание, что ходатайство на бумажном носителе направленное заявителем ФИО1 посредством почтовой корреспонденции, было получено должностным лицом согласно штампа входящей корреспонденции №1522/44-10, 05.05.2022 года, что исключало реальную возможность его рассмотрения должностным лицом.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым — заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель ФИО3 от 09.02.2022 № №<номер> КНМ № №<номер> от 09.02.2022 г., согласованного Решением прокуратуры города Ялты Республики Крым от 10.02.2022 № Исорг-203 50029- 496-22/-20350029, в отношении Ивановой Е.С., проведён рейдовый осмотр на предмет соблюдения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Береговое, кадастровый номер земельного участка №<номер>.
Согласно акта рейдового осмотра от 10.03.2022 № 36/50 в действиях Ивановой Е.С. выявлено длящееся нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса РФ, выразившееся в самовольном занятии:
части земельного участка с кадастровым номером №<номер>, общей площадью 7 кв. м., находящегося в собственности физического лица (при возведении наружной стены объекта незавершённого строительства);
части земельного участка муниципальной собственности, общей площадью 178 кв.м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (в результате возведения подъездной дороги к объекту незавершённого строительства);
части земельного участка с кадастровым номером №<номер>, общей площадью 8 кв. м (в результате возведения наружной стены объекта незавершённого строительства);
части земельного участка муниципальной собственности, общей площадью 7 кв. м и 26,5 кв. м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (в результате возведения наружной стены объекта незавершённого строительства);
части земельного участка муниципальной собственности, общей площадью 37 кв. м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (в результате возведения бетонных инженерных сооружений (ливнестоков)) части земельного участка муниципальной собственности, общей площадью 37 кв. м, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (в результате возведения бетонных инженерных сооружений (ливнестоков)).
Hа основании Решения от 09.02.2022 № 210-02/2 проведен рейдовый осмотр в отношении земельного, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Береговое, кадастровый №<номер>, в ходе которого установлено, что сведения об указанном земельном участке, площадью 2117 кв.м, внесены в ЕГРН на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от №<номер>, категория земель - «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования – «индивидуальное жилищное строительство». Земельный участок находится в общей совместной собственности ФИО1 и Ивановой Е.С. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата>. Сведения о регистрации права внесены в ЕГРН <дата> №<номер>. Границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, внесённым в ЕГРН, на земельном участке с кадастровым номером №<номер> расположен объект незавершённого строительства с кадастровым номером №<номер>, проектируемое назначение «жилой дом» площадью 778,5 кв. м, со степенью готовности 17%.
Объект незавершённого строительства с кадастровым номером №<номер> находится в общей совместной собственности у ФИО1 и Ивановой Е.С., сведения о чем, внесены в ЕГРН <дата> №<номер>.
При визуальном осмотре установлено, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> не огорожен, доступ не ограничен, на участке расположен объект незавершённого строительства, ведутся строительные работы.
Рейдовый осмотр осуществлен инструментально при помощи геодезической спутниковой аппаратуры PrinCE i50 (свидетельство о поверке № С-КК/16-09-2021/97353121 действительно до 15.09.2022), по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Береговое, кадастровый номер земельного участка №<номер>, в части обмера границ, используемого ФИО1 земельного участка.
В результате указанного обмера границ установлено, что при использовании Ивановой Е.С. указанного земельного участка, самовольно заняты части земельных участков, отраженные в Акте рейдового осмотра от <дата> №<номер>.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, обязанность по приобретению соответствующих прав на использование земельных участков предписана статьями 25, 26 Земельного кодекса РФ.
При должной осмотрительности и надлежащем исполнении Ивановой Е.С. своих обязанностей, она не должна была использовать земельный участок до приобретения прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Ивановой Е.С. протокола по делу об административном правонарушении от 04.04.2022 года, и как следствие принятию оспариваемого постановления.
Установленные должностным лицом обстоятельства, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой у суда не имеется оснований.
Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ. Действия Ивановой Е.С., выразившиеся в самовольном занятии части земельного участка не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, когда должностным лицом при рассмотрении дела вывод о наличии в действиях Ивановой Е.С. состава административного правонарушения сделан на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для отмены обжалуемого постановления, не имеется.
Постановление о привлечении Ивановой Е.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Санкцией ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей.
Приложением № 2 к указанной статье определено, что в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
При этом, согласно ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
В силу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Как усматривается из материалов, дополнительно представленных в ходе рассмотрения жалобы Ивановой Е.С., 11 августа 2022 года между Муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым, в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта РК Черниковой О.А. и ФИО1, Ивановой Е. С. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, муниципальная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии с указанным соглашением, стороны перераспределили земельный участок расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Береговое, площадью 2117 кв.м., категория земель- «Земли населенных пунктов», кадастровый №<номер>, с разрешенным видом использования: «Для индивидуального жилищного строительства» и части земель муниципальной формы собственности, площадью 790 кв.м., расположенной по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Береговое, кадастровый квартал №<номер>
В результате перераспределения образовался земельный участок площадью 2907 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Береговое, категория земель - «Земли населенных пунктов», кадастровый №<номер>, с разрешенным видом использования – «Для индивидуального жилищного строительства».
Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законном порядке, о чем суду предоставлены соответствующие документы.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы, Ивановой Е.С. устранены выявленные в ходе рейдового осмотра нарушения, самовольного занятия земель муниципального образования.
Относительно земель частной собственности, занятие которых также выявлено в ходе осмотра, суд принимает во внимание площадь указанного занятия, а также тот факт, что в настоящее время проводится судебная землеустроительная, строительно-техническая экспертиза в рамках гражданского дела № 2-4082/2021 по иску ФИО2 направленная на установление факта наличия или отсутствия указанного занятия части земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенное, оценив обстоятельства допущенного Ивановой Е.С. административного нарушения, характер и степень общественной опасности, приняв во внимание, что в рассматриваемом случае правонарушение не причинило существенного ущерба интересам государства, поскольку заявителем были приняты надлежащие меры к устранению выявленных нарушений земельного законодательства, не повлекло за собой существенных нарушений прав и интересов граждан, прихожу к выводу о малозначительности совершенного последним административного правонарушения, в связи с чем, считаю возможным освободить его от административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 50/50-25 ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░. 7.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12-30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░