Дело № 2-157/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вишнякова П.З.,
при секретаре Антошкиной О.В.,
с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности установить дорожные знаки в соответствии с проектом расстановки дорожных знаков в г. Макарьев,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Макарьевского района, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что в марте 2019 года по обращению ОГИБДД МО МВД России «Макарьевский» проведена проверка исполнения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в деятельности администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района.
Проверкой установлены факты ненадлежащего содержания автомобильных дорог и улиц г. Макарьев. Так, вопреки ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее ГОСТ Р 50597-2017) администрацией городского поселения город Макарьев несмотря на внесенные сотрудниками ОГИБДД предписания не приняты меры к устранению повреждений дорожных знаков и размещению их в соответствии с требованиями нормативных документов.
В нгарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 на перекрестках ул. Юрьевецкая и ул. Валовая, ул. Площадная и ул. Гагарина г. Макарьев отсутствуют дорожные знаки «Главная дорога» (п. 2.1 Приложения к ПДД); на перекрестке ул. Площадная и ул. Окружная г. Макарьев отсутствует дорожный знак «Уступи дорогу» (п. 2.4 Приложения 1 к ПДД); на выезде с ул. Ю. Смирнова на пл. Революции в районе дома № 1 по ул. Ю. Смирнова г. Макарьев отсутствует дорожный знак «Круговое движение» (п. 4.3 Приложения 1 к ПДД).
По указанным нарушениям главе городского поселения город Макарьев врио старшего государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Макарьевский» 28.03.2019 внесено предписание об устранении указанных нарушений. Однако в срок, установленный п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 указанные недостатки не устранены. В связи с этим, в отношении главы городского поселения город Макарьев начальником ОГИБДД МО МВД России «Макарьевский» возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
По результатам проверки проведенной прокуратурой района 10.04.2019 установлено, что вышеуказанные недостатки содержания и размещения дорожных знаков в полном объеме не устранены, вышеуказанные дорожные знаки на момент проверки отсутствуют.
Администрация городского поселения город Макарьев в соответствии с приложением № 6 к Закону Костромской области от 22.11.2005 № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области» является собственником указанных улиц г. Макарьев.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
По ул. Юрьевецкой, ул. Ю. Смирнова г. Макарьев проходит автобусный внутригородской маршрут пассажирских перевозок.
Отсутствие надлежащим образом установленных дорожных знаков, в том числе на пути движения пассажирского транспорта создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
С учетом уточнения исковых требований истец просил обязать ответчика установить:
дорожный знак «Главная дорога» (п. 2.1 Приложения 1 к ПДД) на перекрестках ул. Юрьевецкая и ул. Валовая, ул. Площадная и ул. Гагарина г. Макарьев;
дорожный знак «Уступи дорогу» (п. 2.4 Приложения 1 к ПДД) на перекрестке ул. Площадная и ул. Окружная г. Макарьев;
дорожный знак «Круговое движение» (п. 4.3 Приложения 1 к ПДД) на выезде с ул. Ю. Смирнова на пл. Революции в районе дома № 1 по ул. Ю. Смирнова г. Макарьев, в соответствии с проектом расстановки дорожных знаков в г. Макарьев, утвержденного постановлением администрации городского поселения город Макарьев от 26.08.2014 № 93.
В судебном заседании заместитель прокурора Филиппов Н.М. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области и представитель третьего лица МО МВД России «Макарьевский» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
Изучив и исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 3.6 ПЕРЕЧНЯ 6, Приложения 13 к Закону Костромской области от 22.11.2005 № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области», улично-дорожная сеть, расположенная на территории города Макарьев, общей протяженностью - 756500 кв., в том числе: Гагарина ул., Окружная ул., Площадная ул., Ю.Смирнова ул., Юрьевецкая ул., включены в перечень объектов муниципального имущества, подлежащих передаче из собственности Макарьевского муниципального района в муниципальную собственность городского поселения город Макарьев.
В соответствии с ч. 13 ст. 3.1 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области», право муниципальной собственности городского и сельских поселений на имущество, указанное в приложении 13 (перечень 6) к настоящему Закону, возникает с 1 сентября 2006 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 332-ЗКО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований со статусом «Городское поселение», «Сельское поселение» в Костромской области», в соответствии с требованиями части 2 статьи 83 Федерального закона установить, что с 1 января 2006 года органы местного самоуправления вновь образованных на территории Костромской области муниципальных образований со статусом «городское поселение», «сельское поселение» решают вопросы местного значения, установленные статьей 14 Федерального закона в полном объеме.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
Согласно п. 6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) – по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.2.3 ГОСТ Р 50597-2017, утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1., т.е. в течение одних суток.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.03.2019 ОГИБДД МО МВД России «Макарьевский» в адрес администрации городского поселения город Макарьев направлено предписание с требованием об устранении нарушений содержания автомобильных дорог и улиц г. Макарьев. В представлении предлагалось установить утраченные дорожные знаки в соответствии с требованиями п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и утвержденным проектом организации дорожного движения в г. Макарьев, а именно установить отсутствующие дорожные знаки: 2.1 «Главная дорога» на перекрестках ул. Юрьевецкая и ул. Валовая, ул. Площадная и ул. Гагарина г. Макарьев; 2.4 «Уступи дорогу» на перекрестке ул. Площадная и ул. Окружная г. Макарьев; 4.3 «Круговое движение» в районе дома № 1 по ул. Ю. Смирнова г. Макарьев. (л.д. 11)
Согласно актам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 01.04.2019 в установленный в предписании срок недостатки устранены не были. (л.д. 12-13)
Проверкой проведенной прокуратурой Макарьевского района 10.04.2019 также было установлено, что вышеуказанные недостатки содержания и размещения дорожных знаков не устранены, дорожные знаки, предусмотренные проектом расстановки дорожных знаков в г. Макарьев на перекрестках ул. Юрьевецкая и ул. Валовая, ул. Площадная и ул. Гагарина г. Макарьев; на перекрестке ул. Площадная и ул. Окружная г. Макарьев; в районе дома № 1 по ул. Ю. Смирнова г. Макарьев на момент проверки отсутствуют. (л.д. 5-6, 30-55)
Поскольку дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения городского поселения, факт нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации городского поселения город Макарьев имеет место ненадлежащее исполнение полномочий по организации обеспечения безопасности дорожного движения. Являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником местных дорог общего пользования, администрация городского поселения город Макарьев обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории города в соответствии с требованиями технических регламентов.
Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку они направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области установить в соответствии с Проектом расстановки дорожных знаков в г. Макарьев, утвержденного постановлением администрации городского поселения город Макарьев Макарьевского муниципального района Костромской области от 26.08.2014 № 93:
дорожный знак «Главная дорога» (п. 2.1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) на перекрестках ул. Юрьевецкая и ул. Валовая, ул. Площадная и ул. Гагарина г. Макарьев;
дорожный знак «Уступи дорогу» (п. 2.4 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) на перекрестке ул. Площадная и ул. Окружная г. Макарьев;
дорожный знак «Круговое движение» (п. 4.3 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090) на выезде с ул. Ю. Смирнова на пл. Революции в районе дома № 1 по ул. Ю. Смирнова г. Макарьев.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.З. Вишняков