Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1489/2019 ~ М-951/2019 от 23.04.2019

Дело № 2-1489/2019

УИД 26RS0010-01-2019-001713-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года г.Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Булавиной О.С.,

с участием истца Григоращенко С.А.,

представителя ответчика Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Метусовой Е.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда с использованием системы видеоконференцсвязи гражданское дело по исковому заявлению Григоращенко Сергея Сергеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о взыскании пенсии по потере кормильца и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Григоращенко С.С. обратился в Георгиевский городской суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное), в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 200 000 рублей в счет возмещения убытков в виде невыплаты пенсии по потере кормильца с декабря 2000 года по март 2002 года и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец – ФИО1, после чего его мать ФИО2, встала на учет в пенсионный орган г. Зеленокумска Советского района Ставропольского края как мать-одиночка, и получала пособие на содержание детей в соответствии с действовавшим законодательством, а ДД.ММ.ГГГГ она умерла. На момент ее смерти истцу было 16 лет, и социальные выплаты по потере кормильца он не получал. Опекунство в отношении него не оформлялось, а сотрудниками пенсионного фонда не было предпринято мер по установлению его места жительства и обеспечения социальными выплатами. Полагает, что о факте смерти его матери сотрудники пенсионного органа не могли не знать, однако в нарушение требований закона не назначили ему пенсию по потере кормильца, в связи с чем, он не имел возможности распоряжаться деньгами на средства первой необходимости, что нанесло ему моральный вред, который он оценивает в 100 000 рублей.

    В судебном заседании истец Григоращенко С.С., участвующий с использованием системы видеоконференцсвязи, заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснив, что в пенсионный фонд по месту жительства с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца он сам не обращался, после смерти матери он не имел постоянного места жительства, проживал в разных местах, и опекунство над ним никто не оформлял.

Представитель ответчика ГУ УПФР по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Метусова Е.Н. в судебном заседании исковые требования Григоращенко С.С. не признала, возражала против их удовлетворения, пояснив, что истец не обращался с заявлением о назначении ему ни социальной, ни страховой пенсии по потере кормильца в 2000 году, сведений о его опекуне не имеется, который бы после смерти матери истца обратился с соответствующим заявлением, поэтому право на пенсию по случаю потери кормильца у него не возникло. В соответствии с требованиями ст. 118 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в период смерти родителя истца), утратившего силу с 01.01.2002 г. в связи с принятием Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", установлен заявительный характер назначения пенсии. Учитывая, что Григоращенко либо его опекун в пенсионный орган с указанным заявлением не обращался, то его права ответчиком нарушены не были, что является основанием для отказа в иске. Требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, так как согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Григоращенко С.С. не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38, 56 и ч. 2 ст. 68 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в период смерти родителя истца), утратившего силу с 01.01.2002 г. в связи с принятием Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", право на пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (ст. 53 Закона). Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер социальной пенсии нетрудоспособным гражданам назначается детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери - 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 18 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. Перерасчет размера пенсии может производиться в том числе в связи с изменением категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии (пп. 1, 2 ст. 22 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии (ст. 23 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ). Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

Размеры базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца определены п. 1 ст. 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно: размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается: детям, указанным в п.п. 1 п. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей (круглым сиротам) - 450 рублей в месяц (на каждого ребенка). Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Трудовая пенсия назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией в следующих случаях: трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее, чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией (пп. 3 п. 4 ст. 19 Закона).

В соответствии с "Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па (далее - "Перечень документов") к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии по случаю потери кормильца как по государственному пенсионному обеспечению, так и трудовой пенсии должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству лица, на которое назначается пенсия; о смерти кормильца; подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем. Кроме того, в необходимых случаях прикладываются документы о смерти другого родителя (п. 4, 9).

Как следует из материалов дела, Григоращенко С.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края. В свидетельстве о рождении серии II-ИО в графе отце указан ФИО1, в графе мать – ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ отец истца умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ВА от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ЗАГС Ульяновской области.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ОЗАГС Советской районной государственной администрации Ставропольского края.

Таким образом, с учетом потери обоих родителей, Григоращенко С.С. в соответствии со ст. 53 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" имел право на получение пенсии по потере кормильца в установленном законом размере.

Статьей 118 Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлен заявительный характер назначения пенсии.

В соответствии со ст. 118 Закона РФ 20.11.1990 N 340-1 пенсия назначается со дня обращения за ней (за исключением случаев, установленных ст. 119 Закона). Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления.

Аналогичные нормы закреплены в главе 5 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Исключение из этого правила предусмотрено при назначении впервые пенсии по потере кормильца и обращением за ней в течение 12 месяцев - в этом случае пенсия может быть назначена со дня смерти кормильца.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, следует, что пенсионные правоотношения носят исключительно заявительных характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, предоставляющего необходимые документы.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, Григоращенко С.С., в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих, что после смерти матери он либо его опекун обращался в Управление пенсионного фонда по месту жительства с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца.

Более того, в судебном заседании истец Григоращенко С.С. сам указал, что не обращался с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, опекун ему не назначался.

Разрешая заявленные требования, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и анализа положений Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", приходит к однозначному выводу об отказе в удовлетворение требований истца, поскольку ни сам Григоращенко С.С., ни иное лицо, действующее в его интересах, не обращались за назначением пенсии, либо ее перерасчетом в отделения пенсионного фонда, так как назначение пенсии либо ее перерасчет обусловлено наличием права на указанную пенсию и ее перерасчет, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Исковые требования Григоращенко С.С. к ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей также не подлежат удовлетворению как в силу отказа судом в удовлетворении его основного искового требования, так и в силу следующего:

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений ст. ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, которые не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение пенсионных прав.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Причинение морального вреда Григоращенко С.С. обосновывает несвоевременной выплатой пенсии по потере кормильца, то есть связывает с нарушением его имущественных интересов. Законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Григоращенко Сергея Сергеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о взыскании пенсии по потере кормильца за период декабря 2000 года по март 2002 года в размере 200 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2019 года)

Судья Ю.В.Курбанова

2-1489/2019 ~ М-951/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григоращенко Сергей Сергеевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное)
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Курбанова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
georgievsky--stv.sudrf.ru
23.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2019Передача материалов судье
26.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2019Подготовка дела (собеседование)
26.06.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.08.2019Предварительное судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
14.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее